Россия в кольце недругов
Александр Шарковский
Вашингтон упорно создает зону отчуждения вокруг нашей страны
Современное противостояние Запада и России, по сути, можно оценить как действия Вашингтона, направленные на то, чтобы дожать до предела не законченное в 1991 году разрушение государства под ушедшим в историю наименованием СССР. Что остановило тогда США, ведь у них была возможность окончательно сокрушить некогда сильного противника? Непонимание столь внезапного ошеломляющего успеха? Боязнь применения в ответ ядерного оружия? А может, недооценка потенциала противника к самовозрождению или какие-либо другие причины стали причиной этого «недожатия»? Но это уже не важно. А важно другое – Вашингтон начал второй раунд, поняв, что дело надо все-таки доводить до конца и «Карфаген» должен быть окончательно разрушен. Многие военные аналитики указывают, что за последние полтора десятка лет Штаты усиленно стремятся осуществить стратегическое окружение России. Ведется работа по разобщению российского социума по этническому, религиозному и территориальному признаку. Более того, США являются организатором экономического давления на Россию, используя при этом все имеющиеся у них рычаги. Вашингтон пытается втянуть Москву в локальные военные конфликты, решая при этом сложный комплекс задач идеологического, экономического, политического и военного плана. Москве сейчас, как никогда, надо проявлять осторожность и хорошо обдумывать каждый свой шаг, анализируя все свои действия на возможные последствия в ближайшей и далекой перспективе. Для пояснения своих слов предлагаю краткий обзор военно-политической ситуации, сложившейся к настоящему моменту вдоль российских рубежей.
ЗАПОЛЯРЬЕ
Когда речь идет о северных границах нашего государства, в воображении всплывают открытые необозримые арктические просторы, дающие осуществить вторжение извне практически в любой точке континентальной суши. Подводный флот США имеет возможность действовать во всей акватории Северного Ледовитого океана. Российское Заполярье, на перспективу может стать ареной серьезного противостояния из-за своих несметных природных богатств. Если северные морские границы СССР, которые сходились треугольником с запада и востока на Северном полюсе, никто не оспаривал, то России – правопреемнице СССР указывают на существующее международное морское право, определяющее понятие «территориальные воды», которое трактуется не в ее пользу.
В Заполярье западный сосед России Норвегия входит в НАТО. На ее территории размещены военные самолеты и радиолокационные станции альянса. Для базирования авиатехники и систем разведки союзников, в первую очередь США, Норвегия предоставляет свои авиабазы и территорию. Здесь же альянс разместил свои крупные логистические центры и развернута система навигации для флота НАТО. Норвежские военно-морские базы Рамсунд, Тронденес, Сортланд, которые находятся вблизи от российской границы, предоставляют свои стоянки и доки для атомных подводных лодок США и Великобритании.
В последнее время США активно размещают на территории Норвегии танки и бронетранспортеры. Вопрос зачем? Ту часть суши, где расположена норвежско-российская граница, танкам не преодолеть, это пересеченная местность с множеством небольших скал и россыпями валунов, которые являются естественными надежными противотанковыми заграждениями. А вот южнее – финские территории относительно проходимы для танков, но Финляндия не является членом альянса, во всяком случае – пока. Возможно, что для НАТО финские границы прозрачны. Но и здесь развернуть моторизованные соединения не получится из-за особенности местности, придется наступать в основном колоннами, при необходимости разворачиваться в боевой порядок для ведения боев местного значения на небольшую глубину. Главная тяжесть в таких боях ложится на пехоту, американская пехота не приспособлена действовать в таких условиях. Значит, расчет делается на то, что линии обороны здесь в моменту интервенции уже практически не будет. Увеличение количества бронетехники свидетельствует о намерении вести наземную операцию, которая возможна, только если «ядерный щит» РФ будет уничтожен, что само по себе невозможно, без массового предательства. Пентагон и спецслужбы США рассчитывают, видимо, на использование той схемы, которую они апробировали в Ираке в 2003 году, такое впечатление, что они надеются ее повторить в России. Вот и выходит, что бронетехника, размещенная в Норвегии, предназначена для действий после развала России по югославскому сценарию, чтобы затем довершить сопротивление непокорных групп населения и разрозненных остатков войск. Второй вариант: все эти вооружения являются лишь показухой для воздействия на союзников и оправдания перед Капитолием тех огромных затрат, которые несет военный бюджет США.
