Суббота, 24 Февраля, 2018
   
(5 голоса, среднее 4.80 из 5)

«Дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть...»1
Сергей Белкин

О книге М. Хазина и С.Щеглова «Лестница в небо»

Есть такое слово: «власть».

Резкое – как щелчок хлыста.

И воспринимаем мы его как нечто на нас влияющее, нами управляющее, нечто превосходящее нас своей непреодолимой силой. Подавляющее большинство людей, говоря и думая о власти, ощущают «власть» как нечто внешнее, а себя – отделенными от нее объектами. Есть, конечно, и «люди власти», ощущающие себя как ее элемент.

Власть, разумеется, проявляет и выражает себя через людей. Мы их видим, с ними взаимодействуем, боремся с ними или подчиняемся им… Персонифицированная власть, однако, не обладает священной, магической силой, потому что это всего лишь человек власти, а не мистическая сущность. А с человеком можно поступать по-разному. Однако, человек власти может, конечно, исчезнуть, может быть заменен на другого, а власть – как некая таинственная сущность, почти субстанция – останется. Да-да: власть сродни субстанции, нечто вроде пресловутого «эфира». И, – что, быть может, самое главное: этот «властный эфир» обладает наркотическим воздействием на тех, кто ощущает его – то ли как запах, то ли как дуновение, то ли как вязкую мощь хмельного напитка, не утоляющего, а лишь усиливающего жажду.

Слово «власть» – одно из самых расхожих. В общественно-политической лексике оно, наверняка, на одном из первых мест по частоте употребления. Мы используем его, не особенно задумываясь над глубинными смыслами понятия «власть» как особого явления человеческой природы, над историей «власти» и борьбы за власть. При этом чаще всего мы отождествляем понятие «система власти» с понятием «система управления», воспринимая происходящее просто:  кто управляет, у того и власть.

Отчасти это верно. Но вот следующее правило, которое мы подсознательно из этого выводим: движение к власти – это движение по управленческой иерархии снизу вверх – уже содержит в себе гораздо большую ошибку. Такую ошибку, которая ломает судьбу стремящихся к власти, но не понимающих ни ее природу, ни устройство власти как явления.

Так происходит потому, что «теории власти» – нет. Этому нигде не учат. «Теория управления» – есть. Есть даже специалисты с дипломами, подтверждающими соответствующую подготовку. А «теории власти» – нет. Здесь я сделаю важное уточнение: пока нет. Вернее, она уже есть, но не стала доступной. Но очень скоро ее можно будет познать, потому что книга Михаила Хазина и Сергея Щеглова «Лестница в небо» скоро выйдет из печати и поступит в продажу.

Подзаголовок книги: «Пособие по власти для начинающих». Сразу отреагирую на ожидаемую реакцию многих: «Я не стремлюсь к власти, значит эта книга не для меня». Я тоже не стремлюсь к власти и никогда не стремился, но прочитал эту книгу не только с огромным интересом, но и с немалой пользой. Хотя бы потому, что хоть я и не стремлюсь к власти, но другие-то вокруг меня стремятся и, кроме того,  власть  существует, и – главное – действует! Понять, –  как устроено то, что на нас с вами действует, понять из чего и как «оно» состоит», по каким свои законам существует, изменяется – чрезвычайно важно в самом простом практическом смысле.

Про такие книги говорят: «она открыла мне глаза». Да-да, именно так! Я совершенно иначе – точнее и глубже – стал смотреть на происходящее вокруг меня и в мире. Я гораздо осмысленнее не только воспринимаю, но и гораздо практичнее действую на уровне собственной жизни. Причем эффект этот ощутил сразу после прочтения книг в рукописи: каждый последующий день наполнился новым пониманием и уточненной мотивацией.

О-о-о, если бы я прочитал такую книгу в молодости, когда все было впереди, когда слово «карьера» относилась к настоящему и будущему времени, а не к прошедшему, как сейчас. Тогда бы я, конечно, не допустил многих ошибок, я бы добился в жизни гораздо большего – нет, не в смысле вхождения в высшие  слои властных структур, а в смысле личного развития, раскрытия своих талантов и получения максимального удовлетворения от самореализации. Книга дает эту возможность: научает видеть устройство и пружины социальной динамики, в которой «Власть», обладание ею  и стремление к ней являются важнейшими факторами.

Усмирю в себе соблазн пересказать содержание книги и хотя бы некоторые изящные мысли: пусть читатель сам пройдет этот путь и тогда все добытые им драгоценности станут его собственными. Но не лишу себя права сформулировать некоторые собственные важные – и не только для меня – выводы.

Первый важный вывод: система власти и система управления – не одно и то же. Эти системы взаимодействуют, в некоторых узлах совпадают, но сущностно – это разные системы. У них разная природа и разные цели. Можно принадлежать одной системе и быть в ней на высоких позициях, но при этом не принадлежать другой системе, или быть в ней на малозаметных позициях.

Второй важный вывод: система управления меняется быстро и порой радикально: на протяжении жизни одного поколения она может разрушиться и бесследно и исчезнуть. Система власти мало меняется на протяжении столетий.

Третий важный вывод: словосочетание «система власти» теперь уже нельзя употреблять с той простотой и безответственной легкостью, с которой это делалось раньше. Потому что только теперь, после той работы, которую проделали авторы книги, после формирования ими понятия «система власти», наполнения его стройным смыслом, обоснованием этого смысла на огромном историческом и современном материале, можно опираться на новый научный результат, на «Теорию власти», – которой до этого просто не было.

И последнее: политология и социология, социальная философия и экономика, публицистика и политтехнологии обрели на долгие годы инструмент исключительной важности, который позволит расширить и углубить анализ собственной предметной области, научит пониманию происходящего и укажет пути и способы практических действий.

Авторов я уже поздравил с замечательным достижением. Воспользуюсь случаем и поздравлю читателей: нам просто повезло в жизни! Не упустите возможности стать мудрее, осмысленно выбирать цели, вести себя точнее и с более глубоким пониманием взирать на происходящее вокруг.

Или же – устремитесь во «Власть»!

С такой книгой это становится вполне возможным.


1 Строка из стихотворения Б. Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона»
Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Комментарии  

 
0 #2 Магомед 08.03.2016 23:21
Дай рвущемуся к власти навластвоваться вСласть...

Как ни советовал Михаилу Леонидовичу изменить название - он не прислушался. Причина совета проста - в поисковиках на первых десятнках страниц будут всплывать ссылки на песню Led Zeppelin, и только потом - на искомую книгу...
Да и лестница власти очень своеобразная конструкция, - поднимающийся по ней, почему-то обязательно спускается в ад, и вовсе не становится ближе к небу.
Цитировать
 
 
0 #1 Екатерина 05.03.2016 10:09
После такой рецензии с еще большим интересом жду книгу "Лестница в небо". Интересно, где ее можно будет купить? Я, чур, первая в очереди :P
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №18, декабрь 2017

Сергей Белкин.
Революция 1917 года как цивилизационный выбор России

стр. 5

Октябрьская революция 1917 года была обусловлена историко-культурной спецификой России, особенностями развития и бытования в истории в качестве геополитического субъекта.



Вардан Багдасарян.
Похороны социализма были преждевременными

стр. 8

Социалистический эксперимент в истории: теория и замысел.



Дмитрий Андреев.
Респонсибилизация элиты

стр. 22

Изъяны и недостатки российской элиты при эффективном многоуровневом управлении этим сообществом могут оказаться полезными и даже незаменимыми для стимулирования новой мотивации элиты, ориентированной на национальные интересы.



Максим Михалёв.
Бремя ответственности, или Попытка ресакрализации элит

стр. 32

Как сделать элиты ответственными, осознающими свой исключительный статус и обращающими все имеющиеся у них возможности на служение своей стране.



Владимир Немыченков.
Культура и большие смыслы

стр. 42

Любая культура основывается на больших смыслах, то есть на тех фундаментальных ценностях, которые и предопределяют особенности социального, политического, идеологического, религиозного и иных аспектов национального бытия.



Урбанистические натюрморты Аристарха Лентулова
стр. 60

В главном здании Театрального музея имени А.А. Бахрушина прошла выставка «Мистерия-буфф Аристарха Лентулова», приуроченная к 135-летию со дня рождения мастера русского авангарда

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2018 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 909 гостей онлайн