Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

А раз так, необходимо обсудить роль суфийских тарикатов в жизни Османской империи и постосманской Турции.

Из документов известно, что сын основателя династии Османов Орхан подарил в 1324 году землю к востоку от турецкого города Изника суфийским дервишам. И это не единственное свидетельство благоволения султанов к суфиям. Все султаны эпохи восхода империи принадлежали к тем или иным суфийским орденам. А суфийский орден Бекташи был по сути своей ядром движения янычар. Движения очень важного для определенного этапа существования Османской империи.

Причиной запрета ордена Бекташи стал роспуск янычарского корпуса в 1826 году. Но другие суфийские ордена при этом не пострадали.

В 1902 году министр иностранных дел Франции пишет французскому консулу в Джиде о значении суфийского тариката Шазели. Министр очень интересуется этим тарикатом, подчеркивает его мощь, сравнивает эту мощь с мощью шерифа Мекки, обсуждает, как можно ослабить тарикат в интересах Франции. В Анатолии, являющейся ядром османской Турции и уж тем более ядром Турции постосманской, наиболее влиятельны были суфийские ордена Накшибандия и Кадирия. Эти ордена также были очень влиятельными на Северном Кавказе и в Средней Азии, да и в Поволжье тоже.

Суфии помогали Кемалю Ататюрку в его действиях по отстаиванию турецких национальных интересов. Но Ататюрк был очень решителен в борьбе с исламом, в том числе и с суфийскими тарикатами.

В 1924 году он отменил халифат и закрыл исламские медресе.

В 1925 году он закрыл суфийские обители теке и суфийские учебные центры завийе.

Суфии отреагировали на это мягким и деликатным уходом в подполье.

В 1928 году из конституции кемалистской Турции было изъято положение о том, что государственной религией в Турции является ислам.

В 1937 году в конституцию было добавлено положение о том, что Турция — это светское государство. Чтение исламских религиозных текстов постепенно пытались перевести на турецкий язык. Последовали религиозные протесты. Суфийские в том числе. В ответ Ататюрк заявил о том, что суфии, прежде всего накшибандийские, должны быть уничтожены.

Но можно уничтожить структуры. Уничтожить же глубоко укорененные мировоззрения практически невозможно.

Суфийские тарикаты никуда не исчезли. Они просто ушли в подполье, оставаясь в Турции влиятельной силой.

Возникли невидимые колледжи суфийских братств.

Суфии мягко встраивались в государственные структуры и одновременно активно разворачивали подпольную деятельность.

Именно этим занимались активно поддержанные турецким народом выдающиеся суфии, такие как Алварлы Эфе, Саид Нурси, Сулейман Хилми Танухан, Абдульазиз Беккине и другие.

Уже ко второй половине 40-х годов гонения кемализма на ислам вообще и суфиев в частности существенно выдохлось.

Вместо авторитарных модернизаторов к власти стали приходить демократы.

В 1945 году была учреждена происламская «Партия национального развития».

В 1946 году возникла многопартийность. Стало ясно, что Турция понемногу вступает в новую эру — эру официального возврата ислама в политику и общественную жизнь. Этому способствовали создаваемые суфиями партии, средства массовой информации, фонды и другие организации.

Нельзя понять ничего в нынешней турецкой политике, в отношениях между Эрдоганом и Гюленом, в возможности или невозможности фундаментальной смены турецких мировоззренческих и стратегических вех без учета этого первого особого обстоятельства.

Второе особое обстоятельство — это наличие в Турции и не только в ней так называемого глубинного государства, которое не надо путать с параллельным государством Гюлена, о котором в запальчивости заявлял Эрдоган 16 июля 2016 года и в последующие горячие дни.

Бывший президент Турции Сулейман Демирель, которого мы уже обсудили, говорил о том, что глубинное государство — это перспективы и поведение (прошу вдуматься в каждое слово!) турецких элит, преимущественно военных и спецслужбистских. И что глубинное государство работает над сохранением национальных интересов со времен падения Османской империи.

О глубинном государстве говорил и обсужденный нами ранее бывший премьер-министр Турции Бюлент Эджевит. Он связывал глубинное государство с такими структурами, как «Гладио», «Гладио-2», «Контргерилья».

О глубинном государстве как важнейшей структуре Египта стали говорить уже после того, как эта тема была обсуждена в Турции. Потому что Турция, причем не только постосманская, но и османская, очень сильно замешана на дрожжах этой самой глубинной государственности. Тайные структуры, обладающие огромным влиянием и находящиеся только под властью самих султанов, создавали многие правители Османской империи. Наиболее известен тайный комитет султана Селима III, правившего с 1789 по 1807 год. Про эти структуры не знал даже великий визирь султана.

Такое же глубинное государство было создано младотурками в эпоху их партии «Единение и прогресс».

С помощью глубинного государства младотурки планировали всё те же военные государственные перевороты, причем вполне удачные.

Считается, что после падения Османской империи (внимание!) настоящее глубинное турецкое государство занималось исключительно утверждением в турецком обществе различных вариантов тюркской идентичности. И в этом смысле у антиисламского Ататюрка и его происламских оппонентов была одна задача — любым способом сохранить и укрепить тюркский дух, понимаемый разными представителями постосманской элиты по-разному, но одинаково лелеемый всеми.

Как именно ЦРУ использует глубинное государство — достаточно очевидно. Но это вовсе не значит, что глубинное государство не использует ЦРУ. Или что это глубинное государство может быть сведено к структурам Гюлена, «Серым волкам» и другим частностям.

Предлагаю для начала рассмотреть обсужденные обстоятельства № 1 и № 2 как фактор, указывающий на наличие действительно глубинного турецкого, тюркского, прототюркского государственного духа, по-разному воспроизводимого на разных этапах истории. Для того чтобы ознакомиться с этими разными проявлениями чего-то единого более серьезно, нам нужно уйти от современности на достаточные исторические глубины с тем, чтобы потом вернуться опять в современность.

Часть VII. Османы и Византия

В 27 году до нашей эры Октавиан Август стал первым императором Римской империи, единственного государства в истории человечества, которому принадлежало всё побережье Средиземного моря.

Римская империя возникла как новая форма правления государством, которое вошло в историю под именем Древний Рим.

Вначале Древний Рим был государством с республиканской формой правления. Потом он стал империей.

В 395 году нашей эры после смерти римского императора Феодосия I Римская империя была разделена на две части — Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе.

В 480 году нашей эры умирает Юлий Непот, последний император Западной Римской империи.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS