Советские войска в Порт-Артуре
Далеко на Востоке
Владимир Немыченков
Российско-японские отношения в прошлом и настоящем
Источник: альманах «Развитие и экономика», №7, сентябрь 2013, стр. 54
Владимир Иванович Немыченков – главный специалист Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, публицист, член Союза писателей России
В 2010 году в России был возобновлен старый праздник, который, правда, поменял название и дату. Отныне это «День окончания Второй мировой войны (1945)», отмечаемый 2 сентября.
Именно в этот день 1945 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об объявлении 3 сентября 1945 года днем победы над Японией». И до 1947 года он даже был выходным днем. Но при принятии Госдумой Федерального закона № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (от 13 марта 1995 года) этот праздник был исключен из списка. С тех пор вопрос о восстановлении праздника Госдума рассматривала не менее девяти раз.
Почему же на возвращение нашему народу праздника победы над милитаристской Японией потребовалось пятнадцать лет? Разве этой победы не было в 1945 году? Разве не было Маньчжурской, Южно-Сахалинской и Курильской боевых операций? А ведь 7 сентября 1945 года окончание Второй мировой войны на Дальнем Востоке было отмечено в Берлине у Бранденбургских ворот совместным парадом сводных полков от СССР, США, Великобритании и Франции. Сейчас победу над Японией празднуют Китай, обе Кореи, США. В отличие от России, Китай в 2005 году широко отметил 60-летие окончания Второй мировой войны, пригласив большую делегацию российских ветеранов войны, освобождавших страну от японских захватчиков.
А что же мы? До последнего времени наши законодатели застенчиво шаркали ножкой и мямлили, что-де придание статуса памятной даты дню победы над милитаристской Японией может привести к ухудшению отношений со Страной восходящего солнца – хотя к ухудшению отношений с Германией празднование Дня Победы не привело. К усилению националистических и даже милитаристских настроений в нашей стране – а не к упрочению патриотизма и национальной сплоченности. К дополнительным расходам на организацию мероприятий, направленных на увековечение памяти российских воинов, отличившихся в сражениях – на менее значительные вещи деньги легко находятся… Договорились даже до того, что, дескать, Япония вообще не капитулировала перед СССР! Создавалось впечатление, что наше государство стыдится освобождения советскими войсками Кореи и части Китая от японских оккупантов, восстановления исторической справедливости на Сахалине и Курильских островах, уничтожения многолетнего плацдарма для японской агрессии на наших восточных рубежах.
И все это в ситуации, когда Япония не постеснялась еще в 1982 году законодательно включить в национальный календарь и с тех пор ежегодно шумно отмечать «День северных территорий» (7 февраля), который следует понимать не иначе как день ожидаемого реванша – возврата Курильских островов и иных земель к северу от Хоккайдо. И эта догадка тем вернее, что в законодательных актах парламента Японии Южные Курилы именуются «исконными японскими территориями». Еще в 1981 году в Японии был принят закон «О специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий», который постоянно дополняется и актуализируется. Он относит часть территории России к юрисдикции Японии и содержит перечень мер по реализации ее территориальных притязаний. Министр иностранных дел Японии Кацуя Окада вполне ясно и резко назвал Южные Курилы «незаконно оккупированными Россией».
И вот теперь у нас памятный день окончания Второй мировой войны, наконец, узаконен, но победа над Японией почему-то не празднуется так же широко, как, скажем, в Японии отмечается «День северных территорий» – с осмотром премьер-министром Южных Курил на корабле, народными демонстрациями и т.п. Опять же вновь принятая в России памятная дата перестала быть праздником победы над Японией, аналогичной победе над Германией, оказавшись простой календарной констатацией окончания войны – подписания представителями Японии в присутствии союзников (включая и представителя СССР генерал-лейтенанта Кузьмы Деревянко) безоговорочной капитуляции на американском линкоре «Миссури» в Токийском заливе.
Так была ли наша победа над Японией на самом деле или это лишь миф сталинской пропаганды, призванный затмить победу союзников? Может, все решили две атомные бомбы, сброшенные американцами на не имевшие стратегического и военного значения провинциальные города Хиросима и Нагасаки? Может, Япония даже и не агрессор? Есть ведь и такое мнение. Сейчас в Японии издаются исторические труды, в которых утверждается, что, вступив во Вторую мировую войну, Токио нес свободу народам Азии от колониализма Запада.
Справедливо пишет профессор Института японоведения при Академии социальных наук Китая Цзин Сидэ: «В отличие от ситуации в Германии, в Японии правые силы открыто сожалеют о поражении в войне и гордятся милитаристским прошлым. Они выступают против “исторического самоуничижения” и за “возрождение японского духа”».
Для многих сегодняшних граждан России и стран бывшего СССР все сказанное не отвлеченные вопросы, а очень личные. За храбрость и отвагу при разгроме Квантунской армии 308 тысяч воинов были награждены орденами и медалями, 93 человека удостоены звания Героя Советского Союза, медаль «За победу над Японией» получили 1 миллион 800 тысяч советских солдат и офицеров. На площади Славы в Южно-Сахалинске стоят бюсты 14 Героев Советского Союза – его освободителей, а на стеле высечены имена 1943 солдат, матросов и офицеров, сложивших головы на Сахалине и Курильских островах уже после заявления о капитуляции Японии 15 августа 1945 года. Имена многих из них – на карте Сахалинской области.
Миф об исконности «северных территорий»
Россия и Япония узнали о существовании друг друга во времена Петра I, примерно в 1701 году, благодаря встрече русских с одним из потерпевших кораблекрушение японцев по имени Дэмбэй. После этого на государственном уровне организовывались экспедиции по поиску морского пути в Японию. В 1739 году, когда российские корабли подошли к северо-восточному побережью самого крупного острова архипелага Хонсю, Япония узнала о существовании на севере от нее страны «Оросия» (Россия). В 2005 году в Камогава, выросшем на месте прежней деревни Амацумура, был установлен памятный камень с надписью: «Место первой в истории высадки русских на берега Японии».
Эти исторические события стали закономерным следствием встречного движения русских и японцев в истории и пространстве. В середине XVII века Россия активно расширялась на восток, прирастая Сибирью, Приамурьем, Чукоткой и Камчаткой. Тогда же был осуществлен поход казаков под руководством Ивана Москвитина (1646 год), в ходе которого российские землепроходцы впервые вышли к Тихому океану и узнали о существовании Курильских островов и их обитателях айнах. О первых русских поселениях того времени свидетельствуют голландские, германские и скандинавские хроники и карты.