Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Ког­да у Мед­ве­де­ва по­я­вил­ся тер­мин «куль­ту­ра», он ска­зал о чем? Он ска­зал, что на­до тер­пи­мее от­но­сить­ся к аван­гар­ди­с­тским тен­ден­ци­ям в твор­че­ст­ве. Да, действи­тель­но, в куль­ту­ре есть ма­лень­кий, то­нень­кий ин­но­ва­ци­он­ный слой, ко­то­рый на рус­ском язы­ке при­ня­то на­зы­вать ак­ту­аль­ным ис­ку­с­ством. Это не прос­то сов­ре­мен­ное ис­ку­с­ство, соз­да­ва­е­мое жи­ву­щи­ми ху­дож­ни­ка­ми, а имен­но ак­ту­аль­ное ис­ку­с­ство, ко­то­рое от­ве­ча­ет на тот воп­рос, ко­то­рый здесь проз­ву­чал: а что бу­дет в бу­ду­щем? И это ак­ту­аль­ное ис­ку­с­ство, как пра­ви­ло, на­ру­ша­ет куль­тур­ные нор­мы, обы­чаи, тра­ди­ции, ло­ма­ет на­ши предс­тав­ле­ния о том, что та­кое хо­ро­шо и что та­кое пло­хо, раз­ру­ша­ет нрав­ствен­ные ус­тои и так да­лее. По­э­то­му за ор­га­ни­за­цию выс­тав­ки «Ос­то­рож­но, ре­ли­гия!» лю­ди идут под суд, по­э­то­му ху­дож­ник, при­ко­вав­ший се­бя к за­бо­ру на­ше­го инс­ти­ту­та и на­пи­сав­ший на спи­не «Я не сын бо­жий», вы­зы­ва­ет гло­баль­ный скан­дал, хо­тя мы не раз­ре­ша­ли эту ак­цию. Но, с точ­ки зре­ния ис­ку­с­ство­ве­да, это нор­маль­ная про­во­ка­ци­он­ная ак­ция сов­ре­мен­но­го ху­дож­ни­ка. Ла­ю­щий ху­дож­ник Ку­лик или це­лу­ю­щи­е­ся ми­ли­ци­о­не­ры, ко­то­рых со скан­да­лом ми­нистр куль­ту­ры от­ка­зы­ва­ет­ся от­пус­тить за ру­беж. Вот это – ин­но­ва­ция в куль­ту­ре, и про­тив этой ин­но­ва­ции вся куль­ту­ра объ­е­ди­ня­ет­ся и на­чи­на­ет бо­роть­ся, в том чис­ле и су­деб­ны­ми ме­ра­ми.

О.Т. Бо­го­мо­лов: Иск­лю­чая Швыд­ко­го.

К.Э. Раз­ло­гов: Швыд­кой – че­ло­век бо­лее гиб­кий, я бы так ска­зал.

Вто­рая вещь, ко­то­рую нуж­но с этой точ­ки зре­ния иметь в ви­ду, – в этой, ка­за­лось бы, чис­то ху­до­же­ст­вен­ной борь­бе иног­да схлес­ты­ва­ют­ся неп­ри­ми­ри­мые ин­те­ре­сы. Вот не­дав­но смот­рю по ка­на­лу «Рос­сия – Куль­ту­ра» об­суж­де­ние пермско­го экс­пе­ри­мен­та. Га­ле­рист Ма­рат Гель­ман при­вез ак­ту­аль­ное ис­ку­с­ство в Пермь. Пермь – тра­ди­ци­он­ный рус­ский го­род со сво­и­ми куль­тур­ны­ми тра­ди­ци­я­ми, с пи­са­те­лем Алек­се­ем Ива­но­вым, ко­то­ро­го я счи­таю од­ним из са­мых круп­ных сов­ре­мен­ных пи­са­те­лей. Имен­но с ним во гла­ве вся пермская ин­тел­ли­ген­ция и вос­ста­ла про­тив Гель­ма­на и ва­ря­гов, ко­то­рые при­вез­ли это ак­ту­аль­ное ис­ку­с­ство с бла­гос­ло­ве­ния мест­но­го ми­ни­ст­ра куль­ту­ры. То есть куль­ту­ра как тра­ди­ция аб­со­лют­но про­ти­вос­то­ит ин­но­ва­ци­ям сна­ча­ла в куль­ту­ре, а за­тем и в об­ще­ст­ве.

