Печать



Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер консультировал американскую власть с помощью основанной им консалтинговой компании

Громкая связь
Алексей Константинов

США считаются образцом великой державы, независимые эксперты которой активно влияют на внешнюю политику. Главная причина – востребованность независимой экспертизы со стороны власти и бизнеса, создающих рынок для продукции жестко конкурирующих между собой аналитических центров.

Ви­ди­мая часть аме­ри­ка­нс­кой внеш­ней по­ли­ти­ки – от по­сольс­ких при­е­мов и гран­тов USAID до су­пе­ра­ви­а­нос­цев клас­са «Ни­миц» – это лишь над­вод­ная часть айс­бер­га. В его ог­ром­ной под­вод­ной час­ти – ин­те­ре­сы аме­ри­ка­нс­ких кор­по­ра­ций, внут­ри­по­ли­ти­чес­кие, в том чис­ле внут­ри­пар­тий­ные, дис­кус­сии и сис­те­ма цен­нос­тей аме­ри­ка­нс­ко­го об­ще­ст­ва. Крис­тал­ли­чес­кой ре­шет­кой, ко­то­рая дер­жит всю эту ар­хи­тек­ту­ру вмес­те, слу­жит ог­ром­ный кон­церн по про­из­во­д­ству внеш­не­по­ли­ти­чес­кой мыс­ли с мно­го­мил­ли­а­рд­ным еже­год­ным бюд­же­том.

Ос­нов­ное про­из­во­д­ство ана­ли­ти­чес­кой про­дук­ции про­ис­хо­дит в так на­зы­ва­е­мых фаб­ри­ках мыс­ли (think tanks) – ис­сле­до­ва­тельс­ких цент­рах по изу­че­нию го­су­да­р­ствен­ной по­ли­ти­ки. По оцен­кам Уни­вер­си­те­та Пен­силь­ва­нии, на се­год­няш­ний день в США ра­бо­та­ет око­ло 1800 та­ких ис­сле­до­ва­тельс­ких цент­ров, не счи­тая уни­вер­си­те­тов и кон­сал­тин­го­вых ком­па­ний,– боль­ше, чем где бы то ни бы­ло в ми­ре (на вто­ром мес­те КНР с бо­лее чем 400 цент­ра­ми).

Пер­вые ис­сле­до­ва­тельс­кие цент­ры, пос­вя­щен­ные меж­ду­на­род­ным от­но­ше­ни­ям, по­я­ви­лись в США в на­ча­ле ХХ ве­ка. Сна­ча­ла они соз­да­ва­лись как част­ные про­ек­ты, приз­ван­ные прив­лечь до­пол­ни­тель­ный ин­тел­лек­ту­аль­ный по­тен­ци­ал к вы­ра­бот­ке го­су­да­р­ствен­ной по­ли­ти­ки. Та­кие цент­ры до­ка­за­ли свою прак­ти­чес­кую эф­фек­тив­ность, и «фаб­ри­ки мыс­ли» ста­ли мас­со­во соз­да­вать по­ли­ти­чес­кие пар­тии, кор­по­ра­ции и круп­ные неп­ра­ви­тель­ствен­ные ор­га­ни­за­ции.

