Страна либо встраивается в мировую геосистему интернационализированных
воспроизводственных ядер и тем самым имеет доступ к мировому доходу
и диктует свои условия, либо выбрасывается на периферию.
Геоэкономический подход как научно-концептуальное сопровождение при выстраивании интеграции стран-членов СНГ наглядно отображен в материалах Международного инновационного центра технического и гуманитарного сотрудничества, а также в материале руководителя рабочей группы по разработке Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года Валерия Мунтияна «Стратегический замысел экономического развития стран СНГ». Анализ этих документов доказывает эффективность соединения научно-концептуальных и государственно-доктринальных начал при реализации тех или иных инициатив. Примером тому служит научное сопровождение Стратегии экономического развития СНГ при выработке ее общего замысла, обоснования характера (типа) интеграционной модели и механизмов ее реализации, путей достижения равновесия стратегических мотиваций и приоритетов участников интеграционного процесса и т.д. Следует особо отметить, что в основания Стратегии заложены научные принципы, методологические подходы и методы стратегического планирования, разработанные российской школой геоэкономики и глобалистики, а также учтены разработки других национальных школ в области геоэкономики.
Выделим десять главных геоэкономических блоков, составляющих каркас единения стран Содружества на геоэкономической основе в соответствии со «Стратегическим замыслом экономического развития стран СНГ».
Первый. Главная идея «Стратегического замысла» заключается в организации стратегического маневра стран СНГ по осуществлению прорыва к мировому доходу.
Второй. Поведение любой национальной экономики в геоэкономическом пространстве диктуется жесткими правилами постиндустриальной цивилизационной модели как высшей техногенной фазы мирового развития. Ни одна страна СНГ, находящаяся в геоэкономическом пространстве, не может избежать жесткого техногенного влияния. Она либо встраивается в мировую геосистему интернационализированных воспроизводственных ядер (ИВЯ) и тем самым имеет доступ к мировому доходу и диктует свои условия, либо выбрасывается на периферию, где она является подсистемой ИВЯ, и ей отводится роль обслуживания мировых воспроизводственных циклов. В конечном итоге такая страна становится объектом геоэкономических войн.
Третий. На развитие экономического взаимодействия стран Содружества влияют как внешние, так и внутренние факторы, которые должны быть учтены при разработке национальных стратегий с целью недопущения ошибок предшествующих лет. При организации работы необходимо видение внешнего мира через своеобразную призму – систему национальных интересов, приоритетов и внешнеэкономических институтов. Устойчивость позиции национальной экономики в современном мире должна определяться прежде всего согласованностью трех стратегических компонентов. Во-первых, ситуацией, складывающейся во внешней сфере. Во-вторых, состоянием системы национальных интересов, приоритетов и внешнеэкономических институтов. В-третьих, положением в национальной экономике. Мировая система бескомпромиссна. Малейшая рассогласованность этих компонентов ведет к выталкиванию национальной экономики, а значит и страны, с мировой арены, отводит ей роль аутсайдера мирового развития.