Секция IV
Глобализация культуры – миф или реальность?
К.Э. Разлогов
Источник: альманах «Развитие и экономика», №1, сентябрь 2011, стр. 140
Кирилл Эмильевич Разлогов – доктор искусствоведения, директор Института культурологии РАН.
В мире сосуществуют различные представления о культуре. Публицисты вспоминают о том, что только определений культуры насчитывается несколько сотен. Однако я не могу согласиться с тем, что в этой совокупности мнений нельзя обнаружить признаков системности. Скорее наоборот. Силовых полей в этой сфере не так уж много.
Большая часть распространенных воззрений вписывается в представления о так называемой «культурной вертикали». Хрестоматийное определение в этом контексте: «Культура – это все лучшее, что создано человечеством». В соответствии с этим постулатом выстраиваются различные иерархии: и произведений искусства – по художественному качеству, и людей – по уровню культурного развития. В воображаемой вершине всех этих иерархий оказывается точка, где сливаются воедино истина, добро и красота, иными словами – Господь Бог, а точнее – христианская Троица, коль скоро речь идет о европоцентристской концепции, господствовавшей вплоть до рубежа 19–20 веков. Отсюда и идеи Просвещения, согласно которым два-три процента населения земного шара, грамотные настолько, чтобы одолеть многостраничный роман, прилагают все усилия для того, чтобы просветить некультурное человечество. Отсюда и привилегированное положение в сфере культуры литературного и художественного творчества, призванного в новое время (эпоху модерна по Хабермасу) «открывать новое» и способствовать его распространению.
Здесь мы подходим ко второму – инструментальному представлению о культуре, в соответствии с которым формируется государственное управление в промышленно развитых странах, где к ведению министерств культуры относятся, как правило, культурное наследие во всех его формах и текущее художественное творчество.
Иная линия представлений о культуре восходит к этнографии и этнологии и политически оформляется в середине 20 века в результате распада колониальных империй. Самые разные народы, традиции которых ранее интересовали только специалистов, добились независимости и не хотели больше считаться «некультурными». В результате возникло представление о множественности культур и их принципиальном равноправии вне зависимости от числа носителей той или иной культуры. Эти идеи получили воплощение в международной практике, в частности, в рамках ЮНЕСКО. Параллельно под воздействием рыночной экономики и глобализации формировалась новая – компенсаторно-развлекательная – парадигма культурного развития на планете.
В оценке этих явлений я, конечно, буду расходиться в определениях и представлениях с тем, что здесь говорилось о культуре. Иногда даже радикально. Потому что с точки зрения современной культурологии, культура – это система нравов, обычаев и традиций, которые объединяют разные группы людей, разные культурные сообщества. По определению, данному на Конгрессе ЮНЕСКО в Мексике еще в 1983 году, эти традиции и ценности находят выражение не только в произведениях литературы и искусства, но и в образе жизни, обычаях и ритуалах, в повседневной жизни и вообще в правилах общежития и поведения. Соответственно, и культур множество, и культуры определяются на разных уровнях. Скажем, если говорить о культуре правящей элиты в нашей стране, то основным элементом этой культуры оказывается, как ни странно, лагерное прошлое. Одни сидели в лагерях, другие, наоборот, охраняли их.
О.Т. Богомолов: А третьи будут сидеть.
К.Э. Разлогов: Мышление по понятиям, формулировки, которыми пользуются власть предержащие в нашей стране, имеют лагерные истоки, как популярность радио «Шансон». Доказательство тому – разговоры о «беспределе» в устах самых крупных наших политических деятелей. Тут нельзя не упомянуть, конечно, крылатую формулировку «мочить в сортире». С одной стороны, это устанавливает некие общие законы взаимодействия между властью и народом, которые говорят на одном языке и в одних понятиях, но, с другой стороны, свидетельствует о том, что жизнь по понятиям в этом кругу, конечно, значительно более действенный механизм, чем какие бы то ни было механизмы модернизации, предполагающие совершенно другие вещи.
Поэтому особенно интересно наблюдать за тем, каким образом эти понятия трансформируются в ходе нашего политического и культурного процесса, каким образом люди понимают или не понимают друг друга.
Вот один пример. Заместитель министра культуры (не буду его называть – кто именно, не имеет значения) в тот момент, когда был объявлен курс на инновации, сказал на официальном форуме приблизительно следующее: «Вот теперь все понятно, у нас культура будет инновационной». С точки зрения современных научных представлений, культура не может быть инновационной, потому что культура по своей природе консервативна. Культура базируется на том, что связи, обычаи и традиции, объединяющие людей, должны по возможности быть стабильными, иначе все будет сломано. Взаимопонимание будет разрушено. Поэтому культура, с этой точки зрения, – враг этих изменений, этой модернизации, даже если бы они делались на какой-то более разумной основе, нежели та, на которой они делаются здесь. Поэтому, когда мои коллеги, деятели культуры, обвиняют наши власти, Путина и Медведева, что в их посланиях Федеральному собранию не упоминается слово «культура», я думаю, что оно не упоминается не случайно. Потому что у них умные советники: они понимают, что культура – чуть ли не главный враг того, что они пытаются сделать. И что поэтому культуру и упоминать нечего.