Од­на из са­мых из­ве­ст­ных think tanks ми­ра – Brookings, ста­рей­шая «фаб­ри­ка мыс­ли» США, ко­то­рая бы­ла наз­ва­на по фа­ми­лии про­фи­нан­си­ро­вав­ше­го ее соз­да­ние фи­ла­нт­ро­па,– в 2016 го­ду от­ме­тит свое сто­ле­тие. Хо­тя внеш­няя по­ли­ти­ка – лишь од­на из сфер де­я­тель­нос­ти инс­ти­ту­та, это нап­рав­ле­ние вхо­дит в чис­ло клю­че­вых. За го­ды сво­е­го су­ще­ст­во­ва­ния Brookings при­нял учас­тие в соз­да­нии ООН и раз­ра­бот­ке «пла­на Мар­шал­ла» и не­од­нок­рат­но приз­на­вал­ся на­и­бо­лее вли­я­тель­ным ис­сле­до­ва­тельс­ким цент­ром США и ми­ра. Пре­зи­дент Brookings – Стро­уб Тэл­ботт, окс­фо­р­дский друг Бил­ла Клин­то­на, за­ни­мав­ший пост за­мес­ти­те­ля гос­сек­ре­та­ря в его ад­ми­ни­ст­ра­ции. Бюд­жет инс­ти­ту­та в 2011 го­ду сос­та­вил $87 млн, а об­щие ак­ти­вы по ито­гам го­да пре­вы­си­ли $400 млн. По­ми­мо го­су­да­р­ствен­ных гран­тов и це­ле­вых ис­сле­до­ва­ний, а так­же де­нег, за­ра­ба­ты­ва­е­мых на уп­рав­ле­нии собствен­ным ка­пи­та­лом, Brookings по­лу­ча­ет це­ле­вые част­ные по­же­рт­во­ва­ния от ком­па­ний, чьи ин­те­ре­сы ор­га­ни­за­ция в даль­ней­шем пря­мо или кос­вен­но отс­та­и­ва­ет.

Бу­ду­щие соз­да­те­ли Со­ве­та по меж­ду­на­род­ным от­но­ше­ни­ям (Council on Foreign Relations) при­ня­ли учас­тие в Вер­сальс­кой мир­ной кон­фе­рен­ций 1919 го­да, по­ло­жив­шей ко­нец Пер­вой ми­ро­вой вой­не. Для США учас­тие в вой­не и пос­ле­до­вав­шей мир­ной кон­фе­рен­ции ста­ло пер­вым пе­ре­ры­вом в бо­лее чем сто­лет­ней по­ли­ти­ке соз­на­тель­но­го изо­ля­ци­о­низ­ма. Мно­гос­то­рон­ние пе­ре­го­во­ры с опыт­ны­ми ев­ро­пейс­ки­ми дип­ло­ма­та­ми по­ка­за­ли важ­ность экс­пе­рт­но­го обес­пе­че­ния внеш­ней по­ли­ти­ки. Ито­гом ак­тив­но­го вов­ле­че­ния уче­ных и предс­та­ви­те­лей биз­не­са ста­ло соз­да­ние сво­е­го ро­да клу­ба по ин­те­ре­сам, спе­ци­а­ли­зи­ро­вав­ше­го­ся на внеш­ней по­ли­ти­ке. Се­год­ня чле­на­ми со­ве­та яв­ля­ет­ся свы­ше 4500 граж­дан США, предс­тав­ля­ю­щих глав­ным об­ра­зом биз­нес (32%), на­у­ку (24%), НКО (14%) и го­су­да­р­ствен­ные струк­ту­ры (12%). Кор­по­ра­тив­ное член­ство сто­ит ком­па­ни­ям от $25 тыс. до $100 тыс. в год. Пре­зи­дент со­ве­та Ри­чард Ха­асс до при­хо­да на эту долж­ность возг­лав­лял де­пар­та­мент по­ли­ти­чес­ко­го пла­ни­ро­ва­ния гос­де­па. Об­щий объ­ем ак­ти­вов со­ве­та рав­ня­ет­ся $438 млн, а его бюд­жет в 2011 го­ду сос­та­вил око­ло $50 млн.

Од­ним из ли­де­ров экс­пе­рт­но-ана­ли­ти­чес­ко­го со­об­ще­ст­ва яв­ля­ет­ся RAND Corporation. Соз­дан­ная в 1946 го­ду как ана­ли­ти­чес­кое под­раз­де­ле­ние ави­а­ст­ро­и­тель­ной кор­по­ра­ции Douglas по до­го­во­рен­нос­ти с ВВС США, RAND до­воль­но быст­ро ста­ла не­за­ви­си­мой струк­ту­рой. Се­год­ня в ней око­ло 800 ис­сле­до­ва­те­лей, а об­щий бюд­жет ис­сле­до­ва­тельс­ких про­ек­тов в 2011 го­ду пре­вы­сил $250 млн. При­мер­но по­ло­ви­ну это­го бюд­же­та обес­пе­чи­ва­ют за­ка­зы Пен­та­го­на, ВВС и дру­гих ве­домств, от­ве­ча­ю­щих за сфе­ру бе­зо­пас­нос­ти, но есть и за­ка­зы от част­ных ком­па­ний, уни­вер­си­те­тов и фон­дов.


