Культурная повестка
Источник: альманах «Развитие и экономика», №10, июнь 2014, стр. 3
Текущий год объявлен в нашей стране Годом культуры. Начиная с весны – с обнародования двух проектов «Основ государственной культурной политики» (Министерства культуры и администрации президента) – в обществе и СМИ развернулась бурная дискуссия по самому широкому спектру вопросов культурного строительства и определения его приоритетов. Учитывая, что эта тема напрямую затрагивает два проблемных комплекса, к которым приковано преимущественное внимание альманаха (во-первых, развитие, а во-вторых, целеполагание в самом широком смысле и мир ценностей), весь настоящий номер целиком оказался задействованным в происходящей дискуссии.
Раздел, посвященный культурной политике, открывает материал издателя и главного редактора альманаха, в котором подводятся первые итоги обсуждения обоих проектов «Основ». Далее следует текст Сергея Черняховского, представляющий собой авторское видение той концепции, которая должна быть у государства для руководства культурным строительством. Затем представлена статья главного редактора альманаха. В ней говорится об индустрии современной массовой культуры, автором сделан акцент на ее заказном характере. Подчеркивается деструктивное воздействие этой культуры на психологическое, нравственное и духовное состояния как отдельного человека, так и всего общества в целом. После помещена работа Виктора Немчинова, воспринимающего культуру в качестве пространства общественного диалога – со всеми вытекающими отсюда последствиями как для личностной, так и для общественной идентичности. Следом идут статьи Александра Севастьянова с анализом проекта «Основ», подготовленного Министерством культуры, и Олега Фомина-Шахова, сопоставляющего культурполитику с биополитикой. Завершает раздел обширная публикация Юрия Громыко, доказывающего исключительную роль личностного фактора для культурного развития страны и приводящего типологию культурных политик.
В другом разделе разбираются онтологические проблемы культуры. Владимир Карпец анализирует социокультурные последствия церковных реформ патриарха Никона и увязывает изменения, произошедшие в результате этих реформ в толковании Священного Писания, с теорией Большого взрыва и другими космологическими концепциями XX века. Александр Неклесса систематизирует сведения о новейших трендах в теориях и практиках управления развитием на фоне вызовов XXI века. В центре внимания исследователя такие феномены, как хаососложность, новое мироустройство, интеллектуальные корпорации, постглобализация. Людмила Булавка-Бузгалина увязывает вопросы культурного развития России с глобальной проблемой перспективы страны, а содержательное наполнение культурных перемен – с необходимостью преодоления эффекта отчуждения и развития личностного начала индивида. Николай Котрелёв в интервью рассуждает о модных в сегодняшнем российском обществе поисках национальной идеи, о роли имперского начала в мировой истории и о перспективах христианства в современном мире.
Пространственные измерения культуры затрагиваются в работах трех авторов. Олег Дамениа анализирует место и роль Кавказа в евразийском дискурсе, а также исследует обусловленные пространственно-временным континуумом этого региона специфические особенности проживающих там этносов. Дмитрий Замятин рассматривает проблему цивилизационной идентичности сквозь призму метагеографии, разбирает феноменологию геокультурных образов России и роль пространственных идентичностей и социобиологической эволюции в нашей истории. Мирослав Николац размышляет о законодательных пределах свободы слова, оценивает соответствующие юридические практики, существующие на Западе, сравнивает их с аналогичными правовыми нормами в России.
В отдельный раздел выделены тексты, в которых так или иначе взвешивается оргдеятельностный потенциал литературных текстов. Юлия Черняховская считает, что фантастика братьев Стругацких выполняла функцию прогнозирования и содержала в себе возможные сценарии будущего. Примерно то же, только с противоположной оценочной стороны, утверждает Сергей Кургинян, доказывающий, что фантастика Стругацких сыграла существенную роль в обеспечении идеологического отказа от Сверх-Модерна, к которому вплотную подошло советское общество. Виталий Третьяков рассказывает об особенностях русского языка 60–70 годов XX века, а также о распространенных анекдотах и приметах той эпохи.
В раздел, затрагивающий вопросы своего рода культурной инфраструктуры, вынесена завершающая статья номера, в которой автор, Александр Белкин, касается истории архитектурно-ландшафтного ансамбля Арбатской площади в Москве и предлагает меры по его возможному и уместному восстановлению.
Редакция