Изысканность в камне
Вадим Разумов – автор блога «Летопись русской усадьбы», руководитель проекта «Усадебный экспресс», усадьбовед, фотограф архитектуры, блогер, кандидат экономических наук
Иллюстративный очерк о судьбах русского барокко
Причудливый, величественный, запоминающийся – такими эпитетами большинство из нас характеризуют архитектурный стиль барокко. Ему, зародившемуся в Европе и получившему на территории России особое звучание, была уготовлена судьба на несколько веков стать олицетворением богатства, роскоши и даже – материальных излишеств. Барокко пришлось по вкусу и российским самодержцам, и представителям высшей знати, и архитекторам-градостроителям. Даже в наше время, спустя многие годы после зарождения этого стиля, барочные ноты в интерьерах и архитектуре являются непременными спутниками многих богатых домов, престижных ресторанов и фешенебельных отелей. Но сейчас я предлагаю обратиться к теме русских барочных усадеб и совершить путешествие по самым интересным «дворянским гнездам», на территории которых сохранились барочные постройки.
Стиль барокко в России достиг своего расцвета в начале XVIII века. Его активное распространение было тесно связано с правлением Петра Великого и его реформами, сменившими культурный уклад России тех лет. Стремление к светскости, основание Петербурга, расширение границ государства и открытие небезызвестного «окна в Европу» заставили русского человека, во-первых, существенно пересмотреть свои вкусы, а во-вторых – ориентироваться на мнения иностранных специалистов, которые стали частью столичного общества. Именно так на смену традиционным русским стилям в архитектуре пришло барокко.
В России этот стиль претерпел некоторые изменения. Он не только причудливым образом смешался с традиционными элементами российского зодчества, дав нам такие разновидности стиля, предшествующие петровскому барокко, как московское барокко, нарышкинское барокко и другие типы предбарокко, но и стал отличаться от своих европейских аналогов разнообразием цветовых решений.
Однако период, в течение которого в России господствовал стиль барокко, был относительно недолгим. Вскоре ему на смену пришел стиль рококо, а позже в российской архитектуре воцарился длительный период классицизма.
Барокко в столице Российской империи
Признанным центром барочной архитектуры в России является Санкт-Петербург. Здесь, в бывшей столице Российской империи, он получил широкий размах. В Петербурге не было временного запрета на каменное строительство, именно здесь представители высших сословий в тандеме с приглашенными архитекторами задавали тон в направлениях зодчества того времени.
К главному и самому выдающемуся произведению петербургской барочной архитектуры относятся Зимний дворец, возведенный в 1754–1762 годах выдающимся зодчим Франческо Бартоломео Растрелли.
Гению Растрелли принадлежит создание и других культовых построек в стиле позднего барокко – Большого Екатерининского дворца в Царском Селе и Большого дворца в Петергофе. Эти сооружения, поражающие размахом, красотой и богатством, являются не только главными барочными строениями страны, но и самыми известными символами России.
Другим – менее известным, но не менее выдающимся – памятником барокко в России является роскошная усадьба дворцового типа Ораниенбаум, построенная для сподвижника Петра Великого Александра Меншикова. Он относится к редким и старейшим образцам петровского барокко в Петербурге и его окрестностях. Строительство дворца под руководством архитекторов Франческо Фонтана, Иоганна Браунштейна и Иоганна Шеделя продолжалось с 1711 по 1727 годы. Он представляет собой масштабную двухэтажную постройку, увенчанную княжеской короной, к которой примыкают скругленные галереи с павильонами. В наши дни этот редкий образец русской архитектуры первой половины XVIII века сохранился и смог избежать капитальных разрушений и перестроек. Дворцовый комплекс в Ораниенбауме музеефицирован и доступен для туристов.
К сожалению, до наших дней дошла лишь малая часть некогда прекрасных дворцов, особняков и крупных парковых построек в стиле барокко. Этому послужило несколько факторов: просуществовавший некоторое время запрет на каменное строительство вне пределов Петербурга и его окрестностей, перестройка барочных зданий в классических формах, революция и годы бесхозности в советский период.
Уцелевшие дворцы и усадьбы в стиле барокко за пределами Петербурга – подлинная редкость и настоящие жемчужины, требующие к себе внимательного отношения. Рассмотрим наиболее яркие примеры усадебной архитектуры в стиле барокко, сохранившиеся на территории Москвы и Московской области.
Усадьба Глинки
Это имение является старейшей усадебной постройкой Подмосковья – оно было возведено в 20–30-х годах XVIII века. Имение в Глинках принадлежало известному государственному деятелю и ученому Якову Брюсу. Будучи сподвижником Петра Великого, он был хорошо знаком с последними веяниями в архитектуре и захотел возвести главный дом своей усадьбы в стиле барокко. Существует версия, согласно которой он лично принимал участие в составлении проекта будущего особняка.