 

По­ми­мо собствен­но think tanks в аме­ри­ка­нс­кой внеш­не­по­ли­ти­чес­кой мыс­ли ве­ли­ко зна­че­ние тра­ди­ци­он­ных уни­вер­си­те­тов. Все­мир­но из­ве­ст­ные шко­лы меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний пуб­ли­ку­ют док­ла­ды, ор­га­ни­зу­ют экс­пе­рт­ные встре­чи и про­во­дят сис­те­ма­ти­чес­кие ис­сле­до­ва­ния по про­филь­ной те­ме. Од­на­ко вли­я­ние стро­го ака­де­ми­чес­кой на­у­ки на внеш­нюю по­ли­ти­ку нес­коль­ко сни­зи­лось из-за уси­ле­ния кон­ку­рен­ции со сто­ро­ны «фаб­рик мыс­ли». Дру­гим фак­то­ром ста­ло расп­ро­ст­ра­не­ние в со­ци­аль­ных на­у­ках при­шед­ших из эко­но­ми­ки ма­те­ма­ти­чес­ких ме­то­дов. Ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние ло­га­риф­ми­чес­ких рег­рес­сий уве­ли­чи­ва­ет цен­ность по­ли­то­ло­ги­чес­ко­го док­ла­да в гла­зах уче­ных, но в гла­зах по­ли­ти­ков де­ла­ет его не­чи­та­е­мым. Вмес­те с тем та­кие куз­ни­цы кад­ров Пен­та­го­на и Гос­де­па, как Джор­джта­у­нс­кий уни­вер­си­тет или Шко­ла пра­ва и дип­ло­ма­тии име­ни Флет­че­ра, не толь­ко обу­ча­ют бу­ду­щих аме­ри­ка­нс­ких дип­ло­ма­тов, но и снаб­жа­ют их поз­же ана­ли­ти­кой.

Еще один ис­точ­ник ин­тел­лек­ту­аль­ной под­пит­ки аме­ри­ка­нс­ко­го го­су­да­р­ства – част­ные кон­сал­тин­го­вые ком­па­нии. Так, по дан­ным сис­те­мы го­су­да­р­ствен­ных за­ку­пок США, Booz Allen Hamilton по­лу­чи­ла в 2011 го­ду свы­ше 9 тыс. за­ка­зов на об­щую сум­му поч­ти $4 млрд. Как и клас­си­чес­кие think tanks, кон­суль­тан­ты слу­жат точ­кой вхо­да для биз­не­са, же­ла­ю­ще­го пов­ли­ять на меж­ду­на­род­ную по­ли­ти­ку. Нап­ри­мер, Ген­ри Кис­си­нд­жер и Брент Ска­ук­рофт ос­но­ва­ли Kissinger Associates – меж­ду­на­род­ную кон­сал­тин­го­вую ком­па­нию, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щу­ю­ся на по­ис­ке стра­те­ги­чес­ких парт­не­ров и вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с ор­га­на­ми го­су­да­р­ствен­ной влас­ти по все­му ми­ру. Клю­че­вые ро­ли в ней в раз­ные го­ды иг­ра­ли быв­шие ми­ни­ст­ры и за­мес­ти­те­ли ми­ни­ст­ров из США, Ев­ро­пы, Япо­нии.

