(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Барометр интеграции
Александр Шустов

Останется ли Россия центром притяжения для стран бывшего СССР?

Доклад на открытии IV Летней школы «Сути времени». Александровское, Костромская область, 13 июля 2014 года

Третья волна исследований общественного мнения «Интеграционный барометр ЕАБР», проводимых Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР) и агентством «Евразийский монитор», выявила ряд новых тенденций в восприятии евразийской интеграции населением бывшего СССР.

Серия опросов «Интеграционного барометра» проводилась в апреле-мае 2014 г. на территории 10 стран Содружества (за исключением Туркмении) и Грузии, покинувшей СНГ после «пятидневной» войны 2008 г. В каждой стране было опрошено не менее 1 тыс. чел., а общее количество участников опроса превысило 13 тыс. Отношение жителей бывших союзных республик к интеграционным процессам изучалось в политическом, экономическом и культурном аспектах, позволившим охватить все основные моменты восприятия евразийской интеграции. В качестве инструмента анализа использовалось понятие притяжения, включавшее родственные и деловые связи, наличие интереса и симпатии к той или иной стране, а также готовность к взаимодействию с ней на разных уровнях.

Ключевой вопрос исследования – отношение населения стран СНГ к главным интеграционным проектам постсоветского пространства - Таможенному союзу (ТС) и Единому экономическому пространству (ЕЭП), на базе которых с 1 января 2015 г. будет создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Позиции населения России, Казахстана и Белоруссии, уже являющихся участниками этих объединений, и остальных государств СНГ в этом плане заметно различаются. В странах интеграционной «тройки» ТС и ЕП одобряют от 2/3 до 3/4 населения, что говорит об их широкой общественной поддержке. Наиболее высокий уровень одобрения евразийской интеграции зафиксирован в Казахстане (84%), за которым следуют Россия (79%) и Белоруссия (68%). Причем в Казахстане число одобряющих ТС по сравнению с прошлым годом выросло на 11%, в России – на 12%, а в Белоруссии – всего на 3%. Уровень общественной поддержки евразийской интеграции в Белоруссии – наименьшей экономике союза, сильно зависящей от России, остается на самом низком уровне начиная с 2012 г.

Среди тех стран, которые участниками ТС не являются, наиболее высокий уровень его общественной поддержки был зафиксирован в Таджикистане (72%) и Узбекистане (68%), которые являются лидерами Центральной Азии по числу работающих в России трудовых мигрантов. Между тем обе страны от участия в евразийской интеграции дистанцируются.

Особенно разительными различия между политикой правящих элит, последовательно отказывающихся от участия в любых интеграционных проектах, и позицией населения, 2/3 которого ориентированы на ТС, выглядят в Узбекистане. Уровень поддержки евразийской интеграции в Армении (64%), которая с 1 января 2015 г. станет участником ТС, ниже, чем в Таджикистане и Узбекистане, но значительно выше, чем в другом государстве-кандидате на присоединение к союзу – Киргизии (50%).

Ситуация в Киргизии выглядит все более тревожной. Несмотря на то, что о своем желании присоединиться к Таможенному союзу руководство республики заявило еще в 2011 г., на пути евразийской интеграции Бишкек заметно отстал от Еревана. Более того, уровень поддержки ТС жителями страны по сравнению с 2013 г. снизился с 67 до 50%. Экономика Киргизии после распада СССР строилась на реэкспорте китайских товаров, а также импорте тканей и фурнитуры из КНР для местной швейной промышленности. Ориентированы эти отрасли были на рынки России и Казахстана, доступ на которые после образования Таможенного союза оказался затруднен. Популярности идее евразийской интеграции эта ситуация отнюдь не прибавила. Недостаточно внимания работе с общественным мнением уделяют и сами киргизские власти. После состоявшегося 29 мая в Астане саммита ТС, на котором была подписана дорожная карта по присоединению Киргизии к союзу, в республике появилась масса публикаций, продвигавших проект евразийской интеграции. Однако затем их число вновь снизилось, что не замедлило сказаться на настроениях населения. Как отмечают авторы доклада, «в Кыргызстане идет снижение интереса к региону СНГ практически по всем показателям интеграционных ориентаций населения, а также рост показателей автономности».

Если в странах-участницах Таможенного союза положительное отношение к нему в среднем выразили 77% населения, то в Армении, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане, которые являются кандидатами на присоединение к ТС, относятся к нему с симпатией – 63%, а в Грузии, Молдавии, Азербайджане и на Украине, ориентирующихся на Запад – всего 39%.

В основных чертах деление республик СНГ на сторонников и противников евразийской интеграции сложилось еще на рубеже 1990-х и 2000-х гг., когда оформились межгосударственные объединения ГУУАМ, с одной стороны, и ОДКБ и ЕврАзЭС – с другой. Членство в этих объединениях менял лишь Узбекистан, который с 1999 по 2005 г. был участником ГУУАМ, после чего покинул ее и присоединился к ОДКБ, вновь оставив ее ряды в 2012 г. Впрочем, принадлежность стран СНГ к числу про- или антироссийских определяется не столько отношением к России населения, сколько позицией ориентированных на Запад политических и экономических элит. Контролируя СМИ, они формировали общественное мнение в нужном для себя русле. Так, уровень поддержки ТС на Украине и в Молдавии вплоть до последнего времени был выше 50%, и лишь после начала активной PR-кампании за евроинтеграцию начал снижаться.

Примечательно, что присоединение к ТС до сих пор поддерживает более половины населения Грузии (53%), которое после «пятидневной» войны 2008 г. и окончательной потери Абхазии и Южной Осетии особых симпатий к России питать вроде бы не должно. Правда, за последний год уровень одобрения евразийской интеграции снизился в Грузии на 6%. К Таможенному союзу позитивно настроено и около половины населения Молдавии, численность которого (49%) более чем вдвое превышает долю противников евразийской интеграции (23%). В Азербайджане, главным ориентиром которого является Турция, и без того самый низкий в СНГ уровень поддержки ТС уменьшился с 37 до 22%, а негативное отношение к нему, напротив, увеличилось с 53 до 64%.

По отрицательному отношению к евразийской интеграции Азербайджан в два с половиной раза опережает Грузию, хотя военных конфликтов с РФ у него не было. Одной из главных причин этого, по-видимому, стало начало процесса вступления в союз Армении, которая из-за карабахского конфликта рассматривается Баку в качестве главного врага.

Негативный образ Армении проецируется и на ее основного военно-политического союзника – Россию.

Наиболее резким снижение пророссийских и евразийских настроений оказалось на Украине, которая во время проведения опроса (апрель-май) находилась в состоянии острого противостояния с Россией из-за потери Крыма. Поддержка идеи присоединения к ТС жителями республики за год снизилась с 50 до 31%, а его негативное восприятие увеличилось с 28 до 50%. Столь сильные сдвиги в общественных настроениях объясняются глубоким военно-политическим кризисом и массированной информационной кампанией, направленной на дискредитацию евразийской интеграции. Ее основная цель - ментально-психологическое перекодирование украинцев, главной национальной идеей которых планируется сделать русофобию. Информационная война против России в украинских СМИ ведется при активной помощи США и НАТО, представители которых в беседах с российскими политиками пообещали начать ее сразу после присоединения Крыма.

В экономическом отношении жители Украины, Молдавии и Грузии, подписавших соглашение о евроассоциации, ориентируются на ЕС. Казахстан, Киргизия и Таджикистан ориентируются как на страны СНГ, так и на внешний мир, а у России, Белоруссии, Армении и Узбекистана четко выраженная внешняя ориентация отсутствует. В качестве объекта трудовой миграции РФ представляет самый большой интерес для граждан Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Армении. Жителям «славянских» государств СНГ более интересна временная работа за его пределами – в странах ЕС.

Наиболее привлекательной страной происхождения товаров в пределах бывшего СССР оказалась Россия, которую упомянули от 18 до 55% опрошенных. Более всего на нее ориентированы страны Центральной Азии, где этот показатель составляет от 49 до 55%.

Тем не менее, в качестве однозначного экономического и научно-технического лидера СНГ Россия, не завершившая модернизацию своего народнохозяйственного комплекса, сегодня не воспринимается.

В политическом и военно-политическом плане большинство стран СНГ ориентируются на соседние постсоветские государства. Исключение составляет Грузия, ориентированная на США и ЕС, а также Азербайджан, считающий своим основным союзником Турцию. Резкое снижение уровня восприятия стран СНГ как дружественных зафиксировано на Украине, где резко выросла позитивная оценка Евросоюза (с 36 до 48%). При всем этом в качестве дружественных страны СНГ рассматривают более половины (53%) жителей Украины. В целом же самой дружественной страной население бывшего СССР считает Россию, которую поставили на первое место 87% жителей Армении, 83% – Белоруссии и 81-86% – республик Центральной Азии. На Украине число считающих Россию дружественной страной за год сократилось более чем вдвое (с 54 до 24%), в результате чего на первое место вышла Белоруссия. Кроме того, доля считающих РФ дружественной страной упала в Молдавии (с 72 до 56%) и Киргизии (с 93 до 81%), которая является участником ОДКБ и кандидатом на вступление в Таможенный союз.

Еще более сложная ситуация складывается в культурно-гуманитарной сфере, которая, в отличие от политики и макроэкономики, напрямую затрагивает обычных людей. За последние два десятилетия Россия явно потеряла позиции ведущего научно-образовательного центра на пространстве бывшего СССР. Российское образование воспринимается в качестве конкурентоспособного только жителями стран Центральной Азии, причем динамика здесь также, скорее, негативная.

А поскольку Россия является естественным политико-географическим центром СНГ, снижение ее культурно-гуманитарной роли способно оказать дезинтегрирующее воздействие не только на постсоветское пространство, но и на Таможенный и Евразийский союзы.

Именно различные образовательные проекты являются одним из ключевых элементов политики «мягкой силы», позволившей США организовать серию цветных революций в странах СНГ. Россия же в сложившейся ситуации вынуждена срочно искать вакцину от этого вируса.

Общая картина, которую рисует третья волна «Интеграционного барометра», выглядит противоречивой. Населением большинства стран СНГ Россия до сих пор воспринимается в качестве военного и политического лидера Содружества. Однако ее экономические и культурные позиции оцениваются далеко не столь однозначно. В интеграционном плане наибольший интерес друг для друга, как показали результаты опросов, представляют Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан. Однако Украина все более ориентируется на Запад, а Казахстан – становится все более интегрированным в евразийские структуры. При этом проекты Таможенного и Евразийского экономического союзов оказывают на постсоветское пространство интегрирующее, а украинский кризис – дезинтегрирующее воздействие. Оставляя за скобками гражданскую войну на Украине, средне- и долгосрочные последствия которой пока до конца не ясны, можно констатировать дальнейшую дифференциацию стран постсоветского пространства. Со временем она, скорее всего, приведет к образованию евразийского ядра во главе с Россией и группы «неприсоединившихся» государств, которые будут ориентироваться на США, ЕС, или, как Азербайджан, крупные государства Ближнего и Среднего Востока.

Источник: www.stoletie.ru
Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com