Четверг, 24 Октября, 2019
   
(4 голоса, среднее 5.00 из 5)

Средовая парадигма и проблема субъектности человечества
(идея альтернативной глобализации)

Че­ло­ве­че­ст­во на­хо­дит­ся в сис­тем­ном кри­зи­се. Наз­ре­ва­ют гран­ди­оз­ные меж­ци­ви­ли­за­ци­он­ные конф­лик­ты, пос­коль­ку без­на­деж­но ус­та­ре­ли несп­ра­вед­ли­вые ме­ха­низ­мы об­ме­на меж­ду эко­но­ми­чес­ки силь­ны­ми и сла­бы­ми субъ­ек­та­ми. Фак­ти­чес­ки в но­вых бо­лее изощ­рен­ных фор­мах на пла­не­те проц­ве­та­ет ко­ло­ни­аль­ная по­ли­ти­ка. Ка­жет­ся не­зыб­ле­мым предс­тав­ле­ние об «об­ще­ст­ве пот­реб­ле­ния» как бе­заль­тер­на­тив­ной и прог­рес­сив­ной мо­де­ли раз­ви­тия. Ку­да при­ве­дет эта гон­ка в ус­ло­ви­ях ог­ра­ни­чен­ных ре­сур­сов пла­не­ты?


Николай Федоров

Об­щеп­ла­не­тар­ное ми­ро­во­з­зре­ние, выд­ви­ну­тое Н.Ф. Фе­до­ро­вым и рус­ски­ми фи­ло­со­фа­ми-кос­мис­та­ми, ны­не по пра­ву на­зы­ва­ют «ми­ро­во­з­зре­ни­ем треть­е­го ты­ся­че­ле­тия». Мысль о че­ло­ве­ке как су­ще­ст­ве соз­на­тель­но-твор­чес­ком, как аген­те эво­лю­ции, от­ве­т­ствен­ном за все жи­вое на пла­не­те, идея зем­ли как «об­ще­го до­ма» важ­на в сов­ре­мен­ную эпо­ху, ког­да как ни­ког­да ост­ро пе­ред че­ло­ве­че­ст­вом вста­ют воп­ро­сы об от­но­ше­нии к при­ро­де, ее ре­сур­сам, к са­мо­му не­со­вер­шен­но­му смерт­но­му ес­те­ст­ву че­ло­ве­ка, рож­да­ю­ще­му зло ин­ди­ви­ду­аль­ное и со­ци­аль­ное.

Ес­ли че­ло­ве­че­ст­во не скон­це­нт­ри­ру­ет свой ин­тел­лект и ре­сур­сы для пе­ре­хо­да на но­ос­фер­ную ор­га­ни­за­цию всех сто­рон жиз­не­де­я­тель­нос­ти об­ще­ст­ва, оно мо­жет ока­зать­ся пе­ред ли­цом гло­баль­ной ду­хов­но-нрав­ствен­ной ка­та­ст­ро­фы.

Наш ци­ви­ли­за­ци­он­ный по­тен­ци­ал да­ет ос­но­ва­ния ут­ве­рж­дать, что Рос­сия мо­жет стать ду­хов­ным ли­де­ром ми­ро­во­го со­об­ще­ст­ва в со­зи­да­нии но­вых форм жиз­не­де­я­тель­нос­ти на пла­не­те, ко­то­рые обес­пе­чат гар­мо­ни­за­цию ме­жэт­ни­чес­ких, меж­кон­фес­си­о­наль­ных, меж­го­су­да­р­ствен­ных, меж­ре­ги­о­наль­ных и меж­ци­ви­ли­за­ци­он­ных от­но­ше­ний.

ЗАПАД

Духовный мир представителя западной
цивилизации, его мироощущение, отношение
к обществу, взгляд на государство, право,
мораль и нравственность определяет культ
денег, вера во всемогущую силу богатства.
Оправдывается отсутствие моральной
ответственности личности перед обществом,
а такая категория, как справедливость, просто
исчезает из отношений за ненадобностью.

Культ де­нег, ве­ра во все­мо­гу­щую си­лу бо­га­т­ства оп­ре­де­ля­ет ду­хов­ный мир предс­та­ви­те­ля за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции, его ми­ро­ощу­ще­ние, от­но­ше­ние к об­ще­ст­ву, взгляд на го­су­да­р­ство, пра­во, мо­раль и нрав­ствен­ность. Оп­рав­ды­ва­ет­ся от­су­т­ствие мо­раль­ной от­ве­т­ствен­нос­ти лич­нос­ти пе­ред об­ще­ст­вом, а та­кая ка­те­го­рия, как спра­вед­ли­вость, прос­то ис­че­за­ет из от­но­ше­ний за не­на­доб­ностью.

По-ино­му фор­ми­ро­вал­ся ду­хов­ный мир рус­ских – са­мо­го мно­го­чис­лен­но­го на­ро­да Рос­сии. Об­щин­ный ук­лад с дав­них пор был не­об­хо­ди­мым тре­бо­ва­ни­ем для от­по­ра зах­ват­чи­кам, вза­и­мо­по­мо­щи при вы­жи­ва­нии в труд­ных кли­ма­ти­чес­ких и ге­ог­ра­фи­чес­ких ус­ло­ви­ях. На­ши пред­ки осоз­на­ва­ли, что са­ма воз­мож­ность су­ще­ст­во­ва­ния и лич­но­го бла­го­по­лу­чия за­ви­сит от за­щи­ты и ре­а­ли­за­ции ими об­щих ин­те­ре­сов. Лич­ные ин­те­ре­сы со­от­но­си­лись с ин­те­ре­са­ми об­ще­ст­ва. Эта за­ви­си­мость от об­ще­ст­ва на­пол­ня­ла ми­ро­во­з­зре­ние от­дель­но­го че­ло­ве­ка зна­чи­тель­ным об­ще­ст­вен­ным со­дер­жа­ни­ем, в оп­ре­де­лен­ных кри­ти­чес­ких обс­то­я­тель­ствах ста­ви­ла лич­ность пе­ред не­об­хо­ди­мостью жерт­во­вать лич­ным ра­ди об­ще­го.

Ве­ра в со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость яв­ля­ет­ся ми­ро­во­з­зрен­чес­ким стерж­нем на­ции; она, а так­же бла­го­по­лу­чие боль­ши­н­ства долж­ны быть глав­ны­ми це­ля­ми лю­бых го­су­да­р­ствен­ных прог­рамм, го­су­да­р­ствен­ной по­ли­ти­ки, ес­ли мы хо­тим, что­бы их не пос­тиг­ла участь тех «ре­форм», ко­то­рые в пос­лед­ние го­ды про­но­сят­ся по Рос­сии.

Важ­ней­шей от­ли­чи­тель­ной чер­той рус­ско­го на­ро­да яв­ля­ет­ся тер­пи­мость как про­яв­ле­ние раз­ви­то­го чувства об­щин­нос­ти, стрем­ле­ния к дру­жес­ким, рав­ноп­рав­ным от­но­ше­ни­ям меж­ду людь­ми, где ра­ди об­ще­го де­ла ми­ра, сог­ла­сия и ус­пе­ха по­дав­ля­ют­ся част­ные наст­ро­е­ния. Рус­ская тер­пи­мость мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как ос­но­ва фи­ло­со­фии не­на­си­лия.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2019 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1228 гостей онлайн