Секция IV
Культура и культуры в эпоху интернета
К.Э. Разлогов
Источник: альманах «Развитие и экономика», №1, сентябрь 2011, стр. 143
Кирилл Эмильевич Разлогов – доктор искусствоведения, директор Института культурологии РАН.
Когда мы рассматриваем современную ситуацию в культуре, которая во многом развивается под воздействием новых электронных средств коммуникации, мы видим, что наше представление о культуре перестает соответствовать этой новой ситуации. Традиционное представление о культуре представляет культуру в форме своеобразной пирамиды, на вершине которой находятся в идеале Господь Бог, далее священники, пишущие священные тексты, далее группа университетских профессоров, которые интерпретируют эти тексты и передают их следующим поколениям, и так далее до основания пирамиды, где находится наименее культурная часть аудитории. За пределами пирамиды находится наибольшая часть населения Земли, которая с этой точки зрения культурной не является. Точкой отсчета для парадигмы, где культура может существовать только в единственном числе, является представление о том, что универсальной точкой отсчета является Господь Бог, но в XVIII-XIX вв. под воздействием идей Просвещения такой точкой отсчета стали нация и государство, национальная культура. И вот сейчас очень много говорят об основаниях российской национальной культуры, о том, что нужна национальная идея, нужно каким-то образом объединить тот регион, который пока еще находится в сфере политического влияния города Москвы. Еще одна точка отсчета для этой вертикали культуры – объединить сословие жрецов с сословием университетских профессоров. И в результате в XIX в. в России появляется формулировка «читающая и пишущая публика» – это, как правило, одни и те же люди. Если мы вспомним, что в середине XIX в. процент грамотных на земном шаре был около 5%, а из них могли прочесть длинный роман, наверное, всего 1%, то вот этот 1% населения находился у вершины и у основания этой пирамиды, в том числе среди читающей и пишущей публики были те, кто считался гением, и те, кто считался значительно менее весомым в культуре. Но продолжало существовать то самое вертикальное представление о культуре, когда культура одна, поэтому она наша, а те, кто не разделяет наших ценностей, идей и убеждений, являются людьми некультурными, туземцами, аборигенами, которых нужно подвергнуть то насильственной христианизации, то наоборот насильственному обращению в новую светскую религию.
Рассматривая современную ситуацию в культуре, которая во многом
развивается под воздействием новых электронных средств
коммуникации, мы видим, что наше представление о культуре
перестает соответствовать этой новой ситуации.
Современная ситуация в культуре в этом плане радикально отличается от этого. На смену вертикальным представлениям о культуре в реальной жизни (я не говорю о головах университетских профессоров) пришло представление о культуре как сфере, своеобразном шаре, который представляется то плавильным котлом, то неким бурлящим, безумным морем, и в этой сфере господствует новая точка отсчета, которая связана не с читающей и пишущей публикой, а с ее антиподом – с не читающей и не пишущей публикой, с публикой, которая делает телевизионные шоу и смотрит телевидение. Эта публика в основном воспитана на новом типе культуры, в частности культуре электронной, ибо телевидение есть одна из главных платформ электронной культуры помимо интернета, и она руководствуется совершенно иными принципами, нежели культура классическая. Я об этом уже говорил неоднократно. Мы ничего не поймем в электронной культуре, если не поймем, каким образом структурировано это новое культурное пространство.
{div width:282|float:left}{module walter-benjamin}{/div}Электроника здесь играет решающую роль. Электроника – это современная фаза того, что Вальтер Беньямин в свое время называл технической воспроизводимостью произведения искусства, которая лишает их ауры неповторимости, в результате чего они превращаются в потребительский товар. Электроника изменила всю ситуацию с момента изобретения кинематографа и фотографии. Она также влияет естественно на глобальное распространение процессов творчества. Сегодня с помощью самой простой электроники, широко распространенной (хотя мы не будем преувеличивать ее общее распространение), любой может приобщиться к творчеству. В то время как даже в сфере экранной культуры ранее поставить фильм, проявить фильм на пленку и сделать так, чтобы этот фильм можно было показывать, было уделом немногих, которые обладали средствами производства этого типа произведений.