Печать


Беспристрастно о танках «Оплот-М» и Т90МС
Александр Башаров

День тан­кис­та – рос­сийс­кий и со­ве­тс­кий про­фес­си­о­наль­ный празд­ник во­ен­нос­лу­жа­щих и тан­ко­ст­ро­и­те­лей, от­ме­ча­е­мый еже­год­но во вто­рое воск­ре­сенье сен­тяб­ря. Уч­реж­ден Ука­зом Пре­зи­ди­у­ма Вер­хов­но­го Со­ве­та СССР от 1 ию­ля 1946 го­да в оз­на­ме­но­ва­ние боль­ших зас­луг бро­не­тан­ко­вых и ме­ха­ни­зи­ро­ван­ных войск в разг­ро­ме про­тив­ни­ка в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, а так­же за зас­лу­ги тан­ко­ст­ро­и­те­лей в ос­на­ще­нии Во­ору­жен­ных Сил бро­не­тан­ко­вой тех­ни­кой.

В этот же день в 2012 го­ду КП «ХКБМ име­ни А. А. Мо­ро­зо­ва» (ХКБМ) отп­ра­зд­ну­ет свой 85-лет­ний юби­лей. Об­ра­зо­ван­ная на ба­зе Харь­ко­вс­ко­го па­ро­во­зо­ст­ро­и­тель­но­го за­во­да в 1927 го­ду конструк­то­рс­кая груп­па по про­ек­ти­ро­ва­нию тан­ков пос­те­пен­но транс­фор­ми­ро­ва­лась в от­дель­ное мощ­ное конструк­то­рс­ко-про­из­во­д­ствен­ное предп­ри­я­тие по соз­да­нию бро­не­тех­ни­ки, за­няв в быв­шем СССР, а те­перь и на Ук­ра­и­не клю­че­вую роль в бро­не­тан­ко­ст­ро­е­нии. В ря­ду раз­ра­бо­ток ХКБМ осо­бое мес­то за­ни­ма­ют та­кие ма­ши­ны, как луч­ший танк Вто­рой ми­ро­вой вой­ны Т-34 и пра­ро­ди­тель всех пост­со­ве­тс­ких ос­нов­ных бо­е­вых тан­ков (ОБТ) Т-64. Пос­лед­няя ма­ши­на ста­ла пра­ро­ди­тель­ни­цей трех вет­вей со­ве­тс­ких ОБТ, име­ю­щих оди­на­ко­вые пуш­ки, по­хо­жие при­цель­ные комп­лек­сы, од­но­го клас­са по мас­се, но от­ли­ча­ю­щих­ся по хо­до­вой и ти­пам дви­га­те­ля, а так­же ав­то­ма­та­ми (ме­ха­низ­ма­ми) за­ря­жа­ния (АЗ, МЗ). Раз­ви­ти­ем этих ли­ний и пос­лед­ни­ми раз­ра­бот­ка­ми се­год­ня яв­ля­ют­ся ук­ра­и­нс­кий танк «Оп­лот-М» (объ­ект 478ДУ10) и рос­сийс­кий Т-90МС. «Оп­лот-М» при­нят на во­ору­же­ние ар­мии Ук­ра­и­ны 28 мая 2009 го­да. Го­то­вит­ся к вы­пус­ку се­рия из 49 ма­шин, но по за­ка­зу Ко­ро­ле­вс­кой ар­мии (СВ) Та­и­лан­да. Т-90МС впер­вые по­ка­зан 9 сен­тяб­ря 2011 го­да на по­ли­го­не Ста­ра­тель в Ниж­нем Та­ги­ле в рам­ках VIII меж­ду­на­род­ной выс­тав­ки во­ору­же­ний REA-2011.

Поп­ро­бу­ем бесп­ри­ст­ра­ст­но срав­нить два та­ких по­хо­жих друг на дру­га тан­ка и в то же вре­мя со­вер­шен­но раз­ных предс­та­ви­те­лей Харь­ко­вс­кой и Ниж­не­та­гильс­кой школ бро­не­тан­ко­ст­ро­е­ния.

Для ата­ки

Пер­вое, что бро­са­ет­ся в гла­за, – на­ли­чие на ма­ши­нах ко­ман­ди­рс­ких па­но­рам­ных при­цель­но-наб­лю­да­тель­ных комп­лек­сов, ко­то­рые рас­ши­ря­ют воз­мож­нос­ти ко­ман­ди­ра тан­ка по наб­лю­де­нию за обс­та­нов­кой и ве­де­нию ог­ня в ре­жи­ме «Дубль».

Па­но­ра­ма ко­ман­ди­ра. На тан­ке «Оп­лот-М» ус­та­нов­лен мно­го­ка­наль­ный па­но­рам­ный при­цель­но-наб­лю­да­тель­ный комп­лекс ПКН-6 с не­за­ви­си­мы­ми днев­ным оп­ти­чес­ким и теп­ло­ви­зи­он­ным ка­на­ла­ми и ла­зер­ным даль­но­ме­ром. Ус­та­нов­ка ПКН-6 по­вы­си­ла воз­мож­нос­ти наб­лю­де­ния за мест­ностью, осо­бен­но в ноч­ных ус­ло­ви­ях и в ус­ло­ви­ях по­ни­жен­ной ви­ди­мос­ти. Даль­ность об­на­ру­же­ния це­ли ти­па «танк» че­рез ви­зу­аль­ный ка­нал па­но­ра­мы дос­ти­га­ет 5500 мет­ров, а че­рез теп­ло­ви­зи­он­ный ка­нал в ши­ро­ком по­ле зре­ния – 4000. Ко­ман­дир тан­ка име­ет воз­мож­ность об­на­ру­жи­вать и рас­поз­на­вать на­зем­ные и воз­душ­ные це­ли, вы­да­вать це­ле­у­ка­за­ния на­вод­чи­ку. Комп­лекс поз­во­ля­ет ко­ман­ди­ру са­мо­му вес­ти стрель­бу из пуш­ки и спа­рен­но­го пу­ле­ме­та в ре­жи­ме дуб­ли­ро­ван­но­го уп­рав­ле­ния во­ору­же­ни­ем. Ус­та­нов­ка ПКН-6 пов­лек­ла за со­бой из­ме­не­ния и во внеш­нем ви­де ма­ши­ны.

Т-90МС ис­поль­зу­ет мно­го­ка­наль­ный па­но­рам­ный при­цель­но-наб­лю­да­тель­ный комп­лекс с не­за­ви­си­мы­ми днев­ным те­ле­ви­зи­он­ным и теп­ло­ви­зи­он­ным ка­на­ла­ми и ла­зер­ным даль­но­ме­ром ПК ПАН «Со­ко­ли­ный глаз».

При­цел на­вод­чи­ка. На тан­ке «Оп­лот-М» ус­та­нов­лен днев­ной при­цел на­вод­чи­ка 1Г46-М – оп­ти­чес­кий ви­зир с двухп­лос­ко­ст­ной не­за­ви­си­мой ста­би­ли­за­ци­ей по­ля зре­ния, с ла­зер­ным даль­но­ме­ром и ка­на­лом ла­зер­но­го уп­рав­ле­ния ра­ке­той, а так­же теп­ло­ви­зи­он­ный при­цель­ный комп­лекс ПТТ-2, пред­наз­на­чен­ный для наб­лю­де­ния, об­на­ру­же­ния, рас­поз­на­ва­ния и иден­ти­фи­ка­ции це­лей и обес­пе­че­ния при­цель­ной стрель­бы из пуш­ки и спа­рен­но­го с ней пу­ле­ме­та во всех ус­ло­ви­ях эксплу­а­та­ции.

Т-90МС ис­поль­зу­ет ком­би­ни­ро­ван­ный при­цел на­вод­чи­ка ПНМ «Сос­на-У» с двухп­лос­ко­ст­ной не­за­ви­си­мой ста­би­ли­за­ци­ей по­ля зре­ния, ос­на­щен­ный ла­зер­ным даль­но­ме­ром. Име­ют­ся ка­на­лы ла­зер­но­го уп­рав­ле­ния ра­ке­той и теп­ло­ви­зи­он­ный с ви­де­ос­мот­ро­вым уст­рой­ством, слу­жа­щим для дуб­ли­ро­ва­ния оп­ти­чес­кой сис­те­мы в ус­ло­ви­ях ог­ра­ни­чен­ной ви­ди­мос­ти и в тем­ное вре­мя су­ток.

Зе­нит­ная ус­та­нов­ка. На тан­ке «Оп­лот-М» пе­ре­не­се­на на кронш­тейн в зад­ней час­ти баш­ни, уп­рав­ля­ет­ся дис­тан­ци­он­но и отс­ле­жи­ва­ет по­во­рот го­лов­ки па­но­ра­мы по го­ри­зон­ту и зер­ка­ла по вер­ти­ка­ли. Име­ет­ся мерт­вая зо­на по уг­лу сни­же­ния в райо­не па­но­ра­мы. Сек­тор ве­де­ния ог­ня – 360 гра­ду­сов по го­ри­зон­ту и от -3 до +60 по вер­ти­ка­ли. Ка­либр – 12,7 мил­ли­мет­ра.

На Т-90МС ис­поль­зу­ет­ся уни­вер­саль­ная дис­тан­ци­он­но-уп­рав­ля­е­мая пу­ле­мет­ная ус­та­нов­ка ка­либ­ра 7,62 мил­ли­мет­ра. Даль­ность унич­то­же­ния жи­вой си­лы – до 1500 мет­ров. Рас­по­ло­же­на за го­ло­вой па­но­ра­мы с сек­то­ром ве­де­ния ог­ня 316 гра­ду­сов по го­ри­зон­ту и от -10 до +45 по вер­ти­ка­ли.


За­щи­та и дви­га­те­ли

Бро­ни­ро­ва­ние. Это сле­ду­ю­щий ха­рак­тер­ный эле­мент. На тан­ке «Оп­лот-М» при­ме­ня­ет­ся но­вая сис­те­ма встро­ен­ной ди­на­ми­чес­кой за­щи­ты «Нож-2», спо­соб­ная про­ти­вос­то­ять ПТУР с тан­дем­ной бо­е­вой частью, ку­му­ля­тив­ным и бро­не­бой­ным сна­ря­дам. Ее кон­тей­не­ры ус­та­нов­ле­ны на пе­ред­ней час­ти кор­пу­са и на баш­не, а так­же по бор­там кор­пу­са, обес­пе­чи­вая до­пол­ни­тель­ную за­щи­ту с бо­ков. Комп­лекс «Нож-2» име­ет мо­дуль­ную конструк­цию, по­э­то­му он мо­жет быть лег­ко за­ме­нен или же мо­дер­ни­зи­ро­ван по ме­ре усо­вер­ше­н­ство­ва­ния со­от­ве­т­ству­ю­щих тех­но­ло­гий ди­на­ми­чес­кой за­щи­ты.

На тан­ке Т-90МС ус­та­нов­ле­ны но­вые до­пол­ни­тель­ная за­щи­та «Ре­ликт» (ЭДЗ 4С23) на кор­пу­се и мо­дуль­ная за­щи­та баш­ни с мо­ду­ля­ми бро­ни­ро­ва­ния бор­тов. На кор­пу­се в кор­мо­вой час­ти – ре­шет­ча­тые эк­ра­ны для кру­го­вой за­щи­ты от руч­ных ПТС.

Дви­га­те­ли. На тан­ке «Оп­лот-М» ус­та­нов­лен бо­лее со­вер­шен­ный дви­га­тель 6ТД-2Е мощ­ностью 1200 ло­ша­ди­ных сил, ко­то­рый на­деж­но ра­бо­та­ет без сни­же­ния мощ­нос­ти при тем­пе­ра­ту­ре до +55 гра­ду­сов по Цель­сию. Бук­ва «Е» оз­на­ча­ет «эко­ло­ги­чес­кий». Рань­ше об эко­ло­гич­нос­ти бо­е­вых ма­шин осо­бо не за­ду­мы­ва­лись, од­на­ко те­перь си­ту­а­ция из­ме­ни­лась – в меж­ду­на­род­ных тен­де­рах учи­ты­ва­ет­ся и та­кой па­ра­метр, как ток­сич­ность вых­ло­па.

На тан­ке Т-90МС при­ме­ня­ет­ся си­ло­вая ус­та­нов­ка В-93 мощ­ностью 1130 ло­ша­ди­ных сил с улуч­шен­ной сис­те­мой ох­лаж­де­ния, так­же поз­во­ля­ю­щей ра­бо­тать при тем­пе­ра­ту­ре до +55 гра­ду­сов.

Для улуч­ше­ния под­виж­нос­ти и уп­рав­ля­е­мос­ти на тан­ке «Оп­лот-М» ус­та­нов­ле­на комп­ле­кс­ная сис­те­ма уп­рав­ле­ния дви­же­ни­ем тан­ка (КСУД). Она пред­наз­на­че­на для по­вы­ше­ния со­от­ве­т­ству­ю­щих по­ка­за­те­лей в раз­лич­ных до­рож­ных ус­ло­ви­ях и сни­же­ния утом­ля­е­мос­ти ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля со штур­валь­ным уп­рав­ле­ни­ем.

На Т-90МС при­ме­ня­ют­ся уп­рав­ле­ние на ос­но­ве штур­ва­ла и сис­те­ма ав­то­ма­ти­чес­ко­го пе­рек­лю­че­ния пе­ре­дач с воз­мож­ностью пе­ре­хо­да на руч­ную.

Вспо­мо­га­тель­ные ус­та­нов­ки. По­вы­шен­ная энер­ге­ти­чес­кая наг­руз­ка пот­ре­бо­ва­ла ис­поль­зо­ва­ния бо­лее мощ­ных аг­ре­га­тов. На тан­ке «Оп­лот-М» ус­та­нов­лен вспо­мо­га­тель­ный аг­ре­гат пи­та­ния мощ­ностью де­сять кВт. На­хо­дит­ся на пра­вой над­гу­се­нич­ной пол­ке в гер­ме­тич­ном бро­не­вом от­се­ке и подк­лю­чен к элект­ри­чес­кой и топ­лив­ной сис­те­мам ос­нов­но­го дви­га­те­ля.

На тан­ке Т-90МС – аг­ре­гат семь кВт. Ус­та­нов­лен на ле­вой над­гу­се­нич­ной пол­ке в гер­ме­тич­ном бро­не­вом от­се­ке.

В баш­не

Пуш­ки на тан­ках иден­тич­ные – ка­либ­ра 125 мил­ли­мет­ров по­вы­шен­ной точ­нос­ти с сис­те­мой уче­та из­ги­ба ство­ла. Ав­то­ма­ты (ме­ха­низ­мы) за­ря­жа­ния так­же иден­тич­ны ба­зо­вым мо­де­лям на 28 и 22 выст­ре­ла. Ус­та­нов­ле­на сис­те­ма «Ай­нет» для дис­тан­ци­он­но­го под­ры­ва бо­еп­ри­па­сов.

Тан­ки ос­на­ще­ны сис­те­ма­ми кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния воз­ду­ха, что по­вы­ша­ет ком­форт ра­бо­ты эки­па­жа и поз­во­ля­ет ис­поль­зо­вать их в стра­нах с жар­ким кли­ма­том бо­лее про­дол­жи­тель­ное вре­мя.

Имен­но в баш­нях на­и­боль­шее от­ли­чие. У тан­ка «Оп­лот-М» – цель­нос­вар­ная, соз­дан­ная по про­ек­ту «Со­вер­ше­н­ство­ва­ние-88» с но­вой сис­те­мой ди­на­ми­чес­кой за­щи­ты и раз­ви­той ка­по­ти­ров­кой кор­мо­вой час­ти. Ми­нус конструк­ции – по­вы­шен­ный мо­мент не­у­рав­но­ве­шен­нос­ти, сле­до­ва­тель­но, не­об­хо­дим бо­лее мощ­ный при­вод баш­ни.

Т-90МС име­ет баш­ню, соз­дан­ную по про­ек­ту «Про­рыв», при­цеп­ной от­сек для бо­еп­ри­па­сов, вы­не­сен­ных из бо­е­во­го от­де­ле­ния. Кор­мо­вая часть по дли­не и ши­ри­не бо­лее раз­ви­та, лю­ки уве­ли­чен­ных га­ба­ри­тов, При дан­ной ком­по­нов­ке сни­зил­ся мо­мент не­у­рав­но­ве­шен­нос­ти баш­ни, но воз­рос­ла по срав­не­нию с ран­ни­ми об­раз­ца­ми тан­ка Т-90 ее мас­са.


Ито­ги

Та­ким об­ра­зом, тан­ки прак­ти­чес­ки иден­тич­ны. За пос­лед­ние 50 лет дан­ная ком­по­нов­ка дос­тиг­ла апо­гея раз­ви­тия. К со­жа­ле­нию, ар­хи­тек­ту­ра и тех­но­ло­ги­чес­кие ре­ше­ния не поз­во­ля­ют ре­а­ли­зо­вать кон­цеп­цию мак­си­маль­ной за­щи­ты эки­па­жа при по­ра­же­нии тан­ка, так как бо­еп­ри­па­сы на­хо­дят­ся в бо­е­вом от­де­ле­нии вмес­те с эки­па­жем. В дан­ном слу­чае при по­ра­же­нии ста­но­вит­ся не­важ­ным, сколь­ко их в ав­то­ма­те и есть ли сна­ря­ды, вы­не­сен­ные во внеш­ний ящик. Са­мой боль­шой проб­ле­мой яв­ля­ет­ся прак­ти­чес­ки пол­ное от­су­т­ствие за­щи­ты от ПТУР треть­е­го по­ко­ле­ния ти­па FGM-148 Javelin и дру­гих бо­еп­ри­па­сов ана­ло­гич­но­го клас­са. По­пыт­ка ор­га­ни­за­ции кру­го­во­го бро­ни­ро­ва­ния от руч­ных ПТС при ис­поль­зо­ва­нии ста­рой ком­по­нов­ки при­во­дит к уве­ли­че­нию мас­сы бо­е­вой ма­ши­ны до мак­си­маль­но до­пус­ти­мых зна­че­ний для хо­до­вой и рос­ту удель­но­го дав­ле­ния на грунт, что ска­зы­ва­ет­ся на про­хо­ди­мос­ти.

Эти мо­де­ли, по­я­вив­шись с опоз­да­ни­ем на 20 лет, сов­ре­мен­ным ус­ло­ви­ям боя и тре­бо­ва­ни­ям по жи­ву­чес­ти уже не от­ве­ча­ют. И тем бо­лее они не прис­по­соб­ле­ны для учас­тия в ло­каль­ных конф­лик­тах, а их ис­поль­зо­ва­ние в го­ро­дс­ких бо­ях при­ве­дет к пе­чаль­ным пос­ле­д­стви­ям.

Тем не ме­нее за­дел, по­лу­чен­ный в ре­зуль­та­те вы­пол­нен­ных ра­бот над эти­ми тан­ка­ми, при объ­е­ди­не­нии уси­лий двух конструк­то­рс­ких кол­лек­ти­вов мо­жет по­мочь в соз­да­нии действи­тель­но ма­ши­ны но­во­го по­ко­ле­ния – тан­ка XXI ве­ка.

Источник: texnomaniya.ru