Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

И это не так уж плохо: мем «за Путина» несет в себе важный для многих смысл, вернее ощущение, связанное с рациональным или инстинктивным  осознанием исключительной ценности сбережения российской государственности как таковой. Даже будучи глубоко разочарованными в реально сложившемся государственном устройстве, на дух не принимая систему коррумпированного государственного управления, не соглашаясь с властью воровского олигархата, вылупившегося из мошеннической и криминальной приватизации, даже отвергая все это «до основания», «запутинцы» разных сортов чуют, что именно он, Путин, сегодня тот последний крюк, выступ, за который зацепилась летящая в пропасть Россия. И пусть уже немеют пальцы, путь враги бьют по костяшкам, путь Путин проводит в жизнь неверную политику – надо за него держаться: иначе всеобщая гибель. Я считаю это чувство правильным, хотя гибель, конечно, если и наступит, то не всеобщая: есть те, для кого именно гибель России – источник собственного роста. Но Путин сегодня, действительно – «скрепа». И никакая не духовная, а самая материальная. Надежда на то, что «логика обстоятельств» вынудит Путина изменить политику – имеется, надежды на то, что «антипутинцы», придя к высшей власти, сохранят государственность и остатки суверенитета – нет.

К сожалению, «запутинские» партии, – а это почти все влиятельные партии, – пока не способны подать электорату более полноцветный набор сигналов, они не могут адекватно откликнуться на  сложный спектр ожиданий, рождаемый субкультурными сегментами русского общества. Поэтому выборы 2016 года пока формируются как процесс не политический, а карнавальный: предпочтение той или иной «запутинской» партии отдается на основании симпатии к фотографиям и именам «списочных» кандидатов в депутаты.

Тем, кто «не за Путина», деваться, особо, некуда. Есть старые, изношенные, но привычные  «ПАРНАС» и «Яблоко», куда и отправятся некоторые представители соответствующей субкультуры. И им друг с другом будет хорошо: снова гонимы, и снова правы во всем. Голосов, достаточных для прохождения в Думу, они, скорее всего, не наберут, но их манифестаций в ходе выборов будет достаточно для продолжения политической пропаганды на своих площадках – «Эхо Москвы», «Дождь»,  «Новая газета», «Сноб» и т.п. Ясно, что за эти партии вполне искренне проголосуют представители  еврейско-русской субкультуры, находя в их позиции немало гармонирующего с их системой ценностей и представлениями о должном. В частности, так беспокоящая представителей других русских субкультур опасность дальнейшего распада России, не кажется представителям этой субкультуры чем-то катастрофическим. Они и распад СССР не считают «геополитической катастрофой», потому что для их субкультуры никакой катастрофы не произошло. Напротив – частичная или даже полная утрата суверенитета может быть приемлемым вариантом «размена»: мы им наш суверенитет, они нам – «нормальную страну», вписанную во все аспекты западной цивилизации, не лезущую никуда со своим «особым путем» и т.д. Эта русская субкультура наиболее экстерриториальна, наиболее космополитична и вполне комфортно существует  во многих странах, где живут «русскоязычные». Так что глобализированный мир без границ вполне отвечает их идеалам и представлениям о будущем, в котором будут жить их дети, вовсе не обязательно сохраняющие русский язык и привязанность к культуре их отцов и дедов.

Есть, однако, такая «запутинская» партия – «Партия роста», – которая почти по всем прочим критериям должна быть в одной авоське с «Яблоком» и «ПАРНАСом». И, думается, что она перетянет значительную часть «яблочного» электората. За «Простатит» вполне комфортно проголосуют те, кто в прошлом голосовал за «Правое дело», те, кто считает реформы Ельцина-Гайдара – правильными по сути, но просто не доведенными до конца, те, кто «верит в рынок», кто не отделяет себя и своих детей от «общечеловеческих ценностей», кто хочет продолжать добывать деньги в России, а тратить их на Западе. В общем, это значительная часть либеральной тусовки, не желающая голосовать «за Гришу» и явно провальный ПАРНАС. То, что они сейчас «как-бы за Путина» – легко демпфируется загадочной улыбкой и многозначительным: «Ну, мы там еще посмотрим кто – где и кто – кого…». «Партия роста» может стать приемлемым компромиссом для значительной части представителей разных субкультур. Уже совершенные и добавляющиеся по ходу политтехнологические ошибки вызывают у заметной части электората досаду, но это будет прощено и великий принцип безысходности дело подправит.

Разумеется, помимо всех этих факторов, народ находится в поле влияния других, часто более существенных эмоциональных вихрей, заставляющих, порой, менять свои предпочтения очень быстро и радикально. К ним относится весь эмоциональный нарратив, формирующийся сообщениями о «международной обстановке» и месте в ней России. Это и Украина, и Сирия, и Евросоюз, и Китай и выборы в Америке. Манипулятивные возможности у этой картинки огромны и кто ее формирует, тот задает основной эмоциональный фон в стране. Столь же влиятельна картинка, формирующая ощущение катастрофичности экономического положения в стране, демонстрирующая тотальное воровство в системе власти, уничтожение систем образования и здравоохранения, обнищание населения… Судьба России в этой картинке описывается просто, но доходчиво: позади стыд и мрак, впереди жуть и беспросветность. Помещенный в экзистенциальную эмоционально-культурную среду ждет спасения и спасителя, – но у каждого из субкультурных типов свой образ спасения и спасителя.

***

Предлагаемый взгляд на происходящее, как на проявление «видовой борьбы» русских субкультур, представляется не только занимательным с точки зрения наблюдателя, но может служить дополнительным инструментом работы политтехнолога – инструментом более точным и чувствительным, нежели анализ электората по вторичным признакам: идеологические, политические установки и предпочтения. Мастерство эмоционально-образной коммуникации способно привести к успеху.

5-7 июля 2016 г.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS