Дальше всех в литургизации государственных механизмов пошла премьер-министр
Юлия Тимошенко. Если Кравчук был внешним партнером Церкви, Ющенко
попытался стать внутренним партнером, то Тимошенко саму Церковь попыталась
сделать собственной служанкой.
Главными ритуалами отправления власти в это время стали не бюрократические посиделки, а теократические акты. Например, совместные публичные купания главы государства со своей администрацией на крещенские праздники.
Но дальше всех в литургизации государственных механизмов пошла в то время премьер-министр Юлия Тимошенко. Если Кравчук был, скажем, внешним партнером Церкви, Ющенко попытался стать внутренним партнером, то Тимошенко саму Церковь попыталась сделать собственной служанкой.
Например, многие искренне верующие журналисты были шокированы смс-ками, с помощью которых пресс-служба премьер-министра предлагала аккредитоваться на публичную молитву. И такие молитвы проходили! Главы разных конфессий собирались под руководством Тимошенко, чтобы благословить ее, духовно поддержать и наставить на государственные подвиги и победы. Последняя такая коллективная молитва была непосредственно перед президентскими выборами и должна была обеспечить ей победу. Но, видимо, где-то произошел сбой – скорее всего, из-за греха гордыни.
В этом плане очень характерен анекдот, который ходил в то время.
Господу надоели бесконечные свары и дрязги между Ющенко, Януковичем и Тимошенко. И Он спустился прямо в резиденцию президента, сел в его кресло и потребовал отчета от каждого из них. «Что ты сделал, сын мой Виктор Ющенко, благого?» «Я, Господи, обеспечил в стране свободу слова, собраний и манифестаций». «Неплохо, если это правда. А что сделал благого ты, сын мой Виктор Янукович?» «Я повысил зарплаты, пенсии и стипендии». «Зачет. А что ты сделала, дочь моя Юлия Тимошенко?» Юлия Владимировна возмущенно поворачивается к Господу и с едкой характерной иронией говорит: «Во-первых, я не Ваша дочь. А во-вторых, Вы, “папаша”, сидите на моем месте!»
Иначе говоря, определенные украинские элиты фактически начали строить византийскую модель теократического государства, бесконечно клянясь при этом светской Европе. И в этом направлении были сделаны реальные шаги с непредсказуемыми последствиями. Например, уголовная ответственность для тех, которые не верят в некоторые государственные постулаты. И сложно даже представить себе, чем бы закончилась эта игра в ненависть-любовь к византийскому наследию, если бы она не прервалась сначала внутренним раздраем, а потом и сменой правящих элит. Впрочем, чем могла закончиться – ясно: смотрите в летописи последний год существования Византийской империи.
Вместо послесловия
Если уж говорить о гибели Византийской империи, то существует много версий, почему это мощное, величественное геополитическое образование рухнуло и рассыпалось на мелкие осколки. Я не буду спорить с историками, выскажу только две собственные политологические версии.
Еще в Древней Греции существовала теория, которая описывала взаимоотношения лидеров государства и его подданных как взаимоотношения пастухов и стада. Но при этом понятие «стадо» не носило нынешнего обидного оттенка. Под этим словом подразумевалось некое гражданское сообщество, склонное к самоорганизации, само знающее правильную дорогу к будущему и уверенно строящее внутреннюю жизнь. «Пастухам» же отводилась роль скорее не ведущих и направляющих, а бережных охранников, которые защищают своих подопечных от стрессов и неожиданных обстоятельств, но доверяют их интуиции и знаниям в вопросах развития экономики, культуры, гражданского общества.
В ранней Византии эта концепция еще давала о себе знать. Но вот в поздней роли «пастухов» и «стада» правители стали понимать буквально. Здесь стадо уже рассматривалось как безмозглое образование, которым нужно скрупулезно управлять и которому нужно дотошно объяснять – куда, как и зачем идти.