Культура как государственный проект
Михаил Байдаков, Сергей Белкин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №10, июнь 2014, стр. 4

Михаил Юрьевич Байдаков – издатель альманаха «Развитие и экономика», председатель правления «Миллениум Банка», президент Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного
Сергей Николаевич Белкин – главный редактор альманаха и портала «Развитие и экономика»

Чем всё-таки измерить развитие общества, как отличить именно развитие от всяких других изменений, в том числе и сопровождающихся ростом разного рода социально-экономических показателей? Несмотря на то что все большему числу людей – в том числе и политикам, и ученым – становится ясно, что экономический рост сам по себе еще не гарантия развития, мы не располагаем простым и надежным критерием, индикатором развития.

Один из возможных вариантов такого индикатора был в свое время предложен Побиском Кузнецовым. Он ввел понятие «социальное время», подразделяя его на два «вида». Во-первых, часть, расходующаяся на дела, необходимые для воспроизводства собственно жизни. Во-вторых, время условно свободное, которое мы тратим на свои увлечения, отдых, творчество, саморазвитие, помощь другим людям и т.п. Развитие общества, считал Кузнецов, измеряется ростом доли именно этого – условно-свободного – творческого времени.

В таком подходе, несомненно, имеется рациональное зерно: развитие общества выражается во всё большем – и по времени, и по содержанию – росте вовлеченности людей в творческие процессы, которые могут охватывать и трудовую деятельность, и, так сказать, чистое творчество. Общество, ставящее своей целью подлинное развитие, стремящееся сформировать и внедрить идеологию развития, поставит во главу угла всестороннее развитие личности и общества – и профессиональное, и творческое, и общекультурное, и нравственное.

Все эти грани жизни человека и общества есть сфера культуры. Поэтому идеология развития – это идеология развития культуры и как объекта (самоценного комплекса знаний, умений, навыков, традиций и пр.), и как субъекта, воздействующего на каждого в отдельности и на общество в целом. Поэтому краеугольным камнем политики развития должна быть политика развития культуры.

Важнейшим содержанием культуры, качеством, позволяющим запустить длительный процесс самоорганизации, саморазвития общества, является нравственный код, этическая система общества. Именно это – голос совести и чувство справедливости – и есть тот контрольный и направляющий орган индивидуального и коллективного сознания, который обеспечивает движение общества в правильном направлении, в направлении развития, а не деградации.

Этическая система, чаще – некая этическая матрица, недооформившаяся до уровня системной организации, – не тождественна письменным заповедям и кодексам, распространенным в обществе, хотя и ориентируется на них. Этическая матрица – это «коллективное бессознательное» ощущение добра и зла, справедливости и несправедливости, это коллективный голос совести. У каждого народа – свой такой голос, свое ощущение «правильного и неправильного». Именно это, в конечном счете, определяет предпочтительный выбор народом той или иной социально-экономической системы жизненного устройства. Предпочтительный выбор – это не результаты голосований или соцопросов, это внутренняя, чаще всего молчаливая оценка действий правительства и политиков, отношение к ним. И именно эта молчаливая оценка формирует общественное согласие или несогласие по всем фундаментальным вопросам бытия и конкретным действиям правительств. Если политика государства, его стратегия входит в существенное противоречие с присущим большинству народа ощущением «правильности», страна перестает развиваться должным образом – то есть тем образом, который будет молчаливо принят и поддержан народом. Вот почему забота об этической матрице, об этической оценке своей политики должна быть важна для политической элиты. К сожалению, этот фактор в достаточной мере не осознан ни политической элитой, ни активной частью населения. В практической политике используются в качестве первостепенных иные критерии, взятые из арсенала экономики, идеологических войн и т.п., что и не позволяет выработать стратегию успешного развития.

Этическая система формируется в сфере культуры, в ней хранится и с ее помощью воздействует на общество. Поэтому роль культуры – и, соответственно, культурной политики – состоит именно и в первую очередь в том, чтобы поддерживать этическую основу общества «в надлежащем состоянии». Отсюда считаем своим долгом повторять и повторять: одна из важнейших целей и задач государства – формирование и поддержание нравственного идеала общества. И цель эта может быть достигнута через надлежащую культурную политику. Более того: цель культурной политики должна состоять прежде всего именно в этом.

Этическая система общества опирается на светские и религиозные нравственные нормы и на идеологии. Важно еще раз подчеркнуть, что для современного сложного общества, каким является Россия, этическая система, способная обеспечить целостное развитие, не тождественна ни вероучениям, ни идеологиям. Она на них опирается, из них черпает очень многое, но как таковая составляет некую отдельную сущность: нематериальную по содержанию, но во многом материальную по формам бытования в сфере науки, искусства, литературы и пр.

Российское общество никогда не будет гомогенным с точки зрения этики. В этом специфика и сложность России. Россия многолика, в ней всегда были и будут сосуществовать разные группы населения, исповедующие разные системы взглядов. Существует, однако, нечто, что объединяет и скрепляет огромные массы разных народов в целостность под названием Россия: это базовые этические принципы, разделяемые существенным большинством. Если такие этические принципы будут утрачены – Россия распадется, причем именно по этическим (а не этническим!) границам раздела. Но поскольку у этических принципов нет носителей, привязанных к определенной территории, как это есть у этносов или – в какой-то мере – у конфессий, то при отсутствии консесуного базиса этических систем или аномии государство распадется, как превращается в труху сгнившее дерево или истлевшая ткань.

Мы должны осознать, что основным критерием при выборе той или иной политико-экономической модели для нашего народа является моральный выбор. Не экономические показатели и не правовые нормы – хотя и то и другое для России важно и нужно, – но именно нравственный выбор формирует в народе ощущения приемлемости или неприемлемости предложенного пути. Наши традиционные ценности, нравственные приоритеты, представления о добре и зле, о хорошем и плохом закреплены в культуре. Именно культура остается надеждой на возрождение нравственной точки опоры в мутном потоке всеобщего разложения и деградации, алчности, цинизма, эгоизма, утраты в человеке человеческого, духовного, победы в нем животно-потребительского.

То, что в стране начался процесс разработки государственной культурной политики, – отрадный факт чрезвычайной важности. В апреле 2014 года предметом горячей дискуссии стал проект «Основ государственной культурной политики», вышедший из недр Министерства культуры («Основы-МК»), а в мае опубликован проект «Основ», созданный в администрации президента («Основы-АП»). Отметим сразу, что первый документ – среди многих подобных, не ставших, однако, достоянием общественности, – предназначался для создания второго, и оба стали результатом выполнения поручения президента. Период общественного обсуждения проекта планируется завершить осенью и – с учетом результатов дискуссии – сформировать окончательный документ, которому будет придан статус закона. Настоящая статья написана не только в порядке участия в обсуждении, но и как проекция подхода к управлению общественными процессами – подхода, в основе которого лежит этический выбор как базовый регулятор и критерий.

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS