Против Путина выступили те, кто ему во многом обязан своим нынешним положением
В.Л. Жарихин
В.Л. Жарихин – политолог, член Совета по национальной стратегии
Меня, честно говоря, испугал Навальный. Хотя, может быть, это и не совсем скромно, но я считаю себя опытным и многое повидавшим политологом. Тем не менее многие события последнего месяца, честно признаюсь, ставят меня в тупик.
Меня испугал Навальный
Во-первых, бросается в глаза сочетание несочетаемого – количества (и качества) тех, кто приходит на протестные митинги, с одной стороны, и тех, кто на нем выступал, – с другой. Получается, что Путин отдал свой правоконсервативный электорат левым либералам. Те люди, которые во многом обязаны ему своим нынешним положением в жизни (пусть не самым высоким, но вполне достойным), по сути, выступили против него. И это, конечно, для меня парадокс. Ведь, по идее, многие из пришедших должны были бы благодарить его за правоконсервативную политику, в частности, за плоскую шкалу налогов, за практически отсутствие реальной платы за ту собственность, которой они владеют, – я имею в виду недвижимость. Да и, собственно говоря, за достаточно либеральное законодательство о труде, которое позволяет многим предпринимателям не очень учитывать интересы работников на собственных предприятиях. Конечно, на митингах были не только работодатели, но и они в том числе. Хотя не секрет, что у малого бизнеса – традиционно большие вопросы к власти. Спрашивается, как же надо было разозлить этих людей, чтобы они начали выступать во многом против собственных коренных интересов?
Во-вторых, меня, честно говоря, испугал Навальный. Единственный плюс, который я обнаружил в этом человеке, – это то, что он родился и вырос в пяти километрах от моей дачи по Минскому шоссе. Но все остальное, включая выступление на митинге, – это, как бы помягче сказать, страшно, потому что речь идет о явном и откровенном манипулировании психологией людей на подобных мероприятиях. Проще говоря, я разделяю порыв тех людей, которые по велению сердца пришли выразить свой протест, но категорически не приемлю позиции тех, кто пытается ими манипулировать.
Я не знаю, куда спешат и Путин, и Медведев
Второй парадокс, который я усматриваю, заключается в последних кадровых перестановках, т. е. в назначении и перемещении тех фигур, которые происходят в верхах. Можно подумать, что Владимира Путина уже избрали президентом, а Дума уже назначила Медведева премьер-министром, так что действующий премьер уже начал формировать «под Медведевым» свою президентскую администрацию, а действующий глава государства начал формировать «под Путиным» правительство Медведева. Хотя, между прочим, им еще несколько месяцев жить в своем нынешнем качестве. И непонятно, как новая система вообще будет функционировать, когда команда Путина работает под началом Медведева, и наоборот. Мне кажется, что это противоречит здравой логике.
Честно говоря, я не знаю, куда спешат и тот, и другой. Но самое главное – мне непонятно, куда наше руководство спешит с объявленной реформой. Поначалу показалось, что Медведев просто ошибся, когда произнес фразу о пропорциональном представительстве регионов в 225 округах, потому что избирательные округа предполагают возвращение к выборам по мажоритарным, а не по пропорциональным округам. Т. е. 225 депутатов избираются по партийным спискам, а еще 225 избираются по округам. Я так понял, что фраза Медведева насчет пропорционального голосования в округах – это не ошибка. Т. е. в округах будет голосование по партийным спискам.
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018 Константин Бабкин:. Руслан Гринберг: Сергей Глазьев. Вардан Багдасарян. Александр Нагорный: Сергей Белкин. |