Научно-образовательная школа философии хозяйства (Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова)
Руководитель Ю.М. Осипов
Своими истоками философия хозяйства – как самостоятельное и полностью себя осознающее знание – восходит к началу XX в., когда в Императорском московском университете в 1912 г. была защищена профессором университета Сергеем Николаевичем Булгаковым докторская диссертация по теме «Философия хозяйства» с выходом в свет одноименной монографической работы.
Разумеется, философско-хозяйственные аспекты никогда не были чуждыми ни философии, ни теоретической экономии, но вполне осознанно философия хозяйства – как отличное от философии и экономии знание – возникла как раз в начале XX в., когда стало ясно, что ни философия в чистом виде, ни экономика в ее чисто научной интерпретации не решают фундаментальных вопросов хозяйственного бытия человека, даже их по существу и не ставят, а вопросы эти восходят не более не менее как к вечным вопросам человеческого существования: откуда пошло, почему, зачем, для чего, с каким исходом реализуется человеческое бытие, которое, собственно, и есть хозяйство (хотя, разумеется, не только хозяйство)?
Хозяйство как жизнь, жизнь как хозяйство – так поставила проблему именно философия хозяйства и именно на рубеже XIX–XX вв., когда выявилась недостаточность постановок и разрешений, свойственных общей философии и научной экономии.
С.Н. Булгаков выступил тогда против гипертрофии категоризма, сциентизма, позитивизма, экономизма, технологизма, математизма, кантитатизма, но также и против засилья марксизма. Признавая, что политическая экономия была по сути первой версией философии хозяйства и одобряя социально-этическую направленность марксизма, С.Н. Булгаков не мог согласиться с узко экономической, как и с узко классовой, как и со слишком материалистической, полезностной и потребительской трактовкой хозяйственного бытия человека. С.Н. Булгаков обратился непосредственно к человеку хозяйствующему с его трудовым инстинктом и творческим созиданием, его идеализмом и религиозностью, спящей в нем трансценденцией, видя во всех этих моментах не просто хозяйственные факторы, но фундаментальные основания бытия человека, его хозяйства. До Булгакова так никто не поступал, хотя тот же И.Т. Посошков не отходил далеко от этих оснований, а немецкие мыслители М. Вебер, В. Зомбарт, Г. Шмоллер и другие к ним весьма определенно приблизились.
Нужен был решающий шаг, и С.Н. Булгаков его сделал.
И произошло это в Московском университете!
Что бы ни думал сам Булгаков о своем труде, но совершенное им тогда в ходе полемики с воцарившейся вокруг экономической наукой, в частности, с политической экономией, позволило стать ему, что подтвердилось со временем, основателем, нет, не новой науки, а нового течения русской гуманитарной мысли. Фактически это была революция в человековедении: от точно-физикалистской науки и рационально-позитивистской философии к откровенчески-метафизическому знанию-размышлению.
Судьба философии хозяйства, как и ее основателя, оказалась драматической. Известно, что, приняв в 1918 г. священство (став протоиереем о. Сергием), Булгаков был вынужден покинуть Московский университет, а в 1922 г. он был вынужден покинуть и Россию – как высланный тогдашним правительством за границу без права возвращения. С 1925 г. Булгаков – профессор и декан Свято-Сергиевского Православного богословского института в Париже, в котором он проработал до конца своих дней. Умер С.Н. Булгаков в 1944 г. и похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев де Буа под Парижем. Философия хозяйства, открытая и созданная Булгаковым, была подвергнута насильственному забвению – ее как будто и не было (заметим, что сам Булгаков после опубликования в 1917 г. своего обобщающего труда «Свет невечерний» к проблематике собственно философии хозяйства не возвращался, все более занимаясь общей философией и богословием). Столь негативное тогда отношение к философии хозяйства было вполне объяснимо, ибо она было несовместима со стремлением установить монополию марксистской философии и марксистской же политэкономии, к чему стремилась воцарившаяся в России власть. Философия хозяйства слишком противоречила сциентизму, материализму, экономизму, т. е. всему тому, что было как раз взято на вооружение правящим режимом. Традиция философии хозяйства, не успев толком сложиться, была искусственно нарушена. Нельзя сказать, что философско-хозяйственные мотивы совсем умолкли, ибо они присутствовали так или иначе в той же марксистской политэкономии, но они не имели своего собственного самостоятельного звучания.
Надо заметить, что С.Н. Булгаков отличался не только огромной эрудицией и глубиной мысли, но и очень большой научной добросовестностью, – и он не только признавал заслуги политэкономии, но и, видя ее ограниченность и даже определенную тупиковость, подверг политэкономию основательной, в общем-то позитивной и вполне доброжелательной критике, проявив максимум терпимости и такта. Булгаков предпочел конструктивную критику политэкономии, не отрицая ее положительно-приемлемых аспектов, а вот противники философии хозяйства пошли на полное игнорирование этой последней.
Как и философия вообще, философия хозяйства признает все многообразие и сложность мира, стремясь к целостному его охватыванию в процессе познания и отображения. Отсюда максимально мировый заход философии хозяйства на само хозяйство, в котором она видит прежде всего, согласно Булгакову, не что иное, как саму жизнь. Хозяйство как жизнь, а жизнь – как хозяйство. Вот исходная посылка философии хозяйства, которая далее уточняется, конечно же, посредством выделения по крайней мере трех аспектов: организации, межчеловеческих отношений и отношений человека со средой обитания. Жизнь, взятая в организационном аспекте, в зоне отношений между людьми (между организмами), а также отношений человеческих организмов со средой, дает нам, так или иначе, хозяйство. Заметим, что хозяйство одновременно выходит к человеку самому по себе и к человеку в рамках социального общежития. И за всем этим, подчеркнем еще раз, стоит сама жизнь, а не, допустим, лишь производство потребительных благ, их распределение и потребление, как не сам по себе оптимальный хозяйственный выбор и уж тем более не экономическая (денежная) эффективность. Философия хозяйства не ограничивает себя каким-либо аспектом, пунктом или какой-либо сферой хозяйства, как и какой-либо задачей хозяйства, его специальной целью, нет, философия хозяйства рассматривает хозяйство во всем его масштабе и на всю его глубину, ибо в исходе у нее сама жизнь.
Есть и другое важнейшее исходное положение философии хозяйства, вытекающее из ее философской природы – учет не просто сложности, многообразия и целостности мира-жизни, но и, что исключительно знаменательно, его и ее, т. е. мира и жизни, трансцендентности, которая трактуется не столько как непознаваемость или как некая потусторонность, а как естественное и необходимое свойство бытия, в чем-то непременно и познаваемое (указать на трансценденцию – уже ее познать), и обязательно посюстороннее, характерное для этого мира и этой жизни. Трансцендентная часть мира-жизни – не просто скрытая и до конца не раскрываемая, а та часть, которая реализует себя не по принципам имманентной части, обычно и изучаемой и трактуемой наукой, а по иным – трансцендентным – принципам, т. е. согласно другой логике (нелогичной, так сказать, логике).
Философия хозяйства способна, как мы видим, зацепить все богатство бытия, разумеется, в необходимой для нее мере, чего явно не может сделать ни одна наука, к тому же стремящаяся к специализации и отгораживанию от всего остального. Вот почему мы смеем утверждать, что философия хозяйства, как и вообще философия, – не в строгом смысле слова наука, хотя наукой философия никак не пренебрегает. Другое знание, другой размыслительный поток, другие горизонты. У философии хозяйства практически нет пределов, что не означает, конечно, что она вообще беспредельна.
В настоящее время философия хозяйства в Московском университете и в России возрождена и весьма успешно развивается. Характерно, что это возрождение (или даже новое рождение) произошло не в связи с непременным обращением к трудам С.Н. Булгакова, а вполне само собой, ибо в последней четверти XX в. обществоведческой мысли пришлось вновь пройти путь, которым уже прошла обществоведческая мысль в начале XX в. Философия хозяйства вновь возникла как ответ на потребность преодолеть ограниченность теоретической экономии и выйти на просторы широких и глубоких переосмыслений. Новое рождение философии хозяйства, вполне самостоятельное, восстановило прерванную связь времен, став одновременно и возрождением философии хозяйства, отдав при этом вполне заслуженное признание С.Н. Булгакову – действительному основоположнику действительной философии хозяйства.
Современное бытие философии хозяйства, в том числе и современной философии хозяйства, немыслимо без имени Сергея Николаевича Булгакова, который не только первым бросил критический – со стороны философии и вообще смыслового контекста – вызов экономической науке, в первую очередь, политической экономии, не только заложил основы нового мировоззренческого знания, но и который вполне достойно присутствует в актуальной философско-хозяйственной мысли, ее поддерживая и обогащая. Можно с уверенностью сказать, что Булгаков не только не устарел, – о чем даже и говорить не приходится, – но что нет ни одной его мысли, которую можно было бы признать явно ошибочной и ненужной. С.Н. Булгаков – настоящий классик настоящей философии хозяйства. Булгаковское учение полностью и органично вошло в философско-хозяйственное знание, оно в нем есть и оно в нем живет, направляя и динамизируя ведущийся в его рамках творческий поиск. Если воспользоваться терминами философии хозяйства, то Булгаков – демиург философии хозяйства, ее прародитель. Рукописи, как известно, не горят, – и булгаковское наследие не исчезло, оно восстало, оно явилось, оно с нами!
