Печать


Киргизия – Китай: железнодорожная основа геополитики
Александр Шустов

Александр Шустов – публицист

Ох­лаж­де­ние рос­сийс­ко-кир­ги­зс­ких от­но­ше­ний, нас­ту­пив­шее пос­ле пос­лед­не­го ви­зи­та А. Атам­ба­е­ва в Моск­ву, соп­ро­вож­да­лось ещё од­ной тен­ден­ци­ей – фор­си­ро­ва­ни­ем про­ек­та по стро­и­тель­ству же­лез­ной до­ро­ги Ки­тай – Кир­ги­зия – Уз­бе­кис­тан. Как и не­за­дол­го до па­де­ния ре­жи­ма К. Ба­ки­е­ва,  ру­ко­во­д­ство Кир­ги­зии пы­та­ет­ся ба­лан­си­ро­вать меж­ду круп­ны­ми дер­жа­ва­ми, ис­поль­зуя КНР в ка­че­ст­ве про­ти­во­ве­са Рос­сии.

Идея стро­и­тель­ства же­лез­ной до­ро­ги, ко­то­рая свя­за­ла бы Ки­тай, Кир­ги­зию и Уз­бе­кис­тан, об­суж­да­ет­ся с се­ре­ди­ны 1990-х гг. Од­на­ко до не­дав­не­го вре­ме­ни даль­ше об­суж­де­ния  та­кой воз­мож­нос­ти де­ло не шло. Про­ект был ак­ти­ви­зи­ро­ван в пос­лед­ний пе­ри­од прав­ле­ния К. Ба­ки­е­ва. В ок­тяб­ре 2009 г. ми­нистр же­лез­ных до­рог КНР Лю Чжиц­зюн на встре­че с тог­даш­ним премь­ер-ми­ни­ст­ром Кир­ги­зии Иго­рем Чу­ди­но­вым за­я­вил об ог­ром­ном ин­те­ре­се к это­му про­ек­ту, име­ю­ще­му, по его сло­вам, боль­шое эко­но­ми­чес­кое, инф­ра­ст­рук­тур­ное и транс­по­рт­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ное зна­че­ние. В ян­ва­ре 2010 г. в Ки­тае по­бы­ва­ла предс­та­ви­тель­ная де­ле­га­ция во гла­ве с ру­ко­во­ди­те­лем Цент­раль­но­го аген­т­ства по раз­ви­тию, ин­вес­ти­ци­ям и ин­но­ва­ци­ям сы­ном пре­зи­ден­та Мак­си­мом Ба­ки­е­вым. От­но­ше­ния с Рос­си­ей, ко­то­рая пре­дос­та­ви­ла Кир­ги­зии два из трех обе­щан­ных кре­ди­тов, не по­лу­чив вза­мен вы­во­да ави­а­ба­зы США из рес­пуб­ли­ки, на­ча­ли быст­ро пор­тить­ся, и ба­ки­е­вс­кое ру­ко­во­д­ство по­пы­та­лось опе­реть­ся на Пе­кин. Тог­да же по­я­ви­лась ин­фор­ма­ция о том, что в перс­пек­ти­ве но­вая же­лез­ная до­ро­га мо­жет быть свя­за­на с же­лез­но­до­рож­ны­ми се­тя­ми Ира­на и Тур­ции. Од­на­ко «вто­рая кир­ги­зс­кая ре­во­лю­ция» (ап­рель 2010 г.) все эти пла­ны пе­ре­че­рк­ну­ла и о стро­и­тель­стве до­ро­ги за­бы­ли.

