Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма


— Либеральные общества во всем мире сдают свои позиции. Не приближается ли эпоха либерализма к своему концу?

— Я не считаю, что когда-нибудь вообще существовала эпоха либерализма. Либерализм никогда не был самодостаточным, он всегда существует вместе с определенным видом демократии и определенным экономическим укладом. Нужны также определенные рамочные культурные условия, некоторые из которых стали проблематичными. Кроме того, производство электроэнергии и дефицит демократии связаны друг с другом. Богатые сырьевыми ресурсами страны способны держать налоги на невысоком уровне. Но как только доходы от продажи сырьевых товаров снижаются, они оказываются в глубоком кризисе. Это можно видеть на примере России. Для демократий это преимущество, поскольку авторитарные страны теряют в результате свою привлекательность и перестают выглядеть как альтернатива либерализму.

— Однако Путин находится в прекрасном настроении. Он ощущает себя великим и сильным. У него много сторонников.
— Меня смущает в России, прежде всего, то, насколько совершенными являются действия правительства, которое с помощью средств массовой информации столь умело манипулирует общественным мнением. В свое время я написал докторскую диссертацию, предметом которой был Советский Союз — никто не верил там ни единому слову правительства. Люди всегда верили в противоположное тому, что было написано в газете «Правда». Однако сегодня, напротив, большинство людей, судя по всему, слепо доверяют средствам массовой информации и системе. Они верят в то, что украинцы распинают на кресте детей, а также в другие подобного рода вещи. И они продолжают верить, хотя они отнюдь нее отрезаны от остального мира, у них есть доступ к интернету. Россия — не Северная Корея.

— У Путина есть также друзья среди сторонников Национального фронта и партии Альтернатива для Германии. Чем объясняется притягательность антилиберализма?
— Что я могу по этому поводу сказать? В долгосрочной перспективе люди вполне рациональные существа, но они не обязательно являются таковыми в краткосрочной перспективе. Решающее значение в России будет иметь состояние экономики, а в этом отношении ее ожидает десятилетие серьезных проблем. К сожалению, люди там почувствуют, в условиях какой политической системы они живут. И это уже достаточно плохо. Но по-настоящему опасным является воздействие на международные отношения: Путин в сложной ситуации может прибегнуть только к национализму. Национализм легитимирует его роль. Это вызывает у меня беспокойство.

— Предложение Путина звучит так: я — это лучший Запад. У меня христианские европейские ценности лучше сохранились. А что обещает Запад?
— Протесты на Майдане показали, насколько привлекательными являются западные ценности. Но верно и то, что элиты как в Америке, так и в Европе в последние два десятилетия просто не оправдали ожиданий. Финансовый кризис имел серьезные последствия, а попытки справиться с ним оказались жалкими. Этот кризис вызвал глубокий страх у людей, многие потеряли работу, и теперь господствует чувство неуверенности и нестабильности. Мы видим сегодня, что демократия не работает сама по себе. Мы должны постоянно обновлять наши институты, и здесь я в первую очередь думаю о Соединенных Штатах. Пока эта страна не сможет привести в порядок свою политическую систему, она должна отказаться от проповеди в мире демократических ценностей.

— А в чем проблема Европы?

— Европа сталкивается с двумя кризисами: с кризисом евро и с кризисом беженцев. В условиях кризиса все возвращаются к национальной солидарности и действуют за счет других. Я не уверен, что Европа в области интеграции продвинется дальше того уровня, на котором она сегодня находится. Но я и не настроен очень пессимистично, поскольку я считаю, что европейские институты очень сложно отменить. Евросоюз будет и дальше лавировать от кризиса к кризису, но он будет существовать.

— А роль Германии в Евросоюзе?
— Американцы не понимают того, что немцы придерживаются варианта ордолиберализма (Ordoliberalismus). В Америке после начала кризиса мы вернулись к кейнсианскому варианту экономики. А разделяет нас вопрос о том, почему в Германии никогда этого не понимали. Для меня это загадка, поскольку мы находимся в ситуации, которая стол же опасна, как и ситуация 30-х годов. Я разделяю всеобщее удивление в Америке по поводу Германии.

— Федеральный канцлер Меркель правильно себя ведет в условиях кризиса с беженцами?
— Она должна чаще говорить о существующих проблемах. Если люди боятся роста преступности, то она, в таком случае, должна открыто обсуждать эту проблему. Шенген не может функционировать, если внешние границы Евросоюза не будут защищены. У Меркель, очевидно, имеется план, но ей еще только предстоит его реализовать. Нужно точно знать, кто прибывает в Евросоюз, и Европа должна осуществлять более строгий отбор при определении того, кто является политическим беженцем.

— Вы в своей книге «Конец истории» сделали прогноз, в соответствии с которым после крушения коммунизма не существует альтернативы для либеральной демократии. Оказалось, что это не совсем верно. Почему история вернулась?
— Вы должны понимать мой тезис в духе Гегеля и Маркса. Я имел в виду процесс модернизации — например, когда страны из аграрных превращаются в индустриальные общества. Интригующий вопрос звучит так: что будет в конце модернизации? Прогрессивные интеллектуалы утверждали, что в конце истории будет коммунизм. Для них это была высшая форма человеческого развития. Я считал это ошибкой. По моему мнению, историческое развитие завершается в форме капиталистической, либеральной демократии. Я по-прежнему считаю это правильным.

— А что можно сказать о Китае?
— Это, действительно, единственная страна, которая бросает серьезный вызов моему тезису. Китай — настоящий тестовый случай. Китай является единственной альтернативой либеральной, капиталистической демократии. Эта страна в техническом и экономическом отношении продвигается вперед — однако она осуществляет модернизацию без демократии. Почему так происходит в Китае? Есть ли у этого культурные причины? И является ли Китай стабильной и долговременной системой? Я так не считаю.

— Есть ли у истории цель?
— Да, конечно. Но это не автоматический процесс. Часто происходит движение то вперед, то назад. Однако общество не может постоянно возвращаться на предыдущую стадию своего развития.

— Прогресс как диалектический процесс — именно таким он вам представляется?
— Марксисты полагали, что технико-экономическое развитие в любом случае способствует модернизации, независимо от исторических игроков. Я так не думаю. Без человеческой воли, без борьбы за демократию и за правильных личностей ничего не получится. Для меня действующие лица, по-прежнему, играют решающую роль.

— Была ли иллюзией вера в то, что современные формы развития (die Moderne) распространятся во всем мире?
— Не модернизация сама по себе находится под угрозой. Посмотрите на азиатские страны. Нет никаких фундаменталистов в Китае, в Корее и в других государствах. Там люди получили работу, а также возможность воспользоваться преимуществами технологического прогресса. Фундаменталистские движения сильны там, где люди хотят провести модернизацию, но не могут добиться успеха. На Ближнем Востоке у людей есть телевизоры и интернет, и они видят, что люди в остальной части мира живут лучше, чем они. В развитом мире те люди становятся проблемой, которые не получают преимуществ от процесса глобализации. Там, где модернизация функционирует, она создает свою собственную легитимацию.

— Где, например?
— Есть примеры позитивного развития в Латинской Америке, где левые движения в Эквадоре, Венесуэле и Аргентине пробуют использовать популистскую политику. Большинство из этих попыток заканчиваются полным провалом. Недавно проходили выборы в Аргентине, Венесуэле и в Боливии, где люди выбрали правительство демократического центра.

— Вы как гегельянец можете сказать, что мир, тем не менее, движется в правильном направлении?
— Модернизация создает рост, а в процессе роста возникает средний класс. Он требует большего политического участия. Поэтому более богатые страны являются, как правило, более демократичными. Существует движение в этом направлении, но оно не является неизбежным. Это зависит также от политиков и от их решений.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS