«Я думал лишь о чести и славе Франции…»
Александр Белкин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №8, декабрь 2013, стр. 216

Александр Николаевич Белкин – профессор кафедры архитектуры гражданских и промышленных зданий Московского государственного строительного университета

 

С апреля по октябрь по субботам и воскресеньям дважды в день – утром и вечером – в Версальском парке включают фонтаны. Это великолепное зрелище привлекает много народа, и тогда наполненность огромного парка людьми позволяет представить праздники двора Людовика XIV. На первом же из них, который назывался «Забавы заколдованного острова», в 1664 году были 600 гостей. По случаю заключения Аахенского мира в 1668 году – уже полторы тысячи, а к 1680 году в качестве долговременных гостей в Версале проживали 3000 дворян. В наши дни ежегодная посещаемость Версальского парка достигает 10 миллионов человек.

В этом году отмечается 400-летие со дня рождения гениального Андре Ленотра – автора этого шедевра, три с половиной века восхищающего людей.

Андре Ленотр родился 12 марта 1613 года в Париже в семье потомственных садоводов. Его дед был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа, участие Пьера Ленотра в устройстве садов при дворце Тюильри зафиксировано в документах 1572 года. Отец – Жан Ленотр – сначала со своим отцом, потом самостоятельно – проектировал и строил сады королевских резиденций. Третий в династии – Андре Ленотр – по семейной традиции от младых ногтей работал с отцом и в 24 года получил из его рук должность главного садовника садов Тюильри. Молодой Андре Ленотр учился рядом и вместе с теми, с которыми будет сотрудничать долгие годы: рисунку, живописи и перспективе в художественной студии Симона Вуэ вместе с Шарлем Лебреном, архитектуре в мастерской Франсуа Мансара и, конечно, садово-парковому искусству у отца.

Глядя на список основных работ Андре Ленотра, видишь, что гений, о котором говорили «садовник короля и король садовников», был еще и невероятно трудолюбив: сад дворца Фонтенбло, парк дворца Во-ле-Виконт близ Мелёна, ансамбль Версальского парка, сады дворцов и замков Шантийи, Сен-Жермен-ан-Ле, Тюильри, Со, Пале-Рояль, Кланьи, Матиньон, Сен-Клу, Шуази ле Руа, Мёдон, Исси, Марли, аббатства Сен Мартен де Понтуаз, монастыря Сен Сир, а также план города Версаля со знаменитым трехлучием, проспект Елисейских полей, реконструкция и озеленение улиц в Париже. За пределами Франции Андре Ленотром созданы проекты Гринвичского парка в Лондоне, садов Виндзорского замка в Англии, садов замка Раккониджи, реконструкции садов в Венария Реале близ Турина в Италии, проекты и рекомендации по созданию садов дворца Шарлоттенбург и замка Кассель в Германии.

Труды Андре Ленотра получили заслуженное признание, он был возведен королем в дворянское достоинство, награжден орденами Святого Михаила и Святого Лазаря. Людовик XIV называл его «наш добрейший Ленотр» и позволял не покидать своего портшеза, рядом с которым король мог идти пешком, обсуждая с архитектором дальнейшее развитие своего любимого Версальского парка.

Версальский ансамбль восхищал современников и продолжает восхищать потомков как сконцентрированное в большом, но едином произведении яркое выражение великого стиля. Александр Бенуа писал: «Когда в нелюдный день выходишь на дворцовую эспланаду и перед глазами во все стороны раскрываются безграничные пространства, и все, что обнимает глаз, является одним стройным целым, одной исполинской архитектурой, то невольно каждый раз захватывает дух. <…> Версаль был предназначен для того, чтобы вещать о величии короля, но если вслушаться в его нашептывание, то легко различить нечто совершенно иное – символ веры о человеческом величии вообще, догму разлитой во всем мироздании красоты. <…> Версаль <…> поэма жизни, поэма влюбленного в природу человечества. <…> Версаль прекрасен спокойной красотой <…> он классичен, он дает посвященным особый душевный мир. <…> Мир необычайно стройный, уравновешенный, где, кажется, жизнь должна протекать в величавом покое, в достойных занятиях, в невозмутимой тишине, вдали от нужды, от распрей и суеты. Это истинный гигантский храм под открытым небом».

Не только Версаль – все большие и малые творения Андре Ленотра будут дарить радость восприятия художественных образов многим поколениям людей, давать высокий образец композиционного совершенства. Однако еще более важная часть наследия мастера – огромный и богатейший набор приемов, средств и методов архитектурно-ландшафтного формообразования, примененный в разных пространственных масштабах – от уходящих за горизонт восприятия до камерных композиций. В этом отношении его вклад в развитие ландшафтной архитектуры и градостроительства подобен разработке античными зодчими классического архитектурного ордера. Ведь к нему мировая архитектура обращается 25 веков – то с откровенностью Ренессанса, барокко и классицизма, то прячась в средневековую вуаль, то беззастенчиво – в эклектические периоды, то иронично – в эпоху Постмодерна. Архитектурно-ландшафтное проектирование три с половиной столетия благодарно пользуется щедрым творческим наследием Андре Ленотра, и нет сомнений в том, что будет пользоваться им и впредь.

Андре Ленотр жил в окруженном собственным садом доме у дворца Тюильри с женой Франсуазой Ланглуа. Он был богат и знатен, в то же время прост, доступен и благожелателен. Его ученики работали едва ли не во всех странах Европы, подобно главному архитектору Санкт-Петербурга, автору его генерального плана и «образцовых» домов Жану-Батисту Леблону. Вынесенные в заголовок слова Ленотра – творческое и человеческое кредо жизни замечательного мастера. Андре Ленотр умер 15 сентября 1700 года в Париже, прожив 87 прекрасных и плодотворных лет. Некоторое время спустя король написал следующее признание своего отношения к парку и тем самым к его автору:

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS