Парламентарии о приватизации прошедшей и предстоящей
В октябре исполнилось 20 лет российскому ваучеру. В начале 90-х годов бывшие советские предприятия превращались в акционерные общества, и вскоре 60 процентов государственной собственности перешло в частные руки.
В октябре исполнилось 20 лет российскому ваучеру. В начале 90-х годов бывшие советские предприятия превращались в акционерные общества, и вскоре 60 процентов государственной собственности перешло в частные руки.
Между тем именно эта приватизация, как пишут «Аргументы недели», «поставила крест на всех высокотехнологичных достижениях страны. Позволила так называемому западному миру без всяких затрат пользоваться добывающей промышленностью России. При том, что на поиски, добычу и разработку природных ресурсов за минувшие 70 лет в СССР были затрачены триллионы рублей и угроблены десятки миллионов человеческих жизней..... Руками миллионов раскулаченных и «врагов народа» задарма создавались глубоководные порты на берегу Ледовитого океана, строились угольные шахты в Воркуте, заполярный Норильский никелевый завод. А сколько людей погибли, перетаскивая на руках буровые для разведки нефти и газа в ядовитых болотах Западной Сибири или отбивая кайлом под Магаданом урановую руду. Добавьте сюда водные каналы, дороги, металлургические, авиационные, оборонные и химические заводы. Научные центры».
Распоряжаться и эффективно владеть собственностью на деле смогла лишь небольшая часть населения страны, сообщает «Голос России». Многим стать акционерами так и не удалось. Ваучеры не были именными, поэтому продавались и перепродавались за копейки. В результате они скапливались только у осведомленных и очень предприимчивых граждан. В народе эту реформу прозвали «прихватизацией». Главной её задачей было в короткие сроки перевести страну с социалистического на капиталистический путь развития.
Как говорит академик Российской академии наук (РАН), доктор экономических наук Олег Богомолов, многие российские ученые предупреждали об опасных последствиях такого эксперимента:
«Проект, к сожалению, имел фальшивую аргументацию, что приватизируется ничейная собственность. Но на самом деле эта собственность давала доходы, чтобы осуществлять социальные программы: бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь, и пенсию, и льготный отдых, и пионерские лагеря, и все прочее. На самом деле Чубайс уже в те годы провозгласил: мы совершаем приватизацию, чтобы создать социальную опору новой власти. Создали олигархов типа Смоленского, или Гусинского, или Березовского. И целого ряда других».
Приватизация, по мнению эксперта, прошла без существенных выгод для государства и подавляющей части населения страны. Класс олигархов стал символом расслоения российского общества.
Сейчас готовится новый этап приватизации. По замыслу разработчиков, он будет принципиально отличаться от реформы 90-х годов прошлого века. Современную приватизацию обещают сделать открытой и, главное, понятной обществу.
Как вы относитесь к приватизации 90-х? Что вы думаете по поводу готовящегося нового этапа приватизации? С такими вопросами Regions.ru обратились к парламентариям.
Олег Куликов
Зампред комитета ГД по охране здоровья. Фракция «КПРФ»
Самое мягкое мнение о приватизации 90-х состоит в том, что она была неправильной. Наиболее же справедливая оценка, которой придерживается большинство наших граждан, – приватизация была грабительской, воровской и противозаконной. Приватизационные фонды, куда людям предлагалось вкладывать свои ваучеры, по сути своей были мошенническими структурами. Мавроди на их фоне «отдыхает». В результате более 90% российских граждан смогли получить от приватизации не по две «Волги», обещанные Чубайсом, а в лучшем случае по две бутылки.
Думаю, через определенное время к итогам этой приватизации нам придется вернуться, за что уже давно выступает КПРФ. При этом, как вы знаете, приватизированного жилья мы предлагаем не касаться.
Если говорить о новом этапе приватизации, то в обещания провести его честно и открыто не очень-то верится. Трудно на это надеяться, когда нет четких и понятных всем механизмов контроля, нет ответственности лиц, участвующих в приватизации, перед своими гражданами.
Лично мне импонирует недавняя идея белгородских депутатов. Они предложили распределить между российскими регионами часть средств от продажи акций Сбербанка, чтобы направить их на решение первоочередных социальных задач субъектов РФ. Думаю, такой подход можно было бы использовать по отношению и к другому приватизируемому сегодня госимуществу.
