Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Непросто распознать в борьбе за место под солнцем столкновение отличающихся друг от друга, но все еще русских субкультур: русско-русскую, еврейско-русскую, православно-русскую, мусульманско-русскую, прозападно-русскую, либерально-русскую, монархически-русскую… Сколь бы ни были неточными эти условные наименования, субкультуры существуют и все они – конкуренты как в борьбе за ресурсы и влияние, так и в борьбе за будущее, поскольку их представления о надлежащем будущем не совпадают.

В качестве примера можно рассмотреть еврейско-русскую субкультуру – как наиболее проявленную, яркую, устойчивую, влиятельную, с длительной историей непрерывного существования. Важно также, что в этой субкультуре  один из основных идентификационных признаков – этничность – работает с высокой точностью. Евреи сохраняют свою этничность и знание об этом на протяжении веков, во многих поколениях независимо от страны пребывания, государственного строя и отношения к ним со стороны общества, власти, идеологии и пр. Исключительная приверженность евреев к собственной этничности облегчает задачу исследования явлений, в которых этот признак надо учитывать. Определение этничности именно «по крови» – важная особенность еврейского этноса. Не потому что этого подхода нет у других – такое в истории встречалось. Например – наиболее выпукло и памятно – у немцев периода нацистской Германии. Но такой подход у других народов удерживается недолго, ему на смену приходит определение этничности по вовлеченности в культуру, по территории проживания или подданству (гражданству), по религиозному предпочтению и т.п. Евреи же не отказываются от своего подхода  веками и пользуются им в своей обыденной жизни, включая систему распознавания «свой-чужой» – порой на подсознательном уровне. Для формирования еврейско-русской субкультуры этот фактор имеет значение, хотя мнение о «всемирной еврейской солидарности» существенно превосходит реальность. Отметим, что еврейско-русская субкультура обладает высокой степенью политической субъектности: она знает – чего она хочет, к чему стремится и часто обладает достаточными ресурсами для движения к своим целям.

Что касается «русско-русской» (название условное, поскольку определить ее этнически затруднительно) субкультуры, то она неоднородна настолько, что сама разбивается на некие ареалы, суб-субкультуры, которые условно, за неимением других слов-признаков, можно обозначить как: просоветскую, православно-демократическую, православно-монархическую, либерально-демократическую и т.д. Я подчеркиваю, что это не идеологические, политические или религиозные линии разлома – это разлом внутри культуры, раскол ее фундаментальных основ, таких как этическая система и ценностная матрица, происходящий на уровне личности. Вышеназванные измерения и разломы – политический, идеологический и др. – вторичны по отношению к разломам культурным. Культурно-ценностный набор у каждого человека складывается в течение всей жизни, что-то в нем остается неизменным, а что-то меняется. В культурной матрице личности могут самым причудливым образом быть смешаны такие предпочтения и оценки, которые в политическом, скажем, измерении, не могут сочетаться в одном человеке. Поэтому культурная матрица, влияя на оценку тех или иных политических, идеологических и т.д. систем взглядов, допускает достаточно широкий спектр возможностей, поскольку редко находит однозначное соответствие своим сложным комплексам в политическом, идеологическом и даже религиозном пространстве.

У некоторых из этих суб-субкультур есть свои организации, свои авторы, лидеры, СМИ, есть представления о должном, системы и иерархии ценностей.  При этом между ними нет солидарности, они чаще всего не конкурируют, а враждуют. Несомненный факт единства их общей «большой» культуры, единственности и абсолютной ценности государства, утрата которого означает для них всех общую гибель – ни в малейшей степени не побуждают их к консолидации. Поэтому русско-русская субкультура – политически бессубъектна как целое. В то время как суб-субкультуры обладают признаками ограниченной, но субъектности – что позволяет им вести целенаправленную борьбу друг с другом. Политической сборкой русско-русской субкультуры, формированием ее целостности по каким-либо измерениям не занимается никто. Расчленением и размежеванием – многие. В результате то, что должно быть ядром русской культуры таковым не является, а без ядра нет и суммарной политической воли, общей цели,  ценностной и этической матрицы. Это признак смертельно опасной слабости русского народа – что бы и как бы мы ни понимали под этим наименованием.

Выборы-2016 как проявление видовой борьбы субкультур

Политические предпочтения, которые в период выборов принимают материализованные формы – «за кого голосовать?» – базируются, в основе своей, на не всегда осознанной  принадлежности к субкультуре. Именно «человек культуры», сидящий в каждом из нас, улавливает и оценивает  флюиды, исходящие от политических партий, их лидеров и почти одинаковых лозунгов,  «субкультурный анализатор»  классифицирует их  как «свои» или как «чужие».

За кого же призовет голосовать этот анализатор представителей разных субкультур в сентябре 2016 года?

