Понедельник, 21 Июня, 2021
   
(6 голоса, среднее 5.00 из 5)

Возв­ра­ща­ясь к вве­ден­но­му на­ми по­ня­тию «цен­но­ст­но­го яд­ра», от­ме­тим, что для тех граж­дан, ко­му при­су­ще «чувство Ро­ди­ны», оно вхо­дит в это яд­ро на­ря­ду с ощу­ще­ни­ем «пред­наз­на­че­ния». Для граж­дан, ли­шен­ных это­го чувства, цен­но­ст­ное яд­ро иное. По­э­то­му и про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие в хо­де гло­ба­ли­за­ции и ре­форм, по-раз­но­му от­ра­жа­ют­ся на цен­но­ст­ных яд­рах раз­ных сло­ев на­се­ле­ния. И не сле­ду­ет ожи­дать, как ду­ма­ют мно­гие по­ли­ти­ки, что уг­ро­за быть, нап­ри­мер, пог­ло­щен­ны­ми Аме­ри­кой в ка­че­ст­ве ее сырь­е­во­го при­дат­ка вы­зо­вет взвол­но­ван­ный про­тест у все­го на­се­ле­ния. Гос­по­да «Кор­зу­хин» и «Ти­хий» пой­мут, что на­до прос­то вов­ре­мя под­су­е­тить­ся, как это уже сде­ла­ли гос­по­да Чу­байс, Фрид­ман, Аб­ра­мо­вич... Не столь не­зыб­ле­мым и ве­ли­че­ст­вен­ным, как преж­де, выг­ля­дит и бас­ти­он рус­ской куль­ту­ры. Для мно­гих, тра­ги­чес­ки мно­гих, не по­ка­жет­ся та­ким уж нес­часть­ем ут­ра­та Дос­то­е­вс­ко­го с Толс­тым с за­ме­ной их на анг­ло­я­зыч­ных ав­то­ров лю­бо­го уров­ня ли­те­ра­тур­ной бес­по­мощ­нос­ти – ес­ли, ко­неч­но, при этом ос­та­нут­ся дос­туп­ны­ми чип­сы, пи­во и «ай-пэд».

На­до яс­но по­ни­мать, что у ре­форм и транс­фор­ма­ций, ве­ду­щих се­год­ня к рас­па­ду Рос­сии, ос­та­нов­ке ее раз­ви­тия, прев­ра­ще­нию рус­ско­го на­ро­да в иной на­род с ины­ми цен­нос­тя­ми – име­ет­ся дос­та­точ­но ши­ро­кая ба­за в сов­ре­мен­ном об­ще­ст­ве. Как име­ла весь­ма ши­ро­кую ба­зу гор­ба­че­вс­кая пе­ре­ст­рой­ка и ель­ци­нс­кая ка­та­ст­ро­фа: же­лу­док дваж­ды по­бе­дил дух на­ро­да! Что по­ме­ша­ет сде­лать это тре­тий раз?! Ру­ки тя­ну­лись к оберт­ке с над­пи­ся­ми «глас­ность» и «де­мок­ра­тия», по­то­му что в нее за­вер­ну­то пи­во, чип­сы, жвач­ка и джин­сы! И те­перь есть свои оберт­ки со сво­и­ми над­пи­ся­ми и осов­ре­ме­нен­ным со­дер­жи­мым, есть и но­вые пок­лон­ни­ки.

Оче­вид­ное и пос­то­ян­но ис­сле­ду­е­мое со­ци­о­ло­га­ми «рас­сло­е­ние об­ще­ст­ва», или же де­ле­ние его на со­ци­аль­ные стра­ты по все­воз­мож­ным приз­на­кам: эт­ни­чес­ким, ре­ли­ги­оз­ным, по­ли­ти­чес­ким, ген­дер­ным, воз­ра­ст­ным, иму­ще­ст­вен­ным и т.д., поз­во­ля­ет, взгля­нув на эту кар­ти­ну с точ­ки зре­ния «цен­но­ст­но­го яд­ра» за­я­вить, что на­ше об­ще­ст­во «мно­го­я­дер­ное». Ис­сле­до­ва­тельс­ким иде­а­лом бы­ло бы по­лу­че­ние ста­тис­ти­чес­ки мак­си­маль­но точ­ной кар­ти­ны этих «ядер» с ука­за­ни­ем пе­реч­ня и ие­рар­хии цен­нос­тей в каж­дом из них и дан­ных по ко­ли­че­ст­ву и ка­че­ст­ву при­вер­жен­цев. Та­кая кар­ти­на поз­во­ли­ла бы с го­раз­до боль­шей точ­ностью и глу­би­ной прог­но­зи­ро­вать об­ще­ст­вен­ные иде­а­лы и уст­рем­ле­ния, ре­ак­ции на пре­об­ра­зо­ва­ния, ут­ра­ты и об­ре­те­ния. Толь­ко имея цен­но­ст­ный спектр об­ще­ст­ва, мы на­ко­нец уз­на­ли бы его.