Дом Брюса в Глинках представляет собой двухэтажное здание – прямоугольное в плане, с башенкой на крыше. Небольшое здание первоначально имело оригинальную для своего времени объемную композицию. Над одноэтажным и прямоугольным в плане объемом возвышался, подобно мезонину, центральный зал с северной и южной лоджиями. До перестройки его протяженные фасады, смотрящие на парадный двор (южный) и в парк (северный), были оформлены совершенно одинаково. Первый этаж завершался, по-видимому, трехскатными кровлями с балюстрадами, на которые из лоджий имелись выходы. Небольшое здание первоначально имело оригинальную для своего времени объемную композицию. Парадным фасадом главного дома является западный торец, обращенный к прудам и подъездной дороге и входящий в состав панорамы усадьбы. В декоре имения Брюса есть уникальные, встречающиеся только в этой усадьбе элементы – каменные маски-барельефы, изображающие различные гримасы. Яков Брюс – персона изобретательная и в некоторой степени склонная к эпатажу – хотел саркастически отразить в этих масках образы известных государственных деятелей.
Усадьба Брюса сохранилась в советские годы – долгое время в ней был расположен санаторий «Монино», однако сейчас лечебно-профилактическое учреждение прекратило свою деятельность. Старинный особняк, парк и хозяйственные постройки XVIII века в наши дни остались бесхозными и начали стремительно ветшать. Сейчас усадьба Брюса нуждается в спасении.
Грот в усадьбе Кусково
Шереметевская усадьба Кусково, которая в наши дни расположена в черте столицы, хорошо известна каждому жителю Москвы. Ее дворцово-парковый ансамбль складывается из форм и строений, принадлежащих к разным стилям. Но в окружении роскоши богатейшей дворянской резиденции особое внимание туристов и исследователей привлекает павильон «Грот». Возведенный в стиле барокко крепостным архитектором Федором Аргуновым и искусно украшенный Иоганном Фохтом, он представляет собой единственный в России павильон, который полностью сохранил свою «гротическую» отделку XVIII столетия. Это удивительное строение было построено в 1755–1761 годах и кропотливо украшалось с 1761 по 1775 годы.
Прекрасный павильон выполнен из камня на высоком трехступенчатом цоколе. Он искусно украшен скульптурами и множеством декоративных элементов. Внутренняя отделка грота представляет собой подлинное произведение искусства. Стены и потолок его помещения богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Ракушечная скульптура павильона «Грот» не имеет аналогов в России – подобная отделка не встречается даже в императорских резиденциях Санкт-Петербурга и его окрестностей.
Усадьба Лопасня-Зачатьевское
Другим ярким примером сохранившейся барочной усадьбы в Подмосковье является усадьба Лопасня-Зачатьевское. В разное время ей владели представители Васильчиковых, Пушкиных, Ланских и иных известных фамилий. Лопасня-Зачатьевское относится к числу так называемых пушкинских усадеб. В имении проживал старший сын великого русского поэта, здесь часто гостила супруга поэта, Наталья Пушкина-Ланская, и ее красавица-дочь Мария Гартунг, образ которой вдохновил Льва Толстого на создание культового персонажа – Анны Карениной.
В наши дни здесь располагается музей-усадьба «Лопасня-Зачатьевское», экспозиция которого насчитывает сотни интересных предметов. Однако одной из главных жемчужин музея является прекрасно сохранившийся дом-особняк, построенный в середине XVIII века в стиле елизаветинского барокко. Изначально этот особняк был одноэтажным и лишь в начале XIX века он был надстроен антресолями. В это же время барочный облик главного дома был дополнен ампирным крыльцом. Строение декорировано фигурными наличниками, ризалитами, карнизами и другими элементами, характерными для стиля барокко.
Интерьеры дома были восстановлены во вкусе второй половины XIX века – времени, когда владельцами усадьбы Лопасня-Зачатьевское были потомки Пушкина. Таким образом, это подмосковное имение представляет собой любопытный и эффектный синтез различных стилей и культур.
***
Величественные дворцовые и усадебные строения в стиле барокко являются подлинным украшением нашей страны. Они наиболее ярко представляют человеку XXI века все грани ушедшей эпохи XVIII столетия – эпохи дворцовых переворотов и Просвещения, изысканности, укрепления дворянского сословия, огромного общественного расслоения, европеизации культуры, роскоши и витиеватой театральности. Их сложность, масштабность и помпезная красота привлекают всякого любителя прекрасного и в наши дни. Именно поэтому интерес к барочной архитектуре остается неизменно высоким.
Фото: Вадим Разумов
Источник: dynamic-of-civilizations.ru