Три фасада ЦУМа
Александр Белкин
Источник: альманах «Развитие и экономика», №1, сентябрь 2011, стр. 74
Архитектура – особый вид искусства. Она развивается в прямой зависимости от уровня материальных условий, эстетических идеалов и идеологических принципов времени. Архитектура отражает и запечатлевает на десятилетия, порой – на века – как взлеты и достижения заказчиков и творцов своего времени, так и их ошибки, заблуждения, дурновкусие. В этом смысле архитектурный облик среды, изменения в ней происходящие, могут служить не только иллюстрацией, но и «измерительным средством», позволяющим исследовать динамику общественных ценностей, способов их сохранения и разрушения.
История зданий ЦУМа – показательный пример. Прежде всего, в том отношении, что во всех трех случаях речь идет о расширении торговых площадей, то есть, перед заказчиками стояла «экономическая» задача, которую архитекторы во всех трех случаях, разумеется, решили. Одновременно с утилитарной «экономической» целью возникали и эстетические цели или как минимум последствия.
В первом случае архитектор Р. Клейн создал эстетически полноценный объект, украсивший город и одновременно усиливающий экономическую выгоду для владельцев магазина: здание привлекает покупателей, оно само стало, говоря современным языком, брендом.
Во втором случае решалась иная эстетическая задача: не навредить городской среде и одновременно показать способность продолжить ту же линию, используя новый архитектурный язык. Несмотря на очевидную скупость средств и ограниченность возможностей, авторы не поступились профессиональным уровнем.
В третьем случае авторы оказались не способны решить ни одной из задач, кроме тривиального увеличения торговых площадей. В результате тот потенциал эстетического развития городской среды, который несло в себе исключительное по своей ценности место – сквер и фасад, выходящий на Кузнецкий мост, – оказался не только не использованным, но использованным во вред: вместо развития налицо регресс.
Редакция