Пятница, 01 Июля, 2016
   
(5 голоса, среднее 4.80 из 5)

«Дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть...»1
Сергей Белкин

О книге М. Хазина и С.Щеглова «Лестница в небо»

Есть такое слово: «власть».

Резкое – как щелчок хлыста.

И воспринимаем мы его как нечто на нас влияющее, нами управляющее, нечто превосходящее нас своей непреодолимой силой. Подавляющее большинство людей, говоря и думая о власти, ощущают «власть» как нечто внешнее, а себя – отделенными от нее объектами. Есть, конечно, и «люди власти», ощущающие себя как ее элемент.

Власть, разумеется, проявляет и выражает себя через людей. Мы их видим, с ними взаимодействуем, боремся с ними или подчиняемся им… Персонифицированная власть, однако, не обладает священной, магической силой, потому что это всего лишь человек власти, а не мистическая сущность. А с человеком можно поступать по-разному. Однако, человек власти может, конечно, исчезнуть, может быть заменен на другого, а власть – как некая таинственная сущность, почти субстанция – останется. Да-да: власть сродни субстанции, нечто вроде пресловутого «эфира». И, – что, быть может, самое главное: этот «властный эфир» обладает наркотическим воздействием на тех, кто ощущает его – то ли как запах, то ли как дуновение, то ли как вязкую мощь хмельного напитка, не утоляющего, а лишь усиливающего жажду.

Слово «власть» – одно из самых расхожих. В общественно-политической лексике оно, наверняка, на одном из первых мест по частоте употребления. Мы используем его, не особенно задумываясь над глубинными смыслами понятия «власть» как особого явления человеческой природы, над историей «власти» и борьбы за власть. При этом чаще всего мы отождествляем понятие «система власти» с понятием «система управления», воспринимая происходящее просто:  кто управляет, у того и власть.

Отчасти это верно. Но вот следующее правило, которое мы подсознательно из этого выводим: движение к власти – это движение по управленческой иерархии снизу вверх – уже содержит в себе гораздо большую ошибку. Такую ошибку, которая ломает судьбу стремящихся к власти, но не понимающих ни ее природу, ни устройство власти как явления.

Так происходит потому, что «теории власти» – нет. Этому нигде не учат. «Теория управления» – есть. Есть даже специалисты с дипломами, подтверждающими соответствующую подготовку. А «теории власти» – нет. Здесь я сделаю важное уточнение: пока нет. Вернее, она уже есть, но не стала доступной. Но очень скоро ее можно будет познать, потому что книга Михаила Хазина и Сергея Щеглова «Лестница в небо» скоро выйдет из печати и поступит в продажу.

Подзаголовок книги: «Пособие по власти для начинающих». Сразу отреагирую на ожидаемую реакцию многих: «Я не стремлюсь к власти, значит эта книга не для меня». Я тоже не стремлюсь к власти и никогда не стремился, но прочитал эту книгу не только с огромным интересом, но и с немалой пользой. Хотя бы потому, что хоть я и не стремлюсь к власти, но другие-то вокруг меня стремятся и, кроме того,  власть  существует, и – главное – действует! Понять, –  как устроено то, что на нас с вами действует, понять из чего и как «оно» состоит», по каким свои законам существует, изменяется – чрезвычайно важно в самом простом практическом смысле.

Про такие книги говорят: «она открыла мне глаза». Да-да, именно так! Я совершенно иначе – точнее и глубже – стал смотреть на происходящее вокруг меня и в мире. Я гораздо осмысленнее не только воспринимаю, но и гораздо практичнее действую на уровне собственной жизни. Причем эффект этот ощутил сразу после прочтения книг в рукописи: каждый последующий день наполнился новым пониманием и уточненной мотивацией.

О-о-о, если бы я прочитал такую книгу в молодости, когда все было впереди, когда слово «карьера» относилась к настоящему и будущему времени, а не к прошедшему, как сейчас. Тогда бы я, конечно, не допустил многих ошибок, я бы добился в жизни гораздо большего – нет, не в смысле вхождения в высшие  слои властных структур, а в смысле личного развития, раскрытия своих талантов и получения максимального удовлетворения от самореализации. Книга дает эту возможность: научает видеть устройство и пружины социальной динамики, в которой «Власть», обладание ею  и стремление к ней являются важнейшими факторами.

Усмирю в себе соблазн пересказать содержание книги и хотя бы некоторые изящные мысли: пусть читатель сам пройдет этот путь и тогда все добытые им драгоценности станут его собственными. Но не лишу себя права сформулировать некоторые собственные важные – и не только для меня – выводы.

Первый важный вывод: система власти и система управления – не одно и то же. Эти системы взаимодействуют, в некоторых узлах совпадают, но сущностно – это разные системы. У них разная природа и разные цели. Можно принадлежать одной системе и быть в ней на высоких позициях, но при этом не принадлежать другой системе, или быть в ней на малозаметных позициях.

Второй важный вывод: система управления меняется быстро и порой радикально: на протяжении жизни одного поколения она может разрушиться и бесследно и исчезнуть. Система власти мало меняется на протяжении столетий.

Третий важный вывод: словосочетание «система власти» теперь уже нельзя употреблять с той простотой и безответственной легкостью, с которой это делалось раньше. Потому что только теперь, после той работы, которую проделали авторы книги, после формирования ими понятия «система власти», наполнения его стройным смыслом, обоснованием этого смысла на огромном историческом и современном материале, можно опираться на новый научный результат, на «Теорию власти», – которой до этого просто не было.

И последнее: политология и социология, социальная философия и экономика, публицистика и политтехнологии обрели на долгие годы инструмент исключительной важности, который позволит расширить и углубить анализ собственной предметной области, научит пониманию происходящего и укажет пути и способы практических действий.

Авторов я уже поздравил с замечательным достижением. Воспользуюсь случаем и поздравлю читателей: нам просто повезло в жизни! Не упустите возможности стать мудрее, осмысленно выбирать цели, вести себя точнее и с более глубоким пониманием взирать на происходящее вокруг.

Или же – устремитесь во «Власть»!

С такой книгой это становится вполне возможным.


1 Строка из стихотворения Б. Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона»
Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Комментарии  

 
0 #2 Магомед 08.03.2016 23:21
Дай рвущемуся к власти навластвоваться вСласть...

Как ни советовал Михаилу Леонидовичу изменить название - он не прислушался. Причина совета проста - в поисковиках на первых десятнках страниц будут всплывать ссылки на песню Led Zeppelin, и только потом - на искомую книгу...
Да и лестница власти очень своеобразная конструкция, - поднимающийся по ней, почему-то обязательно спускается в ад, и вовсе не становится ближе к небу.
Цитировать
 
 
0 #1 Екатерина 05.03.2016 10:09
После такой рецензии с еще большим интересом жду книгу "Лестница в небо". Интересно, где ее можно будет купить? Я, чур, первая в очереди :P
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

© 2016 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1312 гостей онлайн