Есть ли в ис­ку­с­стве ка­кие-то тен­ден­ции, ко­то­рые сле­ду­ют в од­ном нап­рав­ле­нии с куль­ту­рой в це­лом? Есть. Это та са­мая не­на­ви­ди­мая, я ду­маю, по­дав­ля­ю­щим боль­ши­н­ством лю­дей за этим сто­лом мас­со­вая куль­ту­ра, ко­то­рая уже боль­ше ве­ка раз­ви­ва­ет­ся по прин­ци­пу разв­ле­ка­тель­нос­ти. Разв­ле­ка­тель­ность ста­ла глав­ным век­то­ром куль­тур­но­го раз­ви­тия уже в кон­це 19 ве­ка. В на­ча­ле 20 ве­ка она по­бе­ди­ла, и в те­че­ние ста с лиш­ним лет по­бед­но шест­во­ва­ла по ми­ру. Бо­роть­ся про­тив мас­со­вой куль­ту­ры, как го­во­рит мой друг, польс­кий ре­жис­сер Кшиш­тоф За­нус­си, это все рав­но, что бо­роть­ся про­тив пло­хой по­го­ды. Да, мож­но по­бо­роть­ся, но тол­ку от это­го не бу­дет ни­ка­ко­го, по­то­му что вся сов­ре­мен­ная куль­ту­ра за­вя­за­на на прин­ци­пе удо­воль­ствия и, со­от­ве­т­ствен­но, разв­ле­ка­тель­нос­ти и ба­зи­ру­ет­ся на той са­мой ры­ноч­ной эко­но­ми­ке, ко­то­рую мы вся­чес­ки про­па­ган­ди­ру­ем.

Что по­лу­ча­ет­ся в ре­зуль­та­те? В ре­зуль­та­те те пе­ре­ст­рой­ки, ко­то­рые стро­и­лись у нас в са­мом на­ча­ле гор­ба­че­вс­ких ре­форм, бы­ли ос­но­ва­ны на эле­мен­тар­ной ши­зоф­ре­нии. То есть мы го­во­ри­ли: что та­кое «пе­ре­ст­рой­ка»? С од­ной сто­ро­ны, это ры­ноч­ная эко­но­ми­ка, де­мок­ра­тия, пра­во­вое го­су­да­р­ство, ли­бе­ра­лизм и так да­лее. С дру­гой сто­ро­ны, это вос­ста­нов­ле­ние рус­ской пра­вос­лав­ной церк­ви, сред­не­ве­ковья, древ­них обы­ча­ев и тра­ди­ций. Это ве­щи ди­а­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ные, они аб­со­лют­но друг с дру­гом не со­че­та­ют­ся.

Ког­да ува­жа­е­мые лю­ди го­во­рят и пи­шут, что толь­ко на ос­но­ве на­ших на­ци­о­наль­ных тра­ди­ций, нрав­ствен­нос­ти и рус­ской пра­вос­лав­ной церк­ви мы добь­ем­ся, на­ко­нец, ус­ко­рен­но­го ин­но­ва­ци­он­но­го раз­ви­тия и дос­той­но­го мес­та в сов­ре­мен­ной ци­ви­ли­за­ции, это прос­то бес­смыс­ли­ца. То, что это бес­смыс­ли­ца – по­нят­но, по­нят­но, и по ка­ким при­чи­нам это го­во­рит­ся.

Сей­час при­ни­ма­ет­ся за­кон о возв­ра­ще­нии церк­ви в том чис­ле то­го, что ей не при­над­ле­жа­ло или что бы­ло отоб­ра­но еще Пет­ром Пер­вым. И здесь опять есть своя ло­ги­ка, с ко­то­рой я на­чал. А имен­но: пос­коль­ку ци­ви­ли­за­ция, в ко­то­рой мы жи­вем, к со­жа­ле­нию, в из­ве­ст­ной ме­ре ци­ви­ли­за­ция во­ро­вс­кая, то все во­ру­ют. А для то­го, что­бы вы да­ли нам во­ро­вать, мы то­же долж­ны дать вам во­ро­вать. Вот ка­кой куль­тур­ный синд­ром ре­аль­но сто­ит за за­ко­но­да­тель­ным ак­том, в трех чте­ни­ях об­суж­дав­шим­ся в Ду­ме. Вот по­че­му вся му­зей­ная об­ще­ст­вен­ность вос­ста­ла про­тив это­го за­ко­ноп­ро­ек­та, и по­че­му ни од­но­му му­зей­щи­ку не да­ют ска­зать ни сло­ва на всех офи­ци­аль­ных об­суж­де­ни­ях. Вот по­че­му на те­ле­ви­де­нии ор­га­ни­зу­ет­ся про­па­ган­ди­с­тская кам­па­ния, что все в му­зе­ях во­ру­ют, что в му­зе­ях си­дят жу­ли­ки. По­то­му что без это­го нель­зя про­вес­ти вот эту ма­лень­кую опе­ра­цию, ко­то­рая родствен­на прин­ци­пам тор­гов­ли ин­дуль­ген­ци­я­ми в Сред­ние ве­ка.

А что действи­тель­но есть, и что бу­дет? В от­ли­чие от по­ли­ти­ки, где предс­ка­зать бу­ду­щее труд­но, в куль­ту­ре все про­ще. 30–40 лет то­му на­зад я го­во­рил, а за­тем и пи­сал, что в пер­вую оче­редь бу­дут раз­ви­вать­ся эк­ран­ные фор­мы куль­ту­ры, бла­го­да­ря но­вым тех­но­ло­ги­ям бу­дет рас­ши­рять­ся ау­ди­то­рия ис­ку­с­ства и воз­мож­нос­ти твор­че­ст­ва, бу­дут рас­ши­рять­ся гра­ни­цы до­пус­ти­мо­го. Все это действи­тель­но про­ис­хо­дит, и ни­че­го страш­но­го в этом нет, как бы прос­ве­щен­ные эли­ты ни пу­га­лись.

Что такое глобализация культуры? Это обычаи, традиции, привычки,
нормы, ценности, которые объединяют все население земного шара.
Появится общий язык, общий набор понятий, терминов, представлений
о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Со­от­ве­т­ствен­но, что та­кое гло­ба­ли­за­ция куль­ту­ры? Это зна­чит, что по­яв­ля­ют­ся текс­ты, обы­чаи, тра­ди­ции, при­выч­ки, нор­мы, цен­нос­ти, ко­то­рые объ­е­ди­ня­ют все на­се­ле­ние зем­но­го ша­ра. Ко­неч­но, это абстрак­ция, ре­аль­но всег­да есть иск­лю­че­ния. Су­ще­ст­ву­ют где-то в джунг­лях пиг­меи, есть от­шель­ни­ки, стар­цы, ко­то­рых рус­ская тра­ди­ция куль­ти­ви­ру­ет и обо­же­с­твля­ет, ко­то­рые бу­дут на­хо­дить­ся вне этой гло­баль­ной мас­со­вой куль­ту­ры. Но это еди­ни­цы. А все ос­таль­ные бу­дут жить в этой куль­ту­ре. И бла­го­да­ря то­му, что они бу­дут жить в этой куль­ту­ре, у них бу­дет об­щий язык, об­щий на­бор по­ня­тий, тер­ми­нов, предс­тав­ле­ний о том, что та­кое хо­ро­шо и что та­кое пло­хо. Мы мо­жем с этим не сог­ла­шать­ся, спо­рить и да­же вли­вать­ся в ря­ды ан­тиг­ло­ба­лис­тов, но об­щая тен­ден­ция от это­го не из­ме­нит­ся.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS