Секция III
Свобода компетентности: ответ на проблему потери управляемости в больших иерархических системах управления
З.А. Кучкаров
Источник: альманах «Развитие и экономика», №1, сентябрь 2011, стр. 134
Захирджан Анварович Кучкаров – директор Аналитического центра «Концепт».
Мой доклад посвящен важному аспекту – административной компоненте. Мы это называем организационным управлением, и наш центр занимается исследованием систем государственного управления, регионального управления, субъектового, муниципального, корпоративного и так далее, и концептуальным проектированием и внедрением сложных и сверхсложных систем управления. Сложившиеся на данный момент организации представляют собой наслоение разных эпох, разных реформ, разных попыток улучшения и так далее. Когда мы проводим новую проводку, поверх нее проводим еще новую проводку и так далее. Это реальное помещение нашего института, которое я сфотографировал несколько лет назад. Это образ сложившихся организаций, в том числе, естественно, российских, нашего государственного и корпоративного управления. То, чем мы занимаемся.
Что мы пытаемся улучшить, реформировать, реорганизовать? Ответ на проблему потери управляемости вырабатывается уже достаточно давно, сорок лет нашему новому концептуальному направлению. Основной феномен, который был открыт и исследуется, это феномен потери управляемости в организации. против коронавируса эротический массаж в москве Мы исследовали около 300 корпораций, более 100 систем государственного управления (министерств и ведомств), поэтому накоплена огромная симптоматика этого явления. Для того чтобы начать от фактуры, я на нескольких слайдах покажу симптоматику, которая вполне всеми узнаваема. Хотели одного, получилось другое.
Симптомы сверхбольшой организации
- Большое число уровней организационной структуры (10–17).
- Число организационных единиц достигает сотен и тысяч.
- Число прямых подчиненных единиц – десятки.
- Численность управленческого аппарата – тысячи человек.
- Управленческая нагрузка неравномерна и может отличаться в разы и даже десятки раз.
- Большое число внутренних НПА (10000–1000000 НОРМ/год).
- Большое число ведущихся «проектов».
- Общее число функций управления на верхнем уровне – несколько тысяч.
- Функциональная структура представляет собой конгломерат из разных оснований.
Министерства, ведомства, администрации субъектов федерации, муниципальные органы власти,
РАО, госкорпорации, ОАО – это сверхбольшие «организации».
В современной ситуации, как правило, даже результаты деятельности прямо противоположны благим намерениям. Происходит утеря цели и разрушение механизмов целеполагания, способности к самоорганизации. Это явление проявляется в обилии бессмысленных многочасовых совещаний у директора, срывах сроков, потере документов, процедурном кретинизме, как мы называем в сердцах систематические перегрузки наверху, незагруженность отделов внизу или наоборот. Очень редко проекты укладываются в сметную стоимость – это тоже потеря управляемости. Превышены нормы управляемости, неясны ответственность и полномочия персонала, несоответствие должностным инструкциям, неясность функциональных обязанностей и так далее. Неуправляемость в отношении с внешней средой. Конфликты, структура задолженности перед бюджетом, перед кредиторами и так далее. Огромный пласт – это противоречия и пробелы в нормативно-правовой и нормативно-методической базе.
Сложившиеся сверхбольшие организации
- Процесс складывания или естественной эволюции организационных форм.
- Наслоение разных реформ разных лет, в том числе не доведенных до конца.
- Противоречия разных подходов.
- Конфликты разных поколений руководителей.
- Несвоевременная ликвидация устаревших организационных форм.
- Предпочтение локального совершенствования организации целевому целостному
современному проектированию.