Евгений Федоров
Член комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция «ЕР»
История с приватизацией в России – это фактически история прикрытия репараций, которые страна выплачивала в результате своего поражения в 91-м году. Ведь конечными собственниками приватизации стали на 100% иностранные юридические лица.
Иными словами, имущество побежденной страны было практически бесплатно передано победителю. Точно так же, как американцы ставили по сути своих людей президентами прибалтийских республик, они назначали управленцев приватизируемого российского имущества, которое затем полностью переходило в иностранную юрисдикцию. В качестве иллюстрации могут привести тот факт, что в начале приватизации весь 6-й этаж тогдашнего Минимущества на Старой площади занимали американские советники. При них находились списки, составленные Госдепом и ЦРУ, где подробно указывалось, кому и в каких формах должны передаваться объекты российской собственности. Поэтому нет ничего удивительного, что мы до сих пор не имеем представления об истинных владельцах многих этих объектов. Наиболее яркий тому пример – ситуация с аэропортом «Домодедово».
На сегодня же речь идет не о приватизации, а о постепенной, поэтапной продаже государственного имущества. Ничего плохого в этом процессе нет, поскольку государству владеть имуществом не нужно – это только разлагает его и ухудшает саму систему управления собственностью. Как известно, частный собственник всегда управляет лучше. Поэтому сама логика здесь правильная: госсобственность должна продаваться, перепродаваться, находить более эффективных владельцев. Но проблема заключается в том, что в России по-прежнему отсутствует национальный крупный бизнес, отсутствуют условия для его развития. В этой ситуации значительная часть продаваемого сегодня госимущества также со временем может оказаться в зарубежной юрисдикции. Поэтому нам необходимо менять принципы экономики страны и российского института собственности.
Валерий Зубов
Член комитета ГД по транспорту. Фракция «СР»
Избежать приватизации в 90-х было невозможно. Этот процесс начался под давлением масс, общественного мнения, настроенного на кардинальные изменения в стране. Таким образом, ту приватизацию можно считать политическим решением, результатом которого явилась по сути смена общественно-экономического строя в России. Нельзя не признать, что процесс приватизации в основе своей характеризовался сплошными минусами, издержками. Но у него был и один плюс, достаточно существенный: ровно на 180 градусов изменился вектор движения экономики страны, появилась частная собственность, заработали законы рынка.
Принципиальное отличие нынешнего этапа приватизации в том, что сегодня есть возможность проводить ее спокойно, не торопясь, с учетом всего накопленного опыта и прежних ошибок. Несмотря на эти явные преимущества, мы пока не наблюдаем каких-либо эффективных шагов. Куда, к примеру, пошли средства от продажи части акций Сбербанка? На увеличение доли государства в «РусГидро» и Российском фонде прямых инвестиций. Но приватизация, работающая в интересах национализации – это же нонсенс! Складывается впечатление, что в вопросах приватизации государство сегодня топчется на месте, если не сказать – делает шаг назад. Между тем при помощи средств от приватизации можно решать вполне реальные вопросы. Скажем, закрыть дыру в Пенсионном фонде и снять существующую нынче проблему пенсионной системы, которая сама по себе развивается вполне устойчиво.
Николай Рыжков
Член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный
Мое отношение к ваучерной приватизации резко отрицательное. Произошло бессовестное ограбление государства и народа: то, что создавалось людьми не только в советское время, но и до революции, оказалось в руках воров. Убежден, почва для коррупции была «удобрена» именно в начале 90-х через приватизацию.
В общем, та власть провернула гениальную аферу – если в 17-ом году простые люди ограбили богатых, то в 90-х произошло наоборот. Мыслимое ли дело выкупить у государства «Норильский никель» за 180 млн долларов, при этом взяв их в долг у того же государства, в то время как ежегодный оборот цветных металлов составлял 2 млрд долларов?! Я, кстати, никогда не поверю, что предприятию в частных руках может быть лучше.
Что касается возможной деприватизации – сегодня она нереальна. Одни заводы уже разрушены, у других сменилось по 5 – 10 собственников, так что концов не найти, как бы это ни было грустно. Правда, Рогозин недавно пообещал вернуть оборонные заводы в лоно государства. Хорошо, конечно, чтобы получилось, но не знаю, получится ли.
Кстати, во время предвыборной кампании Путин пообещал вернуться к залоговым аукционам как к иной схеме получения собственности. Интересно, что из этого выйдет?
Валерий Шнякин
Зампред Комитета СФ по международным делам (Нижегородская обл). Член ЕР
Исходя из личностей воплотителей в жизнь первого этапа приватизации, ее итог был предсказуем. Американские советники, представители европейских банков, многие из которых имели удостоверения работников администрации президента, правительства, естественно, не радели за интересы России и, как результат, отбросили нас этой приватизацией минимум на 10 лет назад.
Российские «отцы» приватизации тоже хорошо известны – таких еще называют «непотопляемыми авианосцами». Преследуя исключительно свои цели, они виртуозно губят один проект за другим, однако страна все-таки потихоньку, мелкими шажками, вопреки их политике движется вперед.
Первый этап «прихватизации» – очень точное определение, данное народом – стал благом максимум для сотни человек, подавляющее большинство из которых сегодня живет в Израиле, Великобритании, США как раз на средства, нажитые в начале 90-х «непосильным трудом». Некоторые, правда, остались и у нас: это, к примеру, Прохоров, Алекперов – они все-таки хоть как-то ратуют за Россию.
В целом же ситуация остается прежней: кто имеет доступ к закромам Родины, тот и уходит от возмездия. Сколько у нас людей, сидящих на высоких административных должностях, за которыми тянется шлейф уголовных дел! И если какого-нибудь пастуха Васю за что-нибудь привлечь особого труда не составляет, то этих же нереально!
Как будет проходить готовящийся этап приватизации – покажет время. Все будет зависеть от исполнителей: если они окажутся типа прежних – такими же жуликами – виток серьезных протестных мероприятий гарантирован.
Максим Рохмистров
1-й зампред комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция «ЛДПР»
Свою оценку приватизации 90-х я подробно изложил в кандидатской диссертации «Социально-экономические аспекты приватизации 1991-99 гг.», и с тех пор мое мнение нисколько не изменилось. Считаю, приватизация была проведена крайне непрофессионально и в ущерб большинству населения страны. Если идею ваучеров еще можно было как-то обосновать, то залоговым аукционам никакого социально-экономического оправдания найти невозможно. В итоге вместо класса собственников, формирующегося постепенно и в правовом поле, мы получили воровской капитализм.
Основным негативным последствием такой приватизации стала коррупция высочайшего уровня, с которой мы до сих пор не можем справиться. Другой ее итог выражается в огромном разрыве между бедными и богатыми: в стране сегодня очень небольшое количество сверхбогатых людей при крайней бедности основного населения страны.
Слава Богу, при новом этапе приватизации уже невозможно будет использовать откровенно мошеннические противозаконные схемы. Все-таки за минувшие 20 лет мы более-менее выстроили законодательную систему, возросло самосознание гражданского общества, сформировалась независимая журналистская среда. Хоть и в ущемленном виде, но существуют механизмы парламентского контроля. Поэтому повторения приватизации в том виде, в каком она проходила в 90-х, уже не будет.
На сегодня главный вопрос состоит в том, куда пойдут деньги от приватизации. ЛДПР не раз говорила, что эти средства должны целевым образом направляться на развитие реального сектора экономики. Без модернизации российского производства не на словах, а на деле, и снижения налоговой нагрузки на производственные предприятия наш реальный сектор просто не выдержит международной конкуренции в условиях недавнего вступления России в ВТО.
Валерий Рязанский
Председатель Комитета СФ по соцполитике(Курская обл), депутат ГД 3,4 и 5 созывов, член «ЕР»
Первая приватизация была бесстыдным надувательством людей. На средства, вырученные с продажи ваучеров, я купил родителям несколько садовых инструментов, в том числе грабли, которые «живы» до сих пор. Так что спасибо Чубайсу – хорошие раньше выпускали грабли.
Уверен, сегодня такого безобразия уже не будет. И не только потому, что поменялось общество, законодательство, реалии, но и потому, что нынешняя власть испытывает чувство стыда за власть тогдашнюю, которая так цинично поступила с людьми.
Хочу напомнить: совсем недавно Игорь Шувалов, докладывая Дмитрию Медведеву о сделках в рамках нового этапа приватизации, сообщил, что речь уже идет о доходах в сотни миллиардов рублей. Это хорошее подспорье для государства. Надеюсь, что и дальше все будет проходить прозрачно, открыто, люди будут знать, в каких объемах совершаются операции, куда идут средства.
