Печать

Секция II

Гуманизация экономической парадигмы в обществе потребления услуг
Н.Н. Томашевская

Источник: альманах «Развитие и экономика», №1, сентябрь 2011, стр. 108

Наталья Николаевна Томашевская – доктор философских наук, профессор, сотрудник Центра стратегических исследований при Президенте Абхазской Республики.

Од­ной из черт сов­ре­мен­но­го об­ще­ст­ва яв­ля­ет­ся ха­рак­те­рис­ти­ка его как об­ще­ст­ва пот­реб­ле­ния. Дан­ное по­ня­тие ха­рак­те­ри­зу­ет еще ин­ду­ст­ри­аль­ное об­ще­ст­во в эпо­ху зре­ло­го ка­пи­та­лиз­ма. Од­на­ко в пос­тин­ду­ст­ри­аль­ном об­ще­ст­ве (дру­гие наз­ва­ния – ин­фор­ма­ци­он­ное, тех­нот­рон­ное) об­ще­ст­во пот­реб­ле­ния силь­но от­ли­ча­ет­ся сти­лем пот­реб­ле­ния.

Ка­ко­вы ос­нов­ные осо­бен­нос­ти это­го но­во­го сти­ля? Это вы­со­кий уро­вень пот­реб­ле­ния ос­нов­ной мас­сы на­се­ле­ния, изо­би­лие ма­те­ри­аль­ных благ и ус­луг, расп­ро­ст­ра­не­ние го­ро­дс­ких форм и ус­ло­вий пот­реб­ле­ния на сельс­кую мест­ность. Го­ро­дс­кой стиль жиз­ни прев­ра­ща­ет­ся во все­об­щий об­ра­зец и вы­тес­ня­ет дру­гие жиз­нен­ные сти­ли вмес­те с тра­ди­ци­я­ми пот­реб­ле­ния. На пер­вое мес­то в струк­ту­ре пот­реб­ле­ния выд­ви­га­ют­ся зна­ния и ин­фор­ма­ция. Пос­то­ян­но рас­тет пот­реб­ность в раз­но­об­раз­ных ин­фор­ма­ци­он­ных ус­лу­гах. Вмес­то эко­но­ми­ки, ос­но­ван­ной на рас­ту­щем про­из­во­д­стве то­ва­ров, на­чи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся эко­но­ми­ка ус­луг как раз­но­вид­ность то­вар­но­го про­дук­та. Со­вер­ша­ет­ся сво­е­об­раз­ный возв­рат к ба­зо­вым цен­нос­тям до­ин­ду­ст­ри­аль­ной эпо­хи, но на го­раз­до бо­лее вы­со­ком уров­не пот­реб­ле­ния. Сно­ва уси­ли­ва­ет­ся ин­те­рес к пол­но­му, ка­че­ст­вен­но­му удов­лет­во­ре­нию ос­нов­ных, ба­зо­вых пот­реб­нос­тей че­ло­ве­ка (на­ту­раль­ные про­дук­ты, одеж­да из на­ту­раль­ных ма­те­ри­а­лов, здо­ро­вый ре­жим тру­да и от­ды­ха, пол­но­цен­ное че­ло­ве­чес­кое об­ще­ние и т.п.). Рас­тет прес­тиж здо­ро­во­го об­ра­за жиз­ни. Вхо­дят в мо­ду раз­лич­ные ме­то­ды оз­до­ров­ле­ния, отк­ры­ва­ет­ся мно­же­ст­во спор­тив­ных клу­бов, ве­дет­ся про­па­ган­да про­тив ку­ре­ния, ал­ко­го­лиз­ма и нар­ко­ма­нии. Рас­ши­ря­ет­ся сеть ма­га­зи­нов, тор­гу­ю­щих эко­ло­ги­чес­ки чис­ты­ми про­дук­та­ми, изоб­ре­та­ют­ся все­воз­мож­ные оз­до­ро­ви­тель­ные ди­е­ты; борь­ба с из­бы­точ­ным ве­сом при­об­ре­та­ет масш­та­бы об­ще­на­ци­о­наль­ной кам­па­нии.

Куль­ту­ра ста­но­вит­ся сво­е­об­раз­ным фак­то­ром хо­зяй­ства в сфе­ре мар­ке­тин­га, в об­лас­ти рек­ла­мы, при оформ­ле­нии про­дук­та, в сфе­ре мар­ке­тин­га то­вар­но­го пот­реб­ле­ния. Сло­во «пот­реб­лять» оз­на­ча­ет те­перь но­вое эмо­ци­о­наль­ное от­но­ше­ние меж­ду че­ло­ве­ком и объ­ек­том, меж­ду че­ло­ве­ком и его мес­то­м жи­тель­ства или мес­том вре­мен­но­го пре­бы­ва­ния. Нес­лу­чай­но пот­реб­ле­ние в ушед­шем сто­ле­тии оз­на­ча­ло преж­де все­го пот­реб­ле­ние об­раз­ных, наг­ляд­ных впе­чат­ле­ний.

Культура становится фактором хозяйства в сфере маркетинга,
в области рекламы, при оформлении продукта. Слово «потреблять»
означает новое эмоциональное отношение между человеком и объектом.

Сфе­ра «куль­ту­ры» сов­ре­мен­но­го аб­ха­зс­ко­го об­ще­ст­ва пре­тер­пе­ва­ет се­год­ня зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния: по­яв­ля­ют­ся но­вые по­ко­ле­ния про­из­во­ди­те­лей и пот­ре­би­те­лей куль­тур­ных про­дук­тов, расп­ро­ст­ра­не­ния и пот­реб­ле­ния куль­ту­ры, фор­ми­ру­ет­ся сек­тор «ком­мер­чес­кой куль­ту­ры». С дру­гой сто­ро­ны, при­су­т­ству­ют тен­ден­ции тра­ди­ци­о­на­лиз­ма. Пре­ва­ли­ру­ет взгляд го­су­да­р­ства на куль­ту­ру как на «оп­лот тра­ди­ций», прост­ра­н­ство «ста­биль­нос­ти» для сво­их граж­дан или как по­ли­ти­чес­кий ре­сурс в сох­ра­не­нии не­за­ви­си­мо­го го­су­да­р­ства.

Но куль­ту­ра – это еще и эко­но­ми­чес­кий ре­сурс, а в ли­це об­ще­ст­ва – че­ло­ве­чес­кий ка­пи­тал го­су­да­р­ства. Ка­ко­во ка­че­ст­во че­ло­ве­чес­ко­го ре­сур­са – та­ко­ва и эко­но­ми­ка и куль­ту­ра. По­э­то­му го­су­да­р­ствен­ная под­де­рж­ка раз­ви­тия эко­но­ми­ки долж­на спо­со­б­ство­вать раз­ви­тию тех от­рас­лей хо­зяй­ства, ко­то­рые слу­жат удов­лет­во­ре­нию рас­ту­щих пот­реб­нос­тей то­ва­ра­ми и бла­га­ми куль­тур­но­го и эс­те­ти­чес­ки со­вер­шен­но­го ха­рак­те­ра. К при­ме­ру, под­де­рж­ка раз­ви­тия эко­но­ми­ки со сто­ро­ны го­су­да­р­ства долж­на от­ве­чать ши­ро­ко расп­ро­ст­ра­нен­ной пот­реб­нос­ти в эс­те­ти­чес­ком со­вер­ше­н­ство­ва­нии на­ших пост­ро­ек и мест про­жи­ва­ния. Для это­го оно долж­но пре­дос­тав­лять в рас­по­ря­же­ние сред­ства для ис­пы­та­ния, ис­сле­до­ва­ния аль­тер­на­тив­ных форм хо­зяй­ства и ор­га­ни­за­ции. В ка­че­ст­ве при­ме­ров та­ко­го ро­да аль­тер­на­тив­ных форм мож­но наз­вать эко­ло­ги­чес­ки чис­тое сельс­кое стро­и­тель­ство, ко­опе­ра­тив­ные мас­те­рс­кие, раз­ви­тие тех­ни­ки, не на­но­ся­щей вре­да при­ро­де, соз­да­ние се­ти вос­ста­но­ви­тель­но­го ле­че­ния с целью сох­ра­не­ния тру­дос­по­соб­нос­ти лю­дей, ин­ди­ви­ду­аль­ные со­об­ще­ст­ва са­мо­обес­пе­че­ния или сме­шан­ные фор­мы ры­ноч­но­го про­из­во­д­ства, пре­дус­мат­ри­ва­ю­щие про­из­во­д­ство то­ва­ров для собствен­ных нужд, а так­же ре­сур­сос­бе­ре­га­ю­щие ви­ды ту­риз­ма – эко­ло­ги­чес­кий, сельс­кий (де­ре­ве­нс­кий), зе­ле­ный.


 

В меж­ду­на­род­ном масш­та­бе внеш­няя куль­тур­ная по­ли­ти­ка, на­ря­ду с ее дип­ло­ма­ти­чес­ки­ми и по­ли­ти­чес­ки­ми за­да­чам, мог­ла бы рас­смат­ри­вать­ся как «куль­тур­ный мар­ке­тинг» в экс­пор­те то­ва­ров и ус­луг стра­ны и как рек­ла­ма для куль­тур­но­го пок­ры­тия пот­ре­би­тель­ной сто­и­мос­ти то­ва­ра, про­из­ве­ден­но­го в Аб­ха­зии.

Куль­тур­ный знак то­вар­но­го экс­пор­та де­ла­ет его не­воз­мож­ным для за­ме­ны по­доб­ным то­ва­ром дру­гой экс­пор­ти­ру­ю­щей сто­ро­ны, а зна­чит – кон­ку­рен­тос­по­соб­ным. Внеш­няя куль­тур­ная по­ли­ти­ка (тре­бо­ва­тель­ная, взыс­ка­тель­ная) по сво­е­му со­дер­жа­нию ста­но­вит­ся не прос­то инстру­мен­том со­дей­ствия раз­нос­то­рон­ним свя­зям, но и про­ду­ци­ру­ет «вы­со­кую куль­ту­ру» (Й. Хей­зин­га). Сог­ла­со­ван­ность куль­тур­ных и эко­но­ми­чес­ких ха­рак­те­рис­тик экс­пор­ти­ру­е­мых то­ва­ров соз­да­ет но­вые воз­мож­нос­ти для сот­руд­ни­че­ст­ва меж­ду по­ли­ти­кой, эко­но­ми­кой, куль­ту­рой, на­у­кой и ис­ку­с­ством.

Нап­ри­мер, под­де­рж­ка де­я­те­лей ис­ку­с­ства и куль­ту­ры, бла­го­да­ря пер­со­наль­ной и де­ло­вой под­де­рж­ке, мо­жет стать для предп­ри­я­тий стра­те­ги­ей, бла­гоп­ри­ят­ной для мар­ке­тин­га и са­мо­рек­ла­мы. В це­поч­ке: «го­су­да­р­ствен­ный за­каз – конт­ракт на ис­пол­не­ние за­ка­за меж­ду фир­мой и ху­дож­ни­ком» – обс­лу­жи­ва­ют­ся ху­дож­ник, фир­ма и го­су­да­р­ство. Пос­лед­нее по­лу­ча­ет свой до­ход от на­ло­гов и на прак­ти­ке ре­а­ли­зу­ет куль­тур­ную по­ли­ти­ку под­де­рж­ки вы­со­ких об­раз­цов ис­ку­с­ства в оформ­ле­нии улиц, пло­ща­дей, тор­го­вых ма­рок, на­ци­о­наль­ных брен­дов и др.

Вза­им­ное оп­ло­дот­во­ре­ние эко­но­ми­чес­ко­го и ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­во­д­ства спо­со­б­ству­ет эс­те­ти­чес­ко­му обу­че­нию и вос­пи­та­нию на­се­ле­ния, соз­да­нию не­за­бы­ва­е­мой ат­мос­фе­ры от пре­бы­ва­ния в этом мес­те. Как пра­ви­ло, та­кую осо­бую ат­мос­фе­ру соз­да­ют об­раз­цы на­ци­о­наль­но­го ис­ку­с­ства, де­ко­ра, ар­хи­тек­ту­ры. Та­кая ат­мос­фе­ра при­об­ре­та­ет цен­но­ст­ное вы­ра­же­ние в ту­ри­с­тском про­дук­те и бес­цен­ное для про­жи­ва­ю­ще­го здесь на­се­ле­ния, сох­ра­няя ар­те­фак­ты мест­нос­ти, ре­ги­о­на, эт­ни­чес­кой и эко­ло­ги­чес­кой сис­тем. Пот­реб­ле­ние благ та­кой ат­мос­фе­ры вы­рав­ни­ва­ет в ее ли­це сте­пень дос­туп­нос­ти раз­ным сло­ям об­ще­ст­ва не­ма­те­ри­а­ли­зо­ван­ной, не­о­ся­за­е­мой ус­лу­ги, гу­ма­ни­зи­руя со­ци­аль­ные прак­ти­ки прост­ра­н­ства пот­реб­ле­ния.

По­э­то­му об­раз­цы ре­ше­ния уче­ны­ми проб­лем в струк­ту­ре сто­и­мос­ти то­ва­ров и ус­луг долж­ны ори­ен­ти­ро­вать­ся не толь­ко на тра­ди­ци­он­ную ме­но­вую (ры­ноч­ную) и пот­ре­би­тель­ную фор­мы сто­и­мос­ти, но и сто­и­мость сим­во­ли­чес­кую.