Печать


На фоне споров из-за воды Путин стремится к военному доминированию в Центральной Азии

Кыргызстан и Таджикистан являются странами Центральной Азии, окружёнными со всех сторон су­шей и пок­ры­ты­ми го­ра­ми – на 75 и 90 про­цен­тов со­от­ве­т­ствен­но. Го­ры да­ют из­бы­ток пить­е­вой во­ды, пи­та­ю­щей две глав­ные цент­раль­но­а­зи­а­тс­кие ре­ки. Нех­ват­ка про­чих при­род­ных ре­сур­сов яв­ля­ет­ся при­чи­ной по­нят­но­го стрем­ле­ния Биш­ке­ка и Ду­шан­бе к бо­лее ра­ци­о­наль­но­му ис­поль­зо­ва­нию во­ды – че­рез стро­и­тель­ство гид­ро­э­ле­кт­рос­тан­ций (ГЭС) для ге­не­ра­ции элект­ри­че­ст­ва. В Ду­шан­бе за­да­лись целью возд­виг­нуть са­мую вы­со­кую дам­бу в ми­ре – 335-мет­ро­вую сте­ну бе­то­на на ре­ке Вахш (при­ток Аму­дарьи). Кыр­гы­зс­тан тем вре­ме­нем по­за­бо­тил­ся о под­де­рж­ке Рос­сии при пост­рой­ке 275-мет­ро­вой дам­бы на ре­ке На­рын (впа­да­ет в Сыр­дарью).

Две стра­ны хо­тят, что­бы в пре­де­лах их собствен­ных гра­ниц бы­ли ис­точ­ни­ки энер­гии, и по идее, это же­ла­ние не долж­но бы­ло встре­тить осо­бых пре­пя­т­ствий. Од­на­ко, в си­лу то­го, что две рас­смат­ри­ва­е­мые ре­ки те­кут даль­ше по тер­ри­то­рии Уз­бе­кис­та­на и Ка­за­хс­та­на, пос­лед­ние две рес­пуб­ли­ки силь­но про­ти­вят­ся ука­зан­ным пла­нам. Уз­бе­кс­кий пре­зи­дент Ис­лам Ка­ри­мов и ка­за­хс­кий пре­зи­дент Нур­сул­тан На­зар­ба­ев, каж­дый из ко­то­рых за­ни­ма­ет свою долж­ность уже бо­лее двад­ца­ти лет, встре­во­же­ны тем, что удер­жа­ние во­ды за дам­ба­ми, на­хо­дя­щи­ми­ся вы­ше по те­че­нию, мо­жет ухуд­шить си­ту­а­цию со снаб­же­ни­ем во­дой и на­не­сёт ущерб угодь­ям сельс­ко­хо­зяй­ствен­ных куль­тур, рас­по­ло­жен­ным ни­же по те­че­нию. О ме­рах пре­дос­то­рож­нос­ти го­во­рят уже нес­коль­ко лет, но, по­хо­же, что нер­воз­ность пре­зи­ден­та Уз­бе­кис­та­на Ис­ла­ма Ка­ри­мов толь­ко уси­ли­ва­ет­ся. Во вре­мя сво­е­го не­дав­не­го двухд­нев­но­го ви­зи­та в Ас­та­ну пре­зи­дент Ка­ри­мов был до­нель­зя отк­ро­вен­ным: «Не бу­ду на­зы­вать конк­рет­ные стра­ны, но всё это [воп­рос дамб] мо­жет усу­гу­бить­ся нас­толь­ко, что ито­гом ста­нет не прос­то серь­ёз­ная конф­рон­та­ция, но да­же вой­ны», – ци­ти­ру­ет его сло­ва Reuters. Вдо­ба­вок, по мне­нию пре­зи­ден­та Ка­ри­мо­ва, в ре­зуль­та­те зем­лет­ря­се­ния дам­бу мо­жет прор­вать, и во­да хлы­нет вниз по те­че­нию, сме­тая всё на сво­ём пу­ти.