В направлении на возврат доверия к государству, приватизации считаю нелишним прислушаться к предложению главы ФНПР Михаила Шмакова и председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрея Исаева запустить программу «Антиваучер». Современные экономисты наверняка будут над ней стебаться. Но, на мой взгляд, она разумна. Суть ее заключается в объединении всего имущества, находящегося в госсобственности и доставшегося от Советского Союза, а также госпакета акций «Газпрома» и «Роснефти» в единый фонд, правом на получение дивидендов от которого будут пользоваться лица, родившиеся в Советском Союзе до определенного периода, например, до 1 января 1991 года.
Реализация «Антиваучера» покажет, что государство спо собно распределять свое богатство по справедливости. Сейчас же богатство прирастает только к тем, у кого оно уже есть, причем досталось, по большей части, абсолютно несправедливым путем.
Сергей Лисовский
1-й зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу (Курганская обл). Член ЕР
Тогда приватизации никакой и не было. Мы лишь наблюдали реализацию жульнической схемы определенной группой граждан, которая на этом хорошо нажилась.
Намечающаяся приватизация тоже не решит никаких экономических вопросов страны. Она лишь приведет к монополии ряда частных лиц, и российская экономика окажется обложенной данью со стороны нескольких крупных монополистов.
В последнее время западные и наши горе-экономисты все чаще заявляют о необходимости отстранения государства от управления. Но вначале для монополистов надо создать конкурентов. Пока же государство хоть как-то может ограничивать алчность крупных игроков, влияние которых почти безгранично. Без участия государства они вообще полностью выйдут из-под контроля.
Александр Починок
Бывший член Комитета СФ по социальной политике (Пермский край)
Приватизация у нас и не прекращалась – с 1992 года она идет постоянно. Те же залоговые аукционы – это тоже форма приватизации. Кстати, ваучерная приватизация была даже много честнее залоговых аукционов 1995 года. Да, она была закрытая, с массой ляпов, но никто же тогда не представлял, как это должно быть. Между прочим, чтобы понять, как не надо делать в дальнейшем, и нужен был тот опыт.
Сейчас же предприятия необходимо приватизировать по максимальным ценам – государство обязано на этом заработать. А чтобы к власти не пришли монополисты, у нас есть антимонопольное законодательство, где прописано, сколько и чего может иметь одна компания, чтобы не перейти границу, и антимонопольный орган, который обязан регулировать действия монополистов, благо сегодня для этого существуют все возможности.
Любовь Слиска
Российский политик, депутат ГД РФ 3,4,5-ого созывов, экс-зампредседателя Госдумы
Если оценивать российскую приватизацию 90-х годов, то я считаю, что это было ограбление страны ее собственными гражданами. Небольшая кучка предпринимателей завладела богатствами, принадлежавшими некогда 270 миллионам советских людей. Ведь приватизаторы приложили руку не только к российским предприятиям, но и к собственности бывших союзных республик. И на протяжении всех приватизационных процессов их сопровождали непрозрачность, коррупционность и криминал. Думаю, что «черные метки» от этой приватизации останутся не только на самих олигархах, сколотивших на ней громадные состояния, но и на нескольких поколениях их детей.
У большинства населения, как известно, не было никакой достоверной информации о том, что происходило в стране, и как можно распоряжаться пресловутыми ваучерами. На мой взгляд, вся эта ваучерная приватизация была чистым оболваниванием страны, огромного количества людей.
К сожалению, я не верю в честность и прозрачность нового этапа приватизации. В СМИ сейчас все больше сообщений о банкротствах предприятий. Схемы же банкротства, ориентированные на то, чтобы потом продать предприятие как можно дешевле, как правило, у нас тоже мошеннические. Конечно, очень бы хотелось, чтобы в новой приватизации не повторялись прежние подходы, а точнее – прежние воровские и мошеннические методы. Но пока особой веры в это нет: в государственных конкурсах и тендерах продолжают участвовать компании с очень сомнительными биографиями. Однажды дело дошло даже до того, что на заказы на реставрацию памятников истории и культуры федерального значения претендовали фирмы, занимавшиеся реконструкцией зоопарков.
Источник: