Секция I
В поисках будущего
О.Н. Дамениа
Источник: альманах «Развитие и экономика», №1, сентябрь 2011, стр. 91
Олег Несторович Дамениа – руководитель Центра стратегических исследований при Президенте Абхазской Республики.
В традиционном абхазском обществе социальное будущее формировалось
«по образу и подобию» прошлого. Каждое новое поколение считало своим
долгом относиться благоговейно к памяти предков.
Тем самым социальный идеал в традиционном абхазском обществе, как платоновский «золотой век», оказывался в прошлом. Несмотря на это, социальное будущее здесь не было окутано мраком неизвестности. Оно представлялось людям, повторюсь, «по образу и подобию» прошлого, о котором в их памяти хранились достаточно ясные и образные представления. Как раз путем экстраполяции этих представлений на будущее и происходило его формирование.
Такой социальный опыт, накопленный в традиционном абхазском обществе, позволял ему функционировать достаточно стабильно на протяжении веков. Но в ходе трансформационных процессов и под воздействием внешних сил этот опыт стал меняться. Вследствие этого людям пришлось переходить к другой культурной матрице – поддерживать свое существование через механизмы не повторения унаследованного ими социального опыта, а развития его. Такие изменения усиливались в связи с наращиванием российско-кавказских интеграционных процессов.
Правда, и в российском обществе роль социального идеала при формировании будущего была чрезвычайно велика. Но при этом социальный идеал, к которому люди стремились, не отождествлялся с прошлым. Напротив, представления о будущем формировались здесь как отрицание наличной формы бытия, в том числе и прошлого. Потому социальное будущее как идеал не имело реального (чувственного) аналога и представляло собой лишь мысленную (абстрактную) конструкцию.
Иначе говоря, к социальному будущему люди стремились здесь не через повторения прошлого, а посредством его отрицания. Потому отношение к социальному прошлому в российском обществе было, как правило, критическим. Прошлое воспринималось как несовершенное. Задача, возникавшая в этой связи, как раз состояла в том, чтобы сделать его совершенным. Но сделать общество более совершенным можно лишь в будущем. Только будущее может быть воплощением социального идеала. Тем самым социальный идеал в самосознании общества оказывался не в прошлом, а в будущем. Не прошлое, а именно будущее, в котором мыслилась возможность достижения социального идеала, выступало в качестве исходной модели действия и критерия оценки реального состояния общества.