Обес­по­ко­ен­ность пре­зи­ден­та Ка­ри­мо­ва не ли­ше­на ос­но­ва­ний, так как его стра­на поль­зу­ет­ся во­дой из обе­их рек. Бу­ду­чи 6-м по ве­ли­чи­не про­из­во­ди­те­лем хлоп­ка в ми­ре (в прош­лом го­ду соб­ра­но око­ло мил­ли­о­на тонн), Уз­бе­кис­тан нуж­да­ет­ся в во­де для оро­ше­ния сво­их по­лей. Кро­ме то­го, Таш­кент ис­поль­зу­ет очи­щен­ную во­ду двух рек для её пот­реб­ле­ния на­се­ле­ни­ем. Пос­коль­ку Кыр­гы­зс­тан и Тад­жи­кис­тан пла­ни­ру­ют умень­шить сток во­ды в эту за­суш­ли­вую часть ми­ра, пре­зи­дент Ка­ри­мов вы­нуж­ден вы­би­рать жёст­кие вы­ра­же­ния, яв­но для то­го, что­бы пре­дос­те­речь сво­их со­се­дей, сла­бей­ших в ре­ги­о­не.

Что да­же ещё лю­бо­пыт­нее, пре­дуп­реж­де­ние проз­ву­ча­ло за две не­де­ли до по­се­ще­ния Кыр­гы­зс­та­на рос­сийс­ким пре­зи­ден­том Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным. Гла­вы го­су­дарств под­пи­са­ли сог­ла­ше­ния, пре­дус­мат­ри­ва­ю­щие сов­ме­ст­ное стро­и­тель­ство и эксплу­а­та­цию Кам­ба­ра­ти­нс­кой ГЭС (бо­лее 1500 ме­га­ватт) и Верх­не­на­ры­нс­ко­го кас­ка­да ГЭС («Ак­бу­лун», «На­рын-1», «На­рын-2» и «На­рын-3»; об­щая мощ­ность – 282 ме­га­ватт; ожи­да­ет­ся дос­тичь вы­ра­бот­ки 1 млрд. кВт·ч / год). Стро­и­тель­ство се­рии дамб су­ще­ст­вен­но по­ни­зит объ­ё­мы сто­ка. В свя­зи с этим Кыр­гы­зс­тан мо­жет по­лу­чить сво­е­го ро­да ры­ча­ги в пе­ре­го­во­рах с Уз­бе­кис­та­ном о це­нах на его при­род­ный газ, ко­то­рые в пос­лед­нее вре­мя от­ли­ча­лись не­пос­то­я­н­ством вви­ду нас­той­чи­вых тре­бо­ва­ний Таш­кен­та к Биш­ке­ку по­ку­пать его по меж­ду­на­род­ным рас­цен­кам. Кир­ги­зы так­же мо­гут об­рес­ти оп­ре­де­лён­ную власть при об­суж­де­нии с Уз­бе­кис­та­ном воп­ро­сов проз­рач­ных гра­ниц, ко­то­рые Таш­кент скло­нен зак­ры­вать в од­нос­то­рон­нем по­ряд­ке, ког­да пос­чи­та­ет это не­об­хо­ди­мым.