Ученые Московского университета уделяют большое внимание личности С.Н. Булгакова, составившего, хотя это еще и не общепризнано, славу университета. Нет никакого сомнения в том, что Булгаков входит в число самых замечательных представителей Московского университета, его воспитанников и профессоров. Время признания пришло, и признание это будет только усиливаться.
В 1996 г., по случаю 125-летия со дня рождения С.Н. Булгакова, по инициативе Центра общественных наук при МГУ и экономического факультета была проведена международная научная конференция «Творческое наследие С.Н. Булгакова и современное социально-экономическое знание», по итогам которой была издана содержательная коллективная монография «Преодоление времени» (1998). После этого был проведен ряд менее крупных, но не менее значимых научных форумов, обращенных к Булгакову и его творчеству. 19 и 20 июня 2001 г. состоялась международная научная конференция «Философия хозяйства: вчера, сегодня, завтра», посвященная 130-летию со дня рождения С.Н. Булгакова, материалы которой нашли отражение в первой части объемной коллективной монографии «Экономическая теория на пороге XXI века – 6» (2002 г.).
В 1997 г. под эгидой Центра общественных наук было создано Философско-экономическое ученое собрание, которое насчитывает в настоящее время более 225 членов. Свидетельство о членстве в собрании за №1 было выписано на имя С.Н. Булгакова. В рамках деятельности собрания проводятся различные научные мероприятия, осуществляется эффективная координация интересов и труда сторонников философско-хозяйственного подхода.
Свободный обмен мнениями и поток письменных работ вызвал необходимость создания периодического издания, которым стал сначала «Альманах Центра общественных наук» (1997–1998), а затем полноценный научный журнал «Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ» (выходит с 1999 г. по шесть номеров в год).
В 2000 г. вышла в свет работа Ю.М. Осипова «Очерки философии хозяйства», продолжившая первую публикацию по философии хозяйства – «Опыт философии хозяйства», вышедшую в 1990 г., а затем Ю.М. Осипов издал новые фундаментальные труды по философии хозяйства – «Философия хозяйства» (2001) и «Время философии хозяйства» (2003). В рамках последнего был опубликован первый в стране «Курс философии хозяйства. Свод лекций», вышедший отдельной книгой в 2005 г. В Центре общественных наук и на экономическом факультете ведется работа по подготовке первой в стране, а возможно, и в мире, «Экономико-философской энциклопедии – Философии хозяйства».
Философия хозяйства – новое, хотя и не сегодня родившееся, знание. Она активно развивается. В Московском университете создана научно-образовательная школа философии хозяйства, признанная официально на государственном уровне. Основателем и руководителем действующей научно-образовательной школы является профессор Московского университета, директор Центра общественных наук при МГУ, заведующий лабораторией философии хозяйства экономического факультета МГУ (первой и пока единственной в стране) Юрий Михайлович Осипов.
В 2008 г. вышла в свет большая коллективная работа «Антология современной философии хозяйства» (в 2-х томах), подытожившая проделанное сообществом ученых, сложившимся вокруг ЦОН при МГУ и поддерживающим научно-образовательную школу философии хозяйства.
В 2009 г. по инициативе Ю.М. Осипова и с активным участием А.Ю. Архипова, И.Г. Бугаяна (Ростов-на-Дону) и Б.И. Пашко (Москва) была создана межрегиональная общественная организация «Академия философии хозяйства», первый диплом которой был выписан, как и в случае с ФЭУС, на имя С.Н. Булгакова, чем был подтвержден основополагающий вклад русского мыслителя в философию хозяйства и отдана дань заслуженного уважения его замечательному творческому наследию. В настоящее время в составе академии около 150 действительных и почетных членов, членов-корреспондентов и членов-попечителей. Среди членов академии ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Ярославля, Екатеринбурга, Иваново, Костромы, Новосибирска, Кемерово, Волгограда, Волжского, Краснодара, Новороссийска, Владимира, Орла, Ливен (родины С.Н. Булгакова), Ельца, Пскова, а также Украины, Белоруссии, Казахстана, Польши. Президентом академии является Ю.М. Осипов, который входит также в число действительных членов Академии гуманитарных наук, Российской академии естественных наук и ряда других отечественных и зарубежных академий и ассоциаций.