Осо­бый при­мер вов­ле­че­ния экс­пе­рт­но­го со­об­ще­ст­ва во внеш­нюю по­ли­ти­ку – экс­пе­рт­ная дип­ло­ма­тия, так на­зы­ва­е­мая дип­ло­ма­тия вто­рых тре­ков. Мно­гие чувстви­тель­ные воп­ро­сы дип­ло­ма­ты раз­ных стран не мо­гут об­суж­дать да­же кон­фи­ден­ци­аль­но, пос­коль­ку яв­ля­ют­ся офи­ци­аль­ны­ми предс­та­ви­те­ля­ми го­су­да­р­ства и го­во­рят от его име­ни. Дру­гое де­ло экс­пер­ты, предс­тав­ля­ю­щие фор­маль­но толь­ко са­мих се­бя и свои ис­сле­до­ва­тельс­кие цент­ры. Они мо­гут об­суж­дать меж­ду­на­род­ные проб­ле­мы пусть и за зак­ры­ты­ми две­ря­ми, но го­раз­до бо­лее отк­ро­вен­но. Экс­пе­рт­ное со­об­ще­ст­во США мо­жет пох­вас­тать­ся бо­га­тей­шим опы­том в этой сфе­ре. Клас­си­чес­кий при­мер – Трехс­то­рон­няя ко­мис­сия, с 1973 го­да объ­е­ди­ня­ю­щая ве­ду­щих предс­та­ви­те­лей ис­сле­до­ва­тельс­ких струк­тур Се­вер­ной Аме­ри­ки, Ев­ро­пы и Ази­а­тс­ко-Ти­хо­оке­а­нс­ко­го ре­ги­о­на. От США пред­се­да­те­лем струк­ту­ры выс­ту­па­ет Джо­зеф Най, ав­тор кон­цеп­ции soft power (см. «Власть» N14 за 2012 год), быв­ший де­кан Гар­ва­р­дской шко­лы уп­рав­ле­ния име­ни Кен­не­ди.

Серь­ез­ная кон­ку­рен­ция на экс­пе­рт­но-ана­ли­ти­чес­ком рын­ке при­во­дит к уз­кой спе­ци­а­ли­за­ции боль­ши­н­ства ор­га­ни­за­ций. Мак­си­маль­но ши­ро­ким спект­ром об­ла­да­ет лишь око­ло де­ся­ти ли­де­ров рын­ка ин­тел­лек­ту­аль­ной про­дук­ции, ос­таль­ные ис­сле­до­ва­тельс­кие цент­ры вы­нуж­де­ны вы­би­рать бо­лее уз­кую сфе­ру, что­бы бо­роть­ся за за­ка­зы. От­час­ти это свя­за­но еще и с тем, что зна­чи­тель­ны­ми воз­мож­нос­тя­ми по пря­мо­му фи­нан­си­ро­ва­нию ис­сле­до­ва­ний об­ла­да­ют глав­ным об­ра­зом Пен­та­гон и раз­ве­ды­ва­тель­ное со­об­ще­ст­во. У дру­гих ве­домств, в том чис­ле Гос­де­па и Со­ве­та по на­ци­о­наль­ной бе­зо­пас­нос­ти, и бюд­же­ты мень­ше, и об­ще­ст­вен­ный конт­роль нам­но­го стро­же, что зас­тав­ля­ет их боль­ше по­ла­гать­ся на не­фор­маль­ные кон­суль­та­ции. Конг­ресс приг­ла­ша­ет экс­пер­тов для выс­туп­ле­ний на за­се­да­ни­ях ко­ми­те­тов.

Глав­ный фак­тор ус­пе­ха аме­ри­ка­нс­ко­го внеш­не­по­ли­ти­чес­ко­го экс­пе­рт­но­го со­об­ще­ст­ва – это спрос на его ус­лу­ги. Го­су­да­р­ствен­ные ве­до­м­ства, свя­зан­ные с аме­ри­ка­нс­кой внеш­ней по­ли­ти­кой, це­нят на­ра­бот­ки экс­пер­тов и ис­поль­зу­ют их в ра­бо­те. По сло­вам экс­пер­та МГИ­МО по на­уч­но­му обес­пе­че­нию внеш­ней по­ли­ти­ки США Иго­ря Ис­то­ми­на, не в пос­лед­нюю оче­редь это свя­за­но и с их собствен­ным зна­чи­тель­ным ин­тел­лек­ту­аль­ным по­тен­ци­а­лом и очень силь­ной кон­ку­рен­ци­ей меж­ду со­бой. «Силь­ные ана­ли­ти­чес­кие под­раз­де­ле­ния есть в каж­дом ве­до­м­стве, и ин­тел­лек­ту­аль­ное отс­та­ва­ние лю­бо­го из них бу­дет сра­зу за­мет­но. Кро­ме то­го, вост­ре­бо­ван­ность экс­пе­рт­но­го со­об­ще­ст­ва объ­яс­ня­ет­ся расп­ро­ст­ра­нен­ной куль­ту­рой об­ра­зо­ва­ния в те­че­ние всей жиз­ни»,– го­во­рит он. По сло­вам Ис­то­ми­на, ак­тив­ная прак­ти­чес­кая ра­бо­та час­то не да­ет воз­мож­нос­ти раз­ви­вать­ся и за­ни­мать­ся глу­бо­ким ана­ли­зом меж­ду­на­род­ной си­ту­а­ции, по­э­то­му ве­до­м­ства прив­ле­ка­ют спе­ци­а­лис­тов изв­не.

