Секция IV
Экономический процесс и изменение идентичности
Н.Н. Федотова
Источник: альманах «Развитие и экономика», №1, сентябрь 2011, стр. 148
Надежда Николаевна Федотова – кандидат социологических наук, доцент МГИМО (У).
Когда я узнала тему, которая была заявлена как неосознанное взаимовлияние экономики и общественной среды, больше всего меня заинтересовало слово «неосознанное». И сейчас я объясню, почему. Сразу возник вопрос: для кого «неосознанное»? Поскольку я являюсь социологом, для меня взаимовлияние экономики и общественной среды – это глубоко осознанная ситуация, осознанная социологами. Метафора неосознанности возникла из-за того, что многие экономисты не признавали подобного взаимовлияния, фокусируясь на вопросах экономического роста, эффективности, пригодности, игнорировали именно влияние социальной среды на другие сферы общественной жизни, включая экономику.
И у нас уже был сегодня доклад А.В. Ковриги, который выделял разные направления, одни из которых больше фокусировались на выявлении этих взаимодействий, другие – меньше, но, тем не менее, что касается социологов, это было всегда. Огромное количество исследований рынка – рынка как социальных сетей, рынка с точки зрения социальных институтов, рынка как культуры – подчеркивают взаимосвязь экономики и общества. Исследование денег как социокультурного феномена – тоже не сегодня возникшее направление. Изучение социального, культурного, человеческого, символического и прочих видов капитала – это то, что социологи открывали и с чем они работают уже достаточно давно. Теория макдональдизации как проникновения упрощенной экономической рациональности во все сферы общества также была открыта социологами.
Взаимовлияние экономики и общественной среды – это ситуация, глубоко осознанная социологами.Метафора неосознанности возникла из-за того, что многие экономисты не признавали подобного взаимовлияния.
Как говорит М. Доган, мосты между дисциплинами для социологии всегда были очень важны. Социологи цитируют идеи представителей разных направлений, а экономисты преимущественно себя. Доган говорит, что самая открытая дисциплина, согласно наукометрическим исследованиям, – социология, а самая закрытая – экономика. Он пишет, что экономика расколота меньше, чем другие социальные науки, но за это она платит высокую цену – постоянное сжатие своих границ.
Проблема воздействия внеэкономических факторов на экономику состоит в том, что слишком сильно было расчленение общества на сферы экономики, политики и социальную сферу, каждая из которых изучалась отдельными науками, отвечающими одна за экономику (экономическая наука), другая за государство (политология), третья за общество (социология). Это разделение – XIX века, сформулированное в русле либеральной идеологии. Но после 1945 года процесс развития науки привел к тому, что стали возникать множественные междисциплинарные исследования, и большинство открытий осуществлялось уже на стыке наук, в том числе на стыке экономики и социологии.
Но иногда, действительно, обращаешь внимание на то, что вот лауреат Нобелевской премии 2001 года как новичок говорит о том, что понятия идентичности, понятия, связанные с культурной реальностью, вкусами, ценностями, человеческими пристрастиями, должны стать частью экономической теории. И это позволит избежать исходного противостояния двух абстракций так называемого человека экономического: ориентированного на максимальную прибыль с минимизацией издержек, эгоистичного, агрессивного, жадного, нацеленного на успех, индивидуалистического, на которого всегда и опиралась экономическая теория, и человека социологического, с противоположными характеристиками: коллективист, не склонный к инновациям, стремящийся к поддержанию традиционного образа жизни, не агрессивный, сверхсоциализированный. Реальность гораздо богаче. И на самом деле эти полюса обозначают крайние точки континуума, на котором расположены разные типажи, разные виды человеческого поведения. И людей надо искать где-то посередине, а не на этих полюсах.
{div width:285|float:left}{module Talcott Parsons}{/div}Быстрые экономические изменения, конечно, приводят к кризису идентичности, кризису того, кто я, куда я иду, где находится народ, на каком этапе. Поэтому любые моменты быстрых трансформаций очень сильно начинают обострять связь экономических и социальных параметров. Сегодня уже Олег Тимофеевич поднимал вопрос о том, что Маркс считал экономику базисом, а все остальное надстройкой, соответственно, чуть менее значимой с точки зрения и экономического успеха, и развития. Но если мы возьмем с вами, например, социолога, которого зовут Т. Парсонс, то о чем он говорит? Он выделяет ряд подсистем общества, каждая из которых выполняет свою особую функцию. Эти функции вносят вклад в целостную жизнь общества, и все они важны. Но схема у него немного другая. Внизу находится экономика. Экономика за что отвечает? Какую функцию она выполняет? Функцию адаптации. Чего? Общества. К чему? К окружающей среде. Чтобы у нас было, что есть, что пить, и прочее. Следующая подсистема носит название «политическая». За что она отвечает? Она отвечает за целедостижение, за постановку цели, мобилизацию ресурсов и движение в эту сторону. Две верхние подсистемы – это подсистемы социально-культурные, которые выполняют функции интеграции общества и воспроизводства образцов, обеспечение устойчивости, стабильности, предсказуемости общества. Наличие как раз общих ценностей, общей идентичности – это все наверху. Логика Парсонса сводилась к тому, что если при кризисе неправильно работает экономическая функция, но нормально работают функция целедостижения и верхние две функции (интеграции и формирования культурного образа), то общество выдержит. Потому что оно целостно, оно способно мобилизоваться, у него есть консенсус по поводу базовых ценностей.
Если добавляется кризис в сфере политики, ситуация усложняется – уже целые две системы охвачены кризисом. Но опять же, если имеется определенный консенсус в отношении ценностей и норм, то можно из него выйти. Но если кризис уходит в верхнюю часть (социальной интеграции и воспроизведения культурного образца), то экономика и политика вряд ли вытащат общество из этого состояния. Это схема, противоположная Марксу. Это первый момент, на который я хотела обратить внимание.
Следующий момент – когда мы начинаем говорить о важности понятия идентичности, есть опасность уйти в другую крайность. И воспевать отсталость, какие-то элементы, которые будут называть себя традиционными, на самом деле являясь элементами уже чужого прошлого. Чтобы избежать подобных вещей, хотелось бы обратиться к понятию мягкой мощи, разработанному Дж. Наем, так называемой soft power. Что это такое? Мягкая мощь – это некоторая культурная сила, не экономическая, не военная, а именно культурная сила, которая потому и мощь, что может оказывать воздействие, равноценное в некоторых случаях экономическому и военному. Как это осуществляется? В советское время, у СССР, – он говорит, – была огромная мягкая мощь. В чем она заключалась? Именно в культуре. Балет: кто лидер? СССР. Это же касается великой русской литературы. В космической сфере: кто полетел первый в космос? Все это дало нам много очков. Образование: там были свои недостатки, но, тем не менее, огромное количество вьетнамцев и прочих людей считали за счастье приехать к нам и, соответственно, учиться у нас. Наши специалисты имели глубокие фундаментальные знания. Знание языка – это фактически элемент влияния, элемент убеждения, элемент приобщения, привлечения другого человека на свою сторону. И это очень важный аспект, который нельзя игнорировать.
У нас, к сожалению, не было достижений в области массовой культуры в советский период, – считает Най. Таких достижений, которые бы в сочетании с экономическими успехами делали бы нашу страну, или диаспору, или любую группу людей более привлекательной для других. Важно, чтобы кроме экономического роста осуществлялись процессы, связанные с идентичностью людей, с учетом их культурных особенностей, чтобы наши власть предержащие понимали, что мягкая мощь – это имидж. А имидж – это очень важная вещь. То есть мягкая мощь – это возможность влиять, не принуждая, а привлекая кого-то. В сочетании с экономическими достижениями она дает подъем и привлекательности, и желания следовать ценностям, и желания присоединиться к успеху. Хотелось бы, чтобы мы опять стали привлекательны. Привлекательны с точки зрения интеграции в обществе и в усилении междисциплинарного синтеза наук.