Вос­ста­нов­ле­ние рос­сийс­ко­го во­ен­но­го до­ми­ни­ро­ва­ния

Те­ма гид­ро­э­ле­кт­рос­тан­ций яв­ля­ет­ся все­го лишь ря­до­вым пунк­том по­ве­ст­ки ви­зи­та Пу­ти­на в Кыр­гы­зс­тан. Дру­гим очень важ­ным воп­ро­сом бы­ла рос­сийс­кая во­ен­но-воз­душ­ная ба­за, на­хо­дя­ща­я­ся все­го в 20 км от Биш­ке­ка. В нас­то­я­щий мо­мент на ней на­хо­дят­ся 600 рос­сийс­ких во­ен­нос­лу­жа­щих, го­то­вых осу­ще­с­твлять по­лё­ты нес­коль­ких ист­ре­би­те­лей Су-25 и вер­то­лё­тов Ми-8. Зна­че­ние этой во­ен­ной ба­зы лишь рас­тёт, учи­ты­вая, с од­ной сто­ро­ны, прод­ле­ние сро­ка её арен­ды и ис­те­че­ние в 2014 го­ду сро­ка арен­ды ба­зы ко­а­ли­ции стран под аме­ри­ка­нс­ким ру­ко­во­д­ством – с дру­гой. Пре­зи­ден­ты Пу­тин и Атам­ба­ев под­пи­са­ли сов­ме­ст­ное сог­ла­ше­ние, по ус­ло­ви­ям ко­то­ро­го пре­дус­мат­ри­ва­ет­ся прод­ле­ние сро­ка арен­ды ещё на 15 лет с 2017 го­да, обу­че­ние кир­ги­зс­ких во­ен­ных их рос­сийс­ки­ми кол­ле­га­ми и пос­тав­ки кир­ги­зс­кой ар­мии ору­жия рос­сийс­ко­го про­из­во­д­ства.


 

В све­те всех этих со­бы­тий нель­зя иск­лю­чить, что мо­мент, выб­ран­ный для пре­дос­те­ре­же­ния пре­зи­ден­та Ка­ри­мо­ва о «вой­не за во­ду», был тща­тель­но рас­счи­тан по вре­ме­ни. Ог­ла­шая своё пре­дуп­реж­де­ние пе­ред ви­зи­та­ми пре­зи­ден­та Пу­ти­на в Кыр­гы­зс­тан и, позд­нее, в Тад­жи­кис­тан, пре­зи­дент Ка­ри­мов хо­тел убе­дить сво­их кол­лег действо­вать ра­зум­но. Но ощу­щая за сво­ей спи­ной под­де­рж­ку Пу­ти­на, пре­зи­дент Атам­ба­ев был до­воль­но пря­мо­ли­не­ен, ког­да ска­зал, что «Рос­сия за­щи­тит нас в слу­чае аг­рес­сив­ных действий дру­гой стра­ны или тер­ро­рис­тов в от­но­ше­нии Кыр­гы­зс­та­на». С од­ной сто­ро­ны, этим выс­ка­зы­ва­ни­ем пре­зи­дент Атам­ба­ев пол­ностью под­чи­ня­ет свою стра­ну обо­рон­но­му по­тен­ци­а­лу рос­сийс­ко­го ко­ман­до­ва­ния. С дру­гой сто­ро­ны, един­ствен­ной стра­ной, к ко­то­рой мог­ло быть об­ра­ще­но пос­ла­ние пре­зи­ден­та Атам­ба­е­ва, яв­ля­ет­ся Уз­бе­кис­тан. Из всех че­ты­рёх со­се­дей Кыр­гы­зс­та­на толь­ко Уз­бе­кис­тан мо­жет иметь мо­ти­вы для «аг­рес­сив­ных действий» по при­чи­нам из­ло­жен­ным вы­ше: Ки­тай не ста­нет ис­кать не­нуж­ных проб­лем на свою го­ло­ву, на­па­дая на кро­хот­ную стра­ну, в чь­ей сто­ли­це ког­да-то на­хо­дил­ся контртер­ро­рис­ти­чес­кий центр ШОС; Тад­жи­кис­тан си­дит в од­ной лод­ке с Кыр­гы­зс­та­ном (и пре­зи­дент Пу­тин по­се­ща­ет эту стра­ну в на­ча­ле ок­тяб­ря); а Ка­за­хс­тан слиш­ком бли­зок к Рос­сии по­ли­ти­чес­ки и эко­но­ми­чес­ки, что­бы поз­во­лить се­бе та­кие ак­ты.

Ес­ли по­дой­ти к воп­ро­су под дру­гим уг­лом, то ста­но­вит­ся по­нят­но, что Кыр­гы­зс­тан и Тад­жи­кис­тан не прос­то хо­тят по­мо­щи Рос­сии – они в ней нуж­да­ют­ся. Верх­не­на­ры­нс­кий кас­кад бу­дет про­из­во­дить дос­та­точ­ное ко­ли­че­ст­во энер­гии для то­го, что­бы Биш­кек мог обес­пе­чить элект­ри­че­ст­вом своё на­се­ле­ние, ко­то­рое стра­да­ло от нех­ват­ки элект­ро­э­нер­гии и отк­лю­че­ний во вре­мя пре­зи­де­н­т­ства Кур­ман­бе­ка Ба­ки­е­ва, при­шед­ше­го к влас­ти в ре­зуль­та­те ре­во­лю­ции 2005 го­да. Кро­ме то­го, Биш­кек ак­тив­но лоб­би­ро­вал воп­рос про­да­жи элект­ри­че­ст­ва Ка­за­хс­та­ну при пре­ды­ду­щем пра­ви­тель­стве Ба­ба­но­ва. Из­лиш­ки элект­ри­че­ст­ва мож­но так­же ис­поль­зо­вать для ком­пен­са­ции нех­ват­ки при­род­но­го га­за, по­ку­па­е­мо­го у Уз­бе­кис­та­на. Вто­рая сто­ро­на, же­ла­ю­щая пос­та­вить гид­ро­э­ле­кт­ро­э­нер­гию се­бе на служ­бу, – это Тад­жи­кис­тан, чьё впав­шее в ни­ще­ту на­се­ле­ние пред­по­чи­та­ет жить и ра­бо­тать в Рос­сии, а не у се­бя до­ма. На­хо­дясь в не­пос­ре­д­ствен­ной бли­зос­ти к нес­та­биль­но­му Аф­га­нис­та­ну, Тад­жи­кис­тан яв­ля­ет­ся эле­мен­том пред­ло­жен­но­го Гос­де­пар­та­мен­том США про­ек­та Но­во­го Шёл­ко­во­го пу­ти. Про­ект пред­по­ла­га­ет дос­тав­ку про­дук­ции и то­ва­ров из Цент­раль­ной Азии в Юго-Вос­точ­ную Азию че­рез Аф­га­нис­тан, вов­ле­кая тем са­мым пос­лед­ний в про­цесс. При­ни­мая это во вни­ма­ние, кир­ги­зс­кая часть про­ек­та обой­дёт­ся при­мер­но в 6-8 млрд. дол­ла­ров США, а Ро­гун бу­дет сто­ить око­ло 4-6 млрд. дол­ла­ров, ко­то­рые Рос­сия го­то­ва пре­дос­та­вить в кре­дит. Та­ким об­ра­зом, и Кыр­гы­зс­тан, и Тад­жи­кис­тан, по­лу­чат от это­го ог­ром­ную эко­но­ми­чес­кую вы­го­ду, а так­же об­за­ве­дут­ся кое-ка­ки­ми по­ли­ти­чес­ки­ми ры­ча­га­ми.

По­э­то­му не­у­ди­ви­тель­но, что пре­зи­дент Ка­ри­мов пы­та­ет­ся от­бить у Атам­ба­е­ва и пре­зи­ден­та Тад­жи­кис­та­на Имо­ма­ли Рах­мо­на охо­ту к ре­а­ли­за­ции ука­зан­ных про­ек­тов, пос­коль­ку те убы­точ­ны для эко­но­ми­ки его стра­ны, а зна­чит, ос­лаб­ля­ют его конт­роль над стра­ной. Но у Рос­сии то­же есть свои пла­ны на счёт «ближ­не­го за­ру­бежья». Пре­зи­дент Ка­ри­мов пред­по­чёл Моск­ве Ва­ши­нг­тон, ког­да в ию­не 2012 го­да Уз­бе­кис­тан при­ос­та­но­вил своё член­ство в Ор­га­ни­за­ции до­го­во­ра о кол­лек­тив­ной бе­зо­пас­нос­ти (ОДКБ), в ко­то­рой пер­вую роль иг­ра­ет Рос­сия,. Ан­ти­тер­ро­рис­ти­чес­кая ко­а­ли­ция с США во гла­ве долж­на свер­нуть свою мис­сию в Аф­га­нис­та­не че­рез два го­да и ак­тив­но сот­руд­ни­ча­ет с Уз­бе­кис­та­ном в воп­ро­се транс­пор­ти­ров­ки (вы­во­да) войск и во­ен­но­го иму­ще­ст­ва. На фо­не ухуд­ше­ния от­но­ше­ний с Па­кис­та­ном роль ос­нов­но­го ка­на­ла снаб­же­ния аф­га­нс­кой груп­пи­ров­ки Пен­та­гон по раз­ным при­чи­нам воз­ла­га­ет на Се­вер­ную сеть пос­та­вок (ССП). Уз­бе­кис­тан яв­ля­ет­ся жиз­нен­но важ­ным эле­мен­том ССП бла­го­да­ря сво­ей бли­зос­ти к Аф­га­нис­та­ну и марш­ру­там дос­ту­па к не­му, ко­то­рые од­наж­ды уже ис­поль­зо­ва­лись Со­ве­тс­кой Ар­ми­ей сна­ча­ла для вво­да войск в Аф­га­нис­тан, а за­тем для их вы­во­да из не­го. Что­бы иметь воз­мож­ность ос­та­вить у се­бя часть пе­ре­во­зи­мо­го во­ен­но­го иму­ще­ст­ва НА­ТО, Таш­кент был вы­нуж­ден ос­во­бо­дить се­бя от обя­зан­нос­ти кон­суль­ти­ро­вать­ся с Моск­вой, т.е. вый­ти из ОДКБ. Кремль прог­ло­тил по­щё­чи­ну, но, ра­зу­ме­ет­ся, не за­был её.

По­э­то­му он пы­та­ет­ся вер­нуть своё преж­нее во­ен­ное при­су­т­ствие и вли­я­ние в ре­ги­о­не. Рос­сия стре­мит­ся к ук­реп­ле­нию сво­их по­зи­ций в этой час­ти ми­ра, в том чис­ле и при по­мо­щи 201-й ди­ви­зии в Тад­жи­кис­та­не (с 2004 го­да – 201-я во­ен­ная ба­за; прим. mixednews.ru), пе­ре­го­во­ры о про­дол­же­нии пре­бы­ва­ния в стра­не ко­то­рой ве­дут­ся в нас­то­я­щий мо­мент (5 ок­тяб­ря срок арен­ды прод­лён до 2042 го­да; прим.). Учи­ты­вая ока­за­ние Рос­си­ей вре­мя от вре­ме­ни со­дей­ствия Ду­шан­бе с Ро­гу­нс­кой ГЭС, пре­зи­дент Пу­тин, ка­жет­ся, по­лон ре­ши­мос­ти «от­во­е­вать» Цент­раль­ную Азию по час­тям. И ес­ли при­нять во вни­ма­ние бу­ду­щий вы­вод войск НА­ТО, нев­ме­ша­тель­ство Пе­ки­на и пот­реб­ность стран ре­ги­о­на во внеш­ней по­мо­щи, у Рос­сии есть все при­чи­ны за­но­во ут­вер­дить своё пол­ное пре­об­ла­да­ние в ре­ги­о­не. А не­пос­то­ян­ная те­ку­чая во­да про­из­во­дит впе­чат­ле­ние очень твёр­до­го и на­дёж­но­го ос­но­ва­ния для та­ких действий.

Источник:

mixednews.ru