Фрэнсис Фукуяма

Име­ю­щи­е­ся дан­ные об об­ще­ст­ве, на ко­то­рые опи­ра­ют­ся по­ли­ти­ки, весь­ма не­доб­ро­ка­че­ст­вен­ны. Ре­зуль­та­ты вы­бо­ров в Ду­му не от­ра­жа­ют глу­бин­ных цен­но­ст­ных пред­поч­те­ний на­се­ле­ния и не поз­во­ля­ют су­дить о том, в ка­ких об­ще­ст­вах на­се­ле­нию хо­чет­ся жить и ка­ко­во со­от­но­ше­ние этих пред­поч­те­ний. Са­мое тре­вож­ное, од­на­ко, не в этом, а в том, что пред­ла­га­е­мые об­ще­ст­ву «прог­рам­мы пар­тий» и да­же «стра­те­гии раз­ви­тия» не мо­гут быть об­ще­ст­вом адек­ват­но оце­не­ны имен­но на пред­мет раз­ви­тия...

Ны­неш­ний путь не ве­дет к раз­ви­тию, то есть к про­дол­же­нию фор­ми­ро­ва­ния все но­вых и но­вых струк­тур­ных форм сво­е­го бы­тия, ко­то­рые неп­ре­рыв­но осу­ще­с­твлял рус­ский на­род на про­тя­же­нии нес­коль­ких сто­ле­тий. Ос­та­нов­ка раз­ви­тия и на­ча­ло рег­рес­са, рас­па­да и вы­рож­де­ния впол­не мо­жет про­и­зой­ти и уже про­ис­хо­дит. Имен­но в этом смыс­ле для рус­ско­го на­ро­да про­ис­хо­дит «ко­нец ис­то­рии», а вов­се не в том, ка­кой вкла­ды­вал Фу­ку­я­ма, ха­рак­те­ри­зуя дос­ти­же­ние анг­ло-сак­со­нс­кой ци­ви­ли­за­ци­ей выс­шей и ста­биль­ной фор­мы су­ще­ст­во­ва­ния28. Воз­мож­но ре­аль­ное ис­чез­но­ве­ние рус­ских как на­ро­да и пе­ре­ход их в фор­му вир­ту­аль­но­го су­ще­ст­во­ва­ния, по­доб­но ан­тич­ным гре­кам, а рус­ской куль­ту­ры в фор­му, по­доб­ную куль­ту­ре эл­ли­низ­ма, то есть в дос­туп­ный, но не раз­ви­ва­ю­щий­ся ар­те­факт. Про­цес­сы, ве­ду­щие к та­ко­му ис­хо­ду, идут, а си­лы, ими уп­рав­ля­ю­щие, мощ­ны. В то вре­мя как сил и про­цес­сов про­ти­во­дей­ствия не­дос­та­точ­но. Они но­сят бес­сис­тем­ный, эмо­ци­о­наль­но-си­ту­а­тив­ный ха­рак­тер. Нет ни по­ни­ма­ния про­ис­хо­дя­ще­го, ни ор­га­ни­зо­ван­но­го соп­ро­тив­ле­ния, ни так­ти­ки, ни стра­те­гии.

28 Впрочем, больше Ф.Фукуяма так не считает, видимо полагая, что, «вместо ранее объявленного» конца истории в Америке наступила эпоха плутократии. См. Francis Fukuyama. Left Out. // The American Interest Online, January – February 2011. http://www.the-american-interest.com/article-bd.cfm?piece=906



НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2021 belkin.tmweb.ru. Все права защищены.
Сейчас 1654 гостей онлайн