Среда, 22 Ноября, 2017
   
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

Родосский форум
Владимир Якунин

Международный общественный форум «Диалог цивилизаций». Родос (Греция), 25–29 сентября 2014 г.

Только что вернулся с Родоса, где проходила ежегодная сессия Международного общественного форума «Диалог цивилизаций». На мой взгляд, эта встреча была самой интересной и значимой за всю историю Родосских форумов, которой уже 12 лет. Предшествующие годы в рамках «Диалога цивилизаций» мы исследовали и представляли мировому сообществу возможные сценарии будущего развития человечества, а также наиболее важные идеи по выходу из надвигающегося кризиса, признаки которого были очевидней год от года. Эти объективные выводы были сделаны учеными и экспертами из разных стран на основе всестороннего анализа. Прогнозы сбылись – мы живем в эпоху перемен, которая характеризуется системным кризисом, затронувшим не только мировую экономику, но и цивилизационные основы, и понятие человеческой идентичности. Сегодня мы озабочены угрозой новой мировой войны в связи с обострившимися в 2014 году международными отношениями и эскалацией военных конфликтов. Ценность Родосского форума состоит в том, что он был и остается абсолютно свободной, неманипулируемой публичной площадкой для всех, кто вовлечен в процесс обсуждения и готов к непредвзятой оценке складывающейся ситуации. Должен отметить, что желающих приехать на Родос в этом году было больше обычного, но мы посчитали целесообразным ограничить число участников до 400 человек, выбрав наиболее интересных спикеров по заявленным темам. Для некоторых из них приезд на форум стал проявлением определенной смелости и гражданского мужества, за что я им очень признателен и благодарен. Так, мы имели честь принимать на Родосе Президента Чехии Милоша Земана, который сейчас играет важную роль в налаживании отношений между разными частями Европы, Европой и Россией. Предлагая повестку дня, мы имели в виду практические шаги, которые вытащили бы мир из сложной ситуации и привели к развитию подлинно открытого гражданского общества с тем, чтобы оно могло воздействовать на лидеров стран и их политический курс.

Участники форума констатировали, что миропорядок, сформированный за последние десятилетия, находится в процессе глобальной трансформации. Неолиберальная парадигма развития мира, основанная на глобализации и бесконечном воспроизводстве общества потребления, по сути дела, показала свою исчерпанность. Кризис, который начинался как финансовый, а затем экономический, носит уже системный характер. Мы живем в мире с предельным ростом несправедливости и неравенства, который подтверждается резким ростом «коэффициента Джини» (он отражает имущественный разрыв между самой богатой и самой бедной частью населения). К сожалению западные неолиберальные институты по-прежнему настаивают на своей политике, навязывая миру ценности лишь одной цивилизации, условно называемой англо-саксонской, и это встречает все большее сопротивление людей и целых народов, озабоченных сохранением своих цивилизационных корней и культурной идентичности. Подтверждением можно считать наблюдаемый в Европе тренд, когда отдельные части стран заявляют о желании отделиться (примеры Шотландии, Каталонии). Эти процессы закономерны – люди начинают бунтовать, когда их заставляют делать что-то, что противоречит их историческим, религиозным корням и убеждениям, их естественному природному пониманию жизни.

Много говорилось о том, что в международной политике сегодня превалируют факторы глобального доминирования и подавления, и это проявляется в конкретных действиях. Проводились параллели с Первой мировой войной и причинами ее породившими. Очевидно, что события столетней давности имеют связь с нынешней ситуацией в мире – общая атмосфера, интересы элит, поведение истеблишмента и т.д. В 1914 году мир страдал от болезни неумения слушать других, непонимания происходящего, и сейчас это повторяется. Я считаю и подчеркивал это в своем выступлении, что мы работаем в условиях, когда все пределы вежливости и нормального человеческого поведения нарушены. Имею в виду, в том числе, и введение режима санкций к отдельным людям – чиновникам, бизнесменам, общественным лидерам за высказываемую ими позицию. Это не просто столкновение идей – это действия, которые в мировой политике раньше считались неприемлемыми. Про санкции на форуме вообще много говорили, в частности, что как метод воздействия они малоэффективны. На примере России видно, что санкции при всем их негативном воздействии на экономику создали основу для такого масштаба объединения общества, который не могла бы сделать никакая пропаганда. Российский Президент имеет беспрецедентную поддержку в отличие от многих европейских глав государств, которые такой поддержкой своих народов не пользуются.

Очень тяжелый вывод, который был сделан на Родосе – вывод о фашинизации общества. Это подтверждается, в том числе, и событиями на Украине. Проявления нацизма заметны в ряде европейских стран, в Латинской Америке. В этом состоит серьезная угроза. Участники форума констатировали: мы являемся свидетелями разрушения результатов колоссальных 25-летних усилий по форматированию новой системы отношений в мире и в Европе, попыток не допустить сближения различных государств на Евроазиатском континенте, поиском «виноватых» и объявления их врагами. Определенным противовесом этим процессам можно считать наличие новых структурно организованных полюсов экономического и политического могущества (БРИКС, ШОС, Таможенный союз ЕврАзЭС), а также появление проектов, направленных на утверждение многополярности мира. Несколько лет назад на одном из Родосских форумов мы запустили научную концепцию создания нового транспортного коридора от Тихого океана до Атлантики, но назвали его экономическим поясом развития, что точнее отражает суть проекта. Примерно в то же время китайские власти выступили со своей концепцией Шелкового пути как возможности для объединения Евроазиатского континента на новом уровне – с вовлечением социальных институтов и гражданского общества. «Пояс развития» предусматривает интегральное солидарное развитие всех стран, расположенных в зоне притяжения Шелкового пути. По мнению участников форума, эта идея обладает колоссальным потенциалом, потому что сегодня ни одна другая общественная или политическая структура не предлагает реальных инструментов компенсации неравенства, недоверия и доминирования.

Символично, что параллельно со «взрослым» форумом МОФ «Диалог цивилизаций» на Родосе проходил Молодежный форум Youth Time. У нас были общие мероприятия, в ходе которых молодые люди имели возможность послушать старшее поколение, а также презентовать свои идеи и проекты. Впечатления очень яркие.

Практическим результатом Родосского форума считаю то, что мы внедрили в международный обиход понятие «диалога цивилизаций» и как термин, и как концепт. В некоторых странах он прият на государственном уровне. В 2013 году МОФ «Диалог цивилизаций» был наделен специальным консультативным статусом при ЭКОСОС ООН и поддерживается широкой сетью ведущих мировых неправительственных организаций миротворческой и социальной направленности. Сейчас задача МОФ не столько констатировать современное состояние мира, сколько смотреть вперед, действовать, думать, что должно быть сделано в практическом плане для воплощения идей диалога в реальную политику и систему международных отношений. Свою программу мы изложили в итоговом обращении, которое можно прочитать на сайте МОФ «Диалог цивилизаций».
Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 635 гостей онлайн