На крайнем востоке Арктики российские и американские земли разделяет лишь Берингов пролив, ширина которого в самом узком месте 86 км. Но переброска на Чукотку сухопутных войск мало что даст США как в оперативно-тактическом, так и в стратегическом плане, они просто затеряются в просторах этого огромного края. Опять же напомню, что этот десант возможен только в случае полного уничтожения стратегических ядерных сил России.
Москва проводит упреждающие действия и разворачивает в настоящие время сеть военных баз в российской Арктике, которые подчинены вновь созданному объединенному стратегическому командованию (ОСК) «Север», в состав которого переданы силы и средства из Восточного и Центрального военных округов. Ему также подчинен Северный флот, и в его структуре комплектуются дополнительные соединения ёсухопутных сил и войск ПВО.
ПРИБАЛТИЙСКИЙ ВОПРОС
Финляндия – относительно молодое независимое государство, стало таковым по решению пришедших в Санкт-Петербурге к власти в октябре 1917 года большевиков. Затем в ходе четырех войн, которые вела Финляндия сначала против РСФСР, а затем против СССР, сформировалась современная российско-финская граница. Инициатором и оккупантом в войнах с 30 декабря 1918-го по 14 октября 1920-го, а затем после непродолжительного перерыва с 6 ноября 1920-го по 21 марта 1922 года была Финляндия. Третью войну, которая шла с небольшим перерывом с 30 ноября 1939 по 12 марта 1940 года начал Советский Союз. А в четвертой войне с 25 июня 1941 по 19 сентября 1944 года Финляндия воевала против СССР на стороне нацистской Германии. В послевоенные годы правительство в Хельсинки вело взвешенную политику по отношению к своему восточному соседу, чего не скажешь о том, что творится сейчас. Пока взаимоотношения наших стран не вызывают особой тревоги, но над заявлениями некоторых финских политиков о возможности вступления в НАТО стоит задуматься.
Дела с прибалтийскими бывшими союзными республиками обстоят куда сложнее. Стоит начать с Эстонии. Случилось так, что ее восточные территории, эти исконно русские земли, включая древнерусский город Юрьев, который с 1920 года именуется Тарту, были оккупированы в 1918 году даже не эстонцами, а финнами при немецкой поддержке, но достались они вновь созданному марионеточному государству Эстония. Непонятно почему в дальнейшем советская власть во главе с коммунистами не вернула эти земли законному владельцу, то есть России. Несправедливая политика Таллина по отношению к русскому населению этих земель вдвойне несправедлива уже потому, что эстонцы осуществляют ее по отношению к коренному населению. А теперь, как говорится, «поезд ушел». Современная Эстония является членом Североатлантического альянса. Ее армия, как и армии других бывших советских республик и стран бывших участников Варшавского договора, в военном отношении ничего собой не представляют, для НАТО они скорее балласт, чем даже плохие его участники. Но ценность этих стран в том, что они, проводя недружественную политику по отношению к России, стали своеобразной идеологической стеной – препятствием в налаживании взаимоотношений нашей страны с Европой. Кроме того, США получили возможность размещать на территориях Литвы, Латвии, Эстонии войска, создавать оперативные хранилища боеприпасов и боевой техники, а также осваивать театр военных действий в многочисленных учениях, формально привлекая к ним совершенно никчемные и небоеспособные войска прибалтийских государств. А главное, значительно сокращено расстояние для сил НАТО, чтобы достигнуть главных политических центров России в случае интервенции, до Санкт-Петербурга от Нарвы чуть больше 100 км, а от приграничного латышского городка Зилупе до Москвы чуть больше 600 км. При размещении на территории прибалтийских государств средств ПВО и ПРО у НАТО есть пусть эфемерный, но все таки шанс сбивать российские баллистические межконтинентальные ракеты на начальной стадии их полета и при запуске, дело в том, что после набора высоты и разделения боеголовок уничтожить таковые уже нет никакой возможности. Также НАТО получает некоторые преимущества при размещении в странах Балтии стратегических наступательных вооружений.