Многие «просоветско-русские» проголосуют за КПРФ: и по привычке и от отсутствия альтернативы: тем, кто позитивно относится к попытке воплощения идей социальной справедливости в советский период пока не найти другой партии с таким посылом. Отдельные «красные» отсветы исходят и от «Родины» и от «Справедливой России» и от  более мелких партий типа «Коммунисты России».

«Антисоветски-русские» разных сортов – монархисты, националисты, радикал-православные, «белые», «власовцы», «западники» и т.п., в большинстве своем не принимают даже легких красноватых оттенков в политической палитре. Но и в той группе партий, для которых антисоветизм является основным ценностным и политическим ядром (типа ПАРНАСа или «Яблока») для многих из этих русско-русских субкультур окажется слишком много антипатриотизма, закамуфлированного в экономические программы, а то и явственной русофобии, загримированной под антисоветизм. По большому счету антисоветски-русским голосовать не за кого, им придется идти на компромисс, откликаясь на те или иные вторичные признаки, идти по пути выбора «меньшего зла». Таковым для многих может стать «Единая Россия», но кто-то сочтет приемлемым прислониться к одной из трех «патриотических» сосен: ЛДПР, «Справедливая Россия» и новоиспеченная «Родина».

Лидеры этих партий, действующих практически на одном поле,  хотят наловить побольше электоральных карасей, но не вполне ясно представляют себе – как это сделать в текущем сезоне. Прошедшие партийные съезды, принятые программы и лозунги это подтверждают: программы невыразительны, скучны, содержательно вторичны. Можно ожидать, что в ход пойдут старые, проверенные способы. Браконьер Жириновский, как всегда, жахнет динамитом марки «Я за русских, я за бедных» и в качестве бонуса потребует немедленно расстрелять Зюганова во дворе Государственной Думы за все преступления коммунистов. Часть оглушенных им «карасей» всплывут кверху брюшками, останется их сачком собрать и – новый цикл полного «думского» счастья обеспечен: «Здравствуйте, Геннадий Андреич, как отдохнули, не слишком ли я Вас тогда?..». Кающаяся за позор прошедшего созыва «Справедливая Россия» снова пойдет над пропастью по канату: «За Путина, но против его политики!» Канат марки «справедливость» еще крепок, хоть и подгрызен соратниками Миронова. Если бы этой партии достало глубины понимания ценностно-этической матрицы народа, они могли бы объединить несколько русско-русских суб-субкультур, сформировать то самое «ядро», которого не хватает, но – судя по первым признакам, они снова сыграют старое экономико-критическое танго. Но, как бы хорошо оно ни было исполнено, это инерционный сценарий, при котором сам канат над пропастью еще выдержит, а вот канатоходцы могут и свалиться. Ставший, в этом случае, ничейным канат-концепт «Справедливость» будет ждать следующих выборов.

«Родина» – в затронутом контексте русских субкультур – обладает хорошими шансами на успех. Для нее еще возможно построение стратегии, адекватной реальной матрице электората, но пока ею не использованы те слова и образы, которые могут всколыхнуть, зацепить и привести к избирательной урне.  Предвыборный программный съезд «Родины» показал – в какую систему координат партия себя вписала: лидер нации Путин, которому противостоят засевшие и в органах власти, и во многих других местах разного рода «сопротивленцы линии Путина». «Родина» же в этой системе координат – за Путина, за армию и флот, за возрождающийся ВПК и его лидера – Рогозина. С прагматической политтехнологической точки зрения – вполне рабочая схема. Именно такой образ происходящего в стране уже существует в умах и сердцах многих. Но я не уверен, что этих «многих» будет достаточно, потому что от программных документов и пропагандистских материалов партии не доносится необходимый для успеха набор мелодий. Говорю об этом невнятно и иносказательно, потому что облик партии пока еще в процессе формирования, посмотрим – как он будет мужать и крепнуть.

В общем, как это давно стало ясно, выборы сведутся к альтернативе «за Путина» и «не за Путина», хотя в каждом из этих «направлений мысли» будут по несколько книжек-раскрасок. Тех, кто «за Путина» поглотят вышеназванные думские партии, «Родина» и, по мелочи, еще несколько других смешных партий.  О «Единой России» в связи с проблемой ее привлекательности для электората, поиска языка и т.п. говорить нет смысла. Работа правящей партии с электоратом – это ворожба, а не осознанный процесс, хоть бы и замешанный на чистых эмоциях. Нет тут даже чистых эмоций, это – гипноз. Проверенный, действенный медицинский гипноз, в котором вместо слов «ваши веки тяжелеют, ноги теплые» и т.д., мерно как альфа-ритм мозга из подсознания звучит «Пу-тин-власть, Пу-тин-власть, Пу-тин-власть…» Похоже, что можно исходить из модели, в которой более половины мест в Думе в розыгрыше просто не участвуют.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS