«Реформационная ситуация» все сильнее побуждает правящую элиту думать об изменении способов правления. Экономический кризис для нее тревожный звонок. Успешный выход из кризиса требует гибких творческих решений, подрывающих жесткость административной вертикали; требует гражданской инициативы и массового энтузиазма, что противоречит авторитарным методам правления. Механизмы ручного управления все чаще дают сбои, порождая у правящей верхушки неуверенность в своей способности справиться с последствиями кризиса. Все ее поведение представляет собой смесь растерянности, робкого поиска иных подходов и страха за свое будущее.
Авторитарный режим под давлением невозможности справляться с лавиной вызовов и угроз автократическими методами вынужден проявлять некоторую «гибкость», расширять круг участников политического процесса, вести диалог с умеренными оппонентами. В политической системе образуются трещины, расширяющие публичную сферу, арену общественной рефлексии вокруг проблем развития российского социума. Эти пока еще слабо наметившиеся тенденции сулят некоторую надежду – можно сказать, содержат «намек» – на постепенную демократическую эволюцию политической системы, на поэтапную консолидацию политической оппозиции и появление новых демократических альтернатив, способных изменить авторитарный вектор государственной политики.
? ? ?
Радикально-элитарная либерализация расколола российское общество и обернулась противостоянием богатых и бедных, преуспевающих и обездоленных, а в конечном счете – отчуждением общества от власти и ростом авторитарных тенденций. Либеральный проект в подобной его интерпретации не решил и не может решить задач реформирования российского общества. России нужна не радикально-элитарная, а демократическая модель либерализации, ограничивающая рост социального неравенства и устраняющая те его формы, которые воспринимаются обществом как явно несправедливые. Вся практика российской реформации доказывает, что либеральный принцип частной инициативы и предприимчивости нуждается в эффективном противовесе – коммунитарном принципе общего блага, социальной справедливости и общественной солидарности.
Острая потребность в сбалансированном сочетании частных и публичных начал ощущается сегодня не только в трансформирующемся российском обществе, но и в развитых либеральных демократиях. Быстрый рост удельного веса социального капитала в современном инновационном развитии обнаруживает исторические границы либеральной модели общественного устройства. По словам испанского социолога М. Кастельса, интересы, ценности, институты, системы представлений, базирующиеся на либеральных принципах, «ограничивают коллективную креативность, конфискуют плоды информационной технологии и отклоняют нашу энергию в русло самоуничтожающей конфронтации»12.
{div width:285|float:left}{module manuel_castells}{/div}Начавшийся переход человеческого социума к инновационному типу развития создает потребность в такой модели политического устройства, которая позволит максимально раскрыть гигантский потенциал «коллективной креативности». В этих исторических условиях перед российской властью остро встает дилемма: продолжать ли либеральные реформы в социальной сфере прежними методами или перейти к социальной политике, отвечающей требованиям современности, т.е. уравновешивающей публичные и частные начала?
Социальная политика государства, нарушающая разумные пропорции принципа равенства/неравенства в пользу богатство и власть имущих, явно отторгается обществом. Поэтому власть прибегает к тактическим маневрам, делает определенные шаги к социальному либерализму демократического толка, ориентированному на интересы большинства граждан. Об этом свидетельствуют выдвинутые властью национальные проекты, учитывающие положение и запросы массовых слоев общества и идущие вразрез с радикально либеральной матрицей социальных реформ. Но подобные шаги носят скорее выборочный, нежели системный характер. Складывается впечатление, что власть не готова к стратегической коррекции курса социальной политики, опирающейся на продуманную концепцию не элитарной, а демократической либерализации. Именно потому инициируемые сверху новации постоянно наталкиваются на непредвиденные трудности и не дают ожидаемых результатов. Возникают сомнения, готова ли власть к стратегическому повороту? Похоже, что, несмотря на популистскую риторику, концептуально она по-прежнему привержена либеральной модели социальной политики, поддерживающей застойный дисбаланс в распределении богатства и власти и не уделяющей должного внимания публичным началам, ограничивающим рост социального неравенства и стимулирующим демократическое развитие общества.
12 Кастельс М. 2000. Информационная эпоха. М., стр. 513.