Секция III
Проблемы развития в условиях глобальной
политэкономии знания
А.В. Коврига
Источник: альманах «Развитие и экономика», №1, сентябрь 2011, стр. 130
Александр Васильевич Коврига – заместитель главного редактора научного журнала «Социальная экономика» Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина.
Та драма, которую Василий Михайлович Симчера представил, эти ужасные цифры, – это чрезвычайно важный контекст, и я попробую двигаться в том же духе и в том русле, в котором он говорил. Это драма, но пока еще не трагедия.
Мне кажется, что для того, чтобы обсуждать вопрос о взаимодействии общества и экономики, прежде всего нужно представить себе ту динамику, где мы можем это «взаимодействие» обнаружить, ту стихию, где эти вещи могут быть прописаны, и по отношению к чему мы можем выстраивать стратегии и как-то действовать. Это ключевой вопрос.
Итак, с какой стихией мы имеем дело?
Когда я готовился к этому мероприятию, я вспомнил философию Уйэна Гретцки и Валерия Харламова. Почему они такие успешные хоккеисты? Потому что они бегут не туда, где шайба сейчас, а туда, где она будет в следующий момент.
Вот для того, чтобы быть практичными, как Олег Тимофеевич Богомолов призывает, чтобы какие-то действия продумать и выработать, нужно попробовать представить, куда шайба полетит в следующий момент. Потому что корректировать те процессы, которые сейчас развертываются, уже невозможно, это уже инерция истории. Поэтому нужно попробовать представить, что будет завтра и какой тренд будет определять развитие и всю общественную систему.
О.Т. Богомолов: Что значит завтра? После выборов? До выборов? Или через десять лет? Это завтра вы нам тоже определите?
А.В. Коврига: Очень хорошо, это очень важно. Нужно выделять те объекты, циклы жизни, которые выходят в 10, 20, 100 лет. Временные горизонты должны быть разными, потому что и возможности воздействовать тоже будут разными, и нужны разные средства.
Я пробую это как-то наметить. Смысл и статус доклада – это наметка такой исследовательской программы, которая была бы направлена на выработку оснований для построения политик развития в условиях формирования глобальных режимов знаний.
Тезис мой заключается в том, что в современной ситуации формируется новый режим знания. То есть новый режим выработки, распространения, употребления и циркуляции знаний в мире. То, что произошло с наукой, с нашей советской, постсоветской, и то, что сейчас происходит со статистикой, это все лишь отдельные фрагменты вот этой гигантской трансформации.
Кризисная ситуация с экономическим знанием, которая сейчас
наблюдается в России, прежде всего связана с тем, что мы
не смогли и не приняли различения немецкой или германской
традиции наук о народном хозяйстве, французской традиции
экономического знания, и не отличили их от англосаксонской версии.
Трансформация такого уровня и такого масштаба после эпохи Просвещения происходит впервые, то есть это смена вообще парадигмы, и в определенной мере она контрпросвещенческая. Вообще, здесь было бы важно учитывать, что по этой проблематике, по этой линии, по общественной связи неэкономического с экономическим достаточно много работ. Про Карла Поляни здесь уже говорила Валентина Гавриловна. Есть достаточно сильная Ланкастерская школа политической социологии и критической политэкономии, есть Амстердамская школа глобальной политической экономии, и есть Французская школа регуляционистов.
Та кризисная ситуация с экономическим знанием, которая сейчас наблюдается в России, прежде всего связана с тем, что мы не смогли и не приняли различения немецкой или германской традиции наук о народном хозяйстве, французской традиции экономического знания, и не отличили их от англосаксонской версии. И у нас англосаксонская версия, которая всегда претендовала на универсализм и всеобщность, сегодня принята как единственная, и мы ее просто пытаемся «внедрить». А она направлена на элиминирование всего социокультурного, общественного, того, что является помехой для реализации той картины мира, которая в ней сформирована. Это результат и продолжение длительной борьбы англосаксонского мира с остальным миром. Те способы порождения знания об экономике и обществе и хозяйственных системах, которые формировались в континентальной Европе, совершенно отличаются от того, что делалось в англосаксонской империи и культивируется сейчас (глобально).