Эволюция партизана (II).
Партизаны Новороссии

Михаил Остроменский

Специально для портала devec.ru

Михаил Петрович Остроменский – исследователь, политический философ. Председатель регионального отделения Межрегиональной общественной организации «Вече», Председатель регионального отделения Всероссийской политический партии «Партия Дела»

«О том, любит ли Бог англичан или же ненавидит их, я не знаю.
Я знаю только то, что они должны быть изгнаны из Франции.»
Жанна д' Арк

I

В первой части работы (см. альманах «Развитие и Экономика» №12, 2014, http://www.devec.ru), отталкиваясь от «теории партизана» Карла Шмитта, была рассмотрена эволюция такого социально-политического феномена как «партизан», за последние примерно 400 лет его существования. В соответствии с данным К. Шмиттом определением партизана, к таковым относятся участники вооружённого политического противостояния характеризующиеся: 1) Иррегулярностью: партизан не связан ни с одним государством юридически обязывающими отношениями, в части оказания вооружённого сопротивления противнику. Т.е. он не призван в регулярную армию и не входит в неё ни как обычный солдат, ни как диверсант; 2) Мобильностью: Во-первых, люди стали партизанами добровольно, но так же добровольно могут из них уйти, ибо в рядах партизан их не держит ничего, кроме личного, свободно явленного решения. Во-вторых, тактика партизанской войны есть, по преимуществу, тактика лёгких летучих отрядов, без фронтов и тылов; 3) Политической мотивацией: добровольность решения начать вооружённую борьбу постулирует наличие у партизана, в его войне, политических врагов, т. е. действительных, его личных врагов, а не назначенных. Иначе, он не намерен жить под оккупацией чужих, устанавливающих на его земле свои политические порядки. Эта же характеристика партизана выводит его из области криминального – вооружённая борьба партизана не имеет целью наживу; 4) Теллуричностью: партизан взял в руки оружие для защиты своей земли, Родины, традиционного образа жизни, партизан привязан к земле и, в этом своём решении, он не одинок.

Партизан это добровольный, политический, коллективный боец. И, хотя решение стать партизаном человек принимает лично, но действуют партизаны только коллективно. Партизаном нельзя стать в одиночку или очень малой группой. Они не террористы. У них цели и методы разные. Террористы нацелены на раскачку существующего порядка управления государством, с последующей его заменой на новый. Партизаны, классические в первую очередь, наоборот защищают свой традиционный образ жизни и традиционное государственное управление. Цель террориста посеять страх и недоверие в обществе, поэтому у него нет нужды в контакте с аборигенами. Цель партизана сохранить желаемый  им образ жизни, как части прочего населения, а значит партизану нужен тесный контакт с окружающими.

Видно, партизану обязательно необходимо для своей явленности, как добровольному иррегулярному политическому бойцу, наличие регулярного политического или «третьей заинтересованной силы/лица», которая, вольно или невольно, формирует партизана как актора и придаёт его действиям легитимность и политическую цель. В этой роли, «третьего заинтересованного лица» может выступать родное или чужое государство, политическая организация. Чем дальше отстоит это регулярное политическое, на которое опирается партизан, от его земли, от Родины, чем он меньше с нею связана, тем большая политическая мотивация требуется партизану. Террорист, в своей войне с окружающим миром, не нуждается в настоящем «третьем заинтересованном лице». Это потом, он, может превратится в, например, революционного партизана, а на начальном этапе своей деятельности террорист – это боец голой идеи, наличие которой вполне достаточно для принятия им решения о вооружённой борьбе. Тут даже политическая организация ему не требуется.

В первой части работы было выделено, в зависимости от типа регулярного политического, четыре типа партизана:

  1. Классический партизан, отличается преобладанием телуричности. Он защищает родную землю и традиционный образ жизни от вторжения чужого. Регулярное политическое, в этом случае, для партизана будет его родное государство. Таковы, например: испанские герильяс и русские партизаны наполеоновских войн, бóльшая часть партизан Второй Мировой Войны;
  2. Революционный партизан, аттестуется ростом в своей мотивации политической составляющей за счёт теллуричности, но с соблюдением между ними некоторого баланса. Здесь роль регулярного политического играет партийная революционная организация, взявшая на вооружение политический революционный миф о лучшей доле. Именно она и призывает партизана на вооружённую борьбу. Примеры партизанских движений революционного типа: до некоторой степени махновцы, китайские партизаны 1927-1949 гг., вьетнамские партизаны периода 1940-1973 гг., кубинские партизаны Революции 1956-1959 гг. и многие другие.
  3. Партизан «третьей силы», имеет особенностью повышенную политическую мотивацию, которую постулирует внешняя, не связанная с родной землёй партизана, «третья сила», исполняющая роль его регулярного политического. Можно сказать, что такой партизан — искренний революционный партизан, но полностью контролируемый акторами извне его государства, исключительно в их собственных целях. Примеры партизанских движений третьего типа: организации «осуществлявшие» «цветные Революции», как-то: «Отпор!», «Кмара», «Пора!», «Вiдсiч», «Оборона», украинские организации Майдана 2004 г. и Евромайдана 2013-2014 гг., часть партизанских движений сирийского конфликта, таких как Сирийская Свободная Армия. Важно, что абсолютное большинство, если не все, успешные движения партизан указанного типа есть городские партизаны. Это новая тенденция в партизанской войне. До последнего времени, даже в теории партизанской войны, рассматривалась, по большей части, партизанская борьба как война в сельской местности. Город выступал на вторых ролях и имел значение только на заключительном этапе противостояния. И не удивительно, поскольку не было ни одного партизанского городского движения добившегося победы или даже значительного успеха. Наоборот они все заканчивались страшным провалом. Подчеркнём также, что к настоящему третьему типу партизан, не относятся партизаны национально-освободительных движений в странах третьего мира. Не смотря на их марксистский, троцкистский или маоистский идеологический антураж и значение, для успеха, поддержки и помощи со стороны «третьей силы», например СССР или КНР, они имели собственное наполнение и своё собственное значение. Попытки же распространения революций «насильственным» путём не увенчались тогда успехом. Яркими примерами чему служат конголезкое фиаско и  боливийская катастрофа Эрнесто Че Гевара. Партизаны же «третьей силы» собственного самостоятельного, вне даваемого «третьей силой», наполнения не имеют.
  4. Алькаидскский тип или партизан «эпохи глобализма», характеризуется полным растворением теллуричности в его политической мотивации. Партизан превращается в вооружённого бойца политической организации совершенно уже не связанный с землёй, с Родиной и даже вообще с каким-либо государством. Он действует по всей территории планеты. По сути это доведённое до своего предела воплощение партизана революционного. Регулярным политическим, для такого партизана, будет внетерриториальная революционная организация. Иначе, у данного типа партизана почти полностью отсутствует хорологические характеристики. Примеры движений: организация «Аль-Каида»; «Исламское Государство» (ИГ), паназиатская организация  «Джамаатт ут-Дава»  и тому подобные другие.
@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS