Картина «Большой» изобилует захватывающими авантюрами и колоритными персонажами
Долгожданный и максимально засекреченный фильм «Большой» Валерия Тодоровского (режиссер и съемочная группа отказывались сообщать детали проекта вплоть до премьерного показа) наконец-то стал достоянием публики. Пафосная, с красной дорожкой кинопремьера состоялась в Большом театре, о танцовщиках которого и повествует картина.
По сюжету, учатся в Московской академии хореографии, что на улице Фрунзенской (фильм частично снимался в интерьерах этого учебного заведения), три подружки. Одна — из богом забытого шахтерского городка, другая — дочка богатого папы, третья — с неясным происхождением, но очень работоспособная. Первые две подают надежды и, как водится, соперничают, третья мучается от несовершенства сложения и в итоге становится в Большом костюмершей.
Весь трехчасовой фильм — по сути, роман взросления. Герои проживают три возраста — малолетние школьники, выпускники, артисты Большого театра. Живут нервно, насыщенно, можно сказать, суетливо, считая год за три. А как иначе? Балет — профессия концентрированная. В 10 лет поступил в школу, в 38 закончил танцевать, а дальше — куда хочешь, туда и иди.
Драм и переживаний, подлостей и мерзостей, добра и великодушия в этой профессии столько же, сколько и в других, но времени танцовщикам отпущено мало. Поэтому чувства и действия приобретают повышенный градус, и фильм это отражает. В картине множество авантюр и колоритных персонажей.
Педагог-алкоголик (Александр Домогаров) вывозит главную героиню в столицу. Теряющая память экс-прима (Алиса Фрейндлих) отправляется к кремлевскому поклоннику выбивать роль для любимой ученицы. Амбициозная мамочка покупает эту роль для своей дочки. Отчаявшаяся соперница летит с крыши на крышу («Смотрите, какой у меня прыжок!»). Звезда стриптиза (Яна Сексте) тоскует о балетной карьере. Стареющий француз (Николя ля Риш) ставит балет в Большом театре и заодно выпивает на бульваре с кордебалетной девушкой. И всё это многообразие объединяет кадр-символ — величественная колоннада, увенчанная знаменитым фронтоном: картинка, которую знают даже те, кто в Большом театре никогда не был.
Валерий Тодоровский уже зарекомендовал себя мастером профессионального кино. То есть он умеет снимать фильмы о профессии. Появившаяся несколько лет назад «Оттепель» рассказала не только о весеннем обновлении 1960-х, но и о кинематографе как мировоззрении и образе жизни.
Фильм отличала абсолютная органичность и знание деталей. Никаких проблем с бэкграундом у Тодоровского, выросшего в кинематографической семье и с малых лет приобщившегося к профессии, не возникло. С балетом режиссеру (в картине он также выступил в качестве сценариста и продюсера) не так повезло.
— Я никогда не был балетоманом, — сказал Валерий Тодоровский, представляя «Большой». — И не могу сказать, что, посмотрев в детстве «Щелкунчик», загорелся желанием поставить фильм о балете, бесконечно, на мой взгляд, далеком от реальности, но очень привлекательном с точки зрения визуальной.
Кинематографичность балета в итоге его сразила, а потом обнаружилась богатая фактура, настолько объемная и неизведанная, что режиссер, по его словам, испугался, но было уже поздно, пришлось приступать к кастингу.
Главную героиню (Маргарита Симонова), окончившую Вильнюсское училище, нашли в Варшаве, ее подругу-соперницу (Полина Исаева) — в Москве, их соученика (Андрей Сорокин) — в Екатеринбурге. С театром о съемках удалось договориться, средства найти. Жаль, отработать их по полной программе не получилось. Фильм до названия не дотягивает.
В правдоподобие показанного — даже с поправкой на художественный вымысел — верится слабо, а порой не верится совсем. Нет убеждения, что эта история про Большой балет. Может быть, про Новосибирский или Пермский, или даже про Сыктывкарский, но уж точно не про первую труппу страны. Не те фигуры, не те лица, не та харизма. Словом, не тот масштаб.
Вспоминается недавний фильм Анны Матисон «После тебя» с Сергеем Безруковым в главной роли. Средств на него было потрачено в разы меньше, а результат получился неизмеримо больше. В то, что Безруков — гениальный танцовщик, веришь. В то, что персонажи Тодоровского претендуют на премьерский статус, — нет. И никаким режиссерским мастерством дефицит масштаба не скроешь.
Возможно, пойдет на пользу фильму смена формата. В качестве полнометражной ленты он затянут и клочковат. В сериале же имеет шанс обрести более широкое дыхание. К созданию телевизионной версии, куда войдет весь отснятый материал, режиссер, по его словам, уже приступил.
Источник: izvestia.ru