Еще один свя­зу­ю­щий эле­мент меж­ду экс­пе­рт­но-ака­де­ми­чес­ким со­об­ще­ст­вом США и по­ли­ти­ко-дип­ло­ма­ти­чес­кой эли­той по­лу­чил ус­той­чи­вое наз­ва­ние revolving doors – «вра­ща­ю­щи­е­ся две­ри»: пе­ре­ход от прак­ти­чес­кой ра­бо­ты в го­су­да­р­ствен­ных ор­га­нах к экс­пе­рт­ной в ис­сле­до­ва­тельс­ком цент­ре счи­та­ет­ся аб­со­лют­но нор­маль­ным, и две­ри вра­ща­ют­ся в обе сто­ро­ны. При сме­не ад­ми­ни­ст­ра­ции с де­мок­ра­ти­чес­кой на рес­пуб­ли­ка­нс­кую и на­о­бо­рот по­ли­ти­чес­кие наз­на­чен­цы по­ки­да­ют свои долж­нос­ти в пра­ви­тель­ствен­ных ор­га­нах и ухо­дят в ис­сле­до­ва­тельс­кие цент­ры, а их пос­ты за­ни­ма­ют при­шед­шие из ис­сле­до­ва­тельс­кой сре­ды спе­ци­а­лис­ты. Бла­го­да­ря ро­та­ции, ос­тав­ляя пос­ты в го­су­да­р­ствен­ном ап­па­ра­те, сот­руд­ни­ки име­ют воз­мож­ность кри­ти­чес­ки оце­нить собствен­ную ра­бо­ту, глу­би­ну и ши­ро­ту ви­де­ния меж­ду­на­род­ной си­ту­а­ции, а по­то­му го­то­вы выс­лу­ши­вать внеш­них экс­пер­тов, ког­да возв­ра­ща­ют­ся на го­су­да­р­ствен­ные долж­нос­ти. При этом экс­пер­ты при­хо­дят в ве­до­м­ства на сред­ний и вы­со­кий уров­ни, а не толь­ко на уров­ни млад­ших долж­нос­тей.

Ши­ро­кая вов­ле­чен­ность экс­пе­рт­но­го со­об­ще­ст­ва не оз­на­ча­ет, что к его мне­нию всег­да прис­лу­ши­ва­ют­ся. Как и в лю­бой стра­не ми­ра, в США воз­мож­но при­ня­тие внеш­не­по­ли­ти­чес­ких ре­ше­ний без кон­суль­та­ций с экс­пер­та­ми или воп­ре­ки их мне­нию. Од­на­ко раз­ве­тв­лен­ное экс­пе­рт­ное со­об­ще­ст­во и на­ра­бо­тан­ные свя­зи с ним, име­ю­щи­е­ся не толь­ко не­пос­ре­д­ствен­но у внеш­не­по­ли­ти­чес­ко­го ве­до­м­ства, но и у Ми­нис­те­р­ства обо­ро­ны, раз­ве­ды­ва­тель­ных струк­тур, а так­же у пре­зи­де­н­тской ад­ми­ни­ст­ра­ции и Конг­рес­са, эту воз­мож­ность ми­ни­ми­зи­ру­ют.

Источник:

 

kommersant.ru