О.Т. Богомолов: Чему вы нас тут учите? Мягкой коррупции?
И.В. Соболева: Нет. Я обрисовываю ситуацию, которая сложилась у нас в системе образования. Есть очень маленький, элитарный сегмент хорошего образования, которое большинство студентов, попадающих в этот сегмент, пока получает бесплатно и очень мало кто получает за деньги, а дальше все идет ровно к тому, о чем я только что говорила. Внешний, статусный результат очень похожий – одинаковый диплом государственного образца.
О.Т. Богомолов: Вы говорите очень правильно, и все присутствующие примерно это представляют. А вот что это означает для экономики? Как это идентифицировать? Если эта взаимосвязь уже установлена, и взаимовлияние уже познано, то в чем оно познано? Какие цифры? Какой урон это несет экономике?
И.В. Соболева: Конкретные цифры потерь привести не могу. Человеческий капитал вообще измеряется достаточно сложно. Но понятно, что урон – огромный. На квази-образование впустую растрачиваются ресурсы, в то время как необходимых профессиональных компетенций оно не дает. Сегодня уже прозвучало мнение о том, что для лиц, стоящих у власти, важны два качества: компетентность и честность. На самом деле, на любом рабочем месте важны компетентность и честность. И ровно эти два качества наша система образования с успехом губит. Но в стране, живущей за счет нефти, пока идет «бум», проблема приглушена. Ровно для этих людей с квази-образованием на доходы от нефти создавались «представительские» рабочие места, росла офисная занятость. Как только грянул кризис, подскочила молодежная безработица и безработица среди лиц с высшим образованием. За счет чего? За счет того, что работодатели в полном соответствии с экономической логикой начали избавляться в первую очередь от тех, без кого легко можно обойтись. Прежде всего, они могут обойтись вот без этого контингента. Резкий рост безработицы среди сравнительно молодых людей с хорошим, казалось бы, уровнем образования, показывает баланс фиктивного человеческого капитала.
И еще, если мы посмотрим на нарастающее число техногенных катастроф, на то, сколько у нас гибнет народу на дорогах из-за поддельных водительских прав, – это тоже часть системы образования. Вот этот ущерб можно посчитать.
О.Т. Богомолов: Какая взаимосвязь между качеством водителей и количеством катастроф на дорогах?
И.В. Соболева: Думаю, связь есть. Между прочим, водительские курсы – тоже часть системы образования, на которую распространяются общие коррупционные нормы. А общий вывод: рыночные механизмы в системе образования надо резко ограничить. Конечно, с преподавателями можно строить отношения на рыночной основе, можно дифференцировать зарплату по каким-то критериям. Хотя тут тоже есть нюансы. Но ни в коем случае, нельзя на рыночной основе строить отношения со студентами. Конкурс на приемных экзаменах должен быть един для всех. Не должно быть деления студентов на коммерческих и бюджетных. Должно быть изначально четко заявлено, что образование нельзя купить.