В сле­ду­ю­щий раз оче­ред­ная ре­а­ни­ма­ция про­ек­та вновь сов­па­ла с ухуд­ше­ни­ем рос­сийс­ко-кир­ги­зс­ких от­но­ше­ний. 25-27 фев­ра­ля сос­то­ял­ся ви­зит А. Атам­ба­е­ва в Моск­ву, по ито­гам ко­то­ро­го он сде­лал ряд рез­ких за­яв­ле­ний в ад­рес Рос­сии. Кир­ги­зс­кий пре­зи­дент об­ви­нил Моск­ву в за­тя­ги­ва­нии всех сов­ме­ст­ных про­ек­тов, вклю­чая сог­ла­со­ва­ние ус­ло­вий пе­ре­да­чи Рос­сии про­из­во­дя­ще­го тор­пе­ды за­во­да «Дас­тан», по­куп­ку «Газп­ро­мом» «Кыр­гыз­неф­ти» и «Кыр­гыз­га­за», стро­и­тель­ство кам­ба­ра­ти­нс­ких ГЭС и че­ты­рех ГЭС на ре­ке На­рын, а так­же не­вып­ла­те аренд­ной пла­ты и ком­му­наль­ных пла­те­жей за рос­сийс­кие во­ен­ные объ­ек­ты. При­чи­ной это­го де­мар­ша, по мне­нию ана­ли­ти­ков, ста­ло то, что Кир­ги­зия не по­лу­чи­ла у Ан­тик­ри­зис­но­го фон­да Ев­рА­зЭС оче­ред­ной кре­дит, не­об­хо­ди­мый для по­пол­не­ния бюд­же­та. В ка­че­ст­ве аль­тер­на­ти­вы рос­сийс­ким кре­ди­там А. Атам­ба­ев наз­вал Ки­тай, ко­то­рый, по его сло­вам, уже пре­дос­та­вил Кир­ги­зии кре­дит на стро­и­тель­ство ЛЭП и пла­ни­ру­ет вы­де­лить еще 3 млрд. долл. на стро­и­тель­ство же­лез­ной до­ро­ги Ки­тай – Кир­ги­зия – Уз­бе­кис­тан.

Вер­нуть та­кой кре­дит Кир­ги­зии бу­дет труд­но, по­э­то­му уже на ста­дии про­ек­та на­ча­лось об­суж­де­ние схе­мы «ин­вес­ти­ции в об­мен на ре­сур­сы». В об­мен на стро­и­тель­ство же­лез­ной до­ро­ги ки­тай­цы пот­ре­бо­ва­ли у Кир­ги­зии дос­туп к ря­ду мес­то­рож­де­ний цен­ных, цвет­ных и чер­ных ме­тал­лов. По дан­ным ин­фор­ма­ци­он­но­го аген­т­ства «Рег­нум», ад­ми­ни­ст­ра­ция К. Ба­ки­е­ва об­суж­да­ла с ки­тай­ца­ми воз­мож­ность пе­ре­да­чи нес­коль­ких алю­ми­ни­е­вых, же­ле­зо­руд­ных, уголь­ных и зо­ло­то­руд­ных мес­то­рож­де­ний. Че­ты­ре зо­ло­то­нос­ных мес­то­рож­де­ния – «Тал­ды-Бу­лак Ле­во­бе­реж­ный», «Те­рек», «Те­рек­кан» и «Пе­ре­валь­ное» – в 2009 г. рас­по­ря­же­ни­ем пра­ви­тель­ства бы­ли за­ре­зер­ви­ро­ва­ны для фи­нан­си­ро­ва­ния про­ек­та. Бо­лее де­таль­ная ин­фор­ма­ция на этот счет от­су­т­ству­ет, так как сдел­ка выз­ва­ла не­до­воль­ство у на­се­ле­ния, и пе­ре­го­во­ры бы­ли зак­ры­ты­ми. В нас­то­я­щее вре­мя  кир­ги­зс­кие влас­ти от­вер­га­ют сам факт су­ще­ст­во­ва­ния та­кой схе­мы. 22 мар­та ге­не­раль­ный ди­рек­тор «Кир­ги­зс­ких же­лез­ных до­рог» Ар­гын­бек Ма­ла­ба­ев за­я­вил: «Ин­фор­ма­ция о том, что пра­ви­тель­ство Кир­ги­зии ве­дёт пе­ре­го­во­ры по об­ме­ну ря­да мес­то­рож­де­ний на ин­вес­ти­ции в про­ект, не со­от­ве­т­ству­ет действи­тель­нос­ти так же, как и ин­фор­ма­ция о на­ли­чии текс­та пред­ло­же­ний ки­тайс­кой сто­ро­ны».


 

Од­на­ко сам про­ект в пос­лед­нее вре­мя сдви­нул­ся с мерт­вой точ­ки. По сло­вам А. Ма­ла­ба­е­ва, се­год­ня ве­дут­ся пе­ре­го­во­ры о его фи­нан­си­ро­ва­нии, в ко­то­рых с кир­ги­зс­кой сто­ро­ны участ­ву­ют ру­ко­во­ди­те­ли со­от­ве­т­ству­ю­щих ми­нис­терств и ве­домств, а с ки­тайс­кой – экс­пе­рт­ная груп­па ми­нис­те­р­ства тор­гов­ли. В сре­ди­не ап­ре­ля ми­нис­те­р­ство транс­пор­та и ком­му­ни­ка­ций Кир­ги­зии и Ки­тайс­кая кор­по­ра­ция по стро­и­тель­ству до­рог и мос­тов (CRBC) под­пи­са­ли ме­мо­ран­дум о сот­руд­ни­че­ст­ве, пре­дус­мат­ри­ва­ю­щий про­ве­де­ние в те­че­ние го­да пол­но­го тех­ни­ко-эко­но­ми­чес­ко­го обос­но­ва­ния (ТЭО) про­ек­та за счёт КНР. Де­таль­ный план стро­и­тель­ства до­ро­ги бу­дет под­го­тов­лен пос­ле про­ве­де­ния ТЭО. Ра­нее CRBC за­я­ви­ла о на­ме­ре­нии прив­лечь сред­ства не толь­ко для про­ве­де­ния ТЭО, но и для фи­нан­си­ро­ва­ния са­мо­го стро­и­тель­ства. Учи­ты­вая, что у КНР уже есть ус­пеш­ный опыт ре­а­ли­за­ции в Цент­раль­ной Азии круп­ных инф­ра­ст­рук­тур­ных про­ек­тов, та­ких как за­пу­щен­ный в 2009 г. транс­кон­ти­нен­таль­ный га­зоп­ро­вод Турк­ме­нис­тан – Уз­бе­кис­тан – Ка­за­хс­тан – Ки­тай, сом­не­вать­ся в тех­ни­чес­ких и фи­нан­со­вых воз­мож­нос­тях Пе­ки­на не при­хо­дит­ся.

Еще од­ним ис­точ­ни­ком фи­нан­си­ро­ва­ния мо­жет стать Все­мир­ный банк. 30 мар­та гла­ва офи­са ВБ в рес­пуб­ли­ке Алек­сандр Кре­мер за­я­вил, что банк мо­жет час­тич­но про­фи­нан­си­ро­вать стро­и­тель­ство но­вой же­лез­ной до­ро­ги. «Пра­ви­тель­ство стра­ны об­ра­ти­лось к нам с прось­бой по­мочь в про­ве­де­нии фи­нан­со­во­го ана­ли­за и тех­ни­чес­кой осу­ще­ст­ви­мос­ти про­ек­та по стро­и­тель­ству же­лез­ной до­ро­ги Ки­тай – Кир­ги­зия – Уз­бе­кис­тан, – со­об­щил он, –  и мы на­де­ем­ся, что смо­жем ока­зать со­дей­ствие». Об­щая сум­ма ин­вес­ти­ций, по его дан­ным, сос­та­вит 1,2 млрд. долл., что од­ноз­нач­но пот­ре­бу­ет прив­ле­че­ния фи­нан­си­ро­ва­ния из нес­коль­ких ис­точ­ни­ков. Все­мир­ный банк уже про­фи­нан­си­ро­вал в рес­пуб­ли­ке ряд инф­ра­ст­рук­тур­ных про­ек­тов, та­ких как ре­а­би­ли­та­ция до­ро­ги Ош – Бат­кен – Ис­фа­на, а так­же ре­монт до­рог в Оше.

Что ка­са­ет­ся же­лез­но­до­рож­но­го марш­ру­та Иран – Цент­раль­ная Азия, ко­то­рый дол­жен обес­пе­чить стра­нам ре­ги­о­на вы­ход к пор­там Пер­си­дс­ко­го за­ли­ва и же­лез­но­до­рож­ной се­ти Тур­ции, то его фи­нан­си­ро­ва­ние пла­ни­ру­ет взять на се­бя Ис­ла­мс­кий банк раз­ви­тия (ИБР). Об этом на встре­че с ми­ни­ст­ром эко­но­ми­ки и фи­нан­сов Ира­на Шам­сад­ди­ном Ху­сей­ни в на­ча­ле ап­ре­ля за­я­вил ге­не­раль­ный ди­рек­тор ИБР Ах­мад Му­хам­мад Али. При­чем в ка­че­ст­ве перс­пек­тив­но­го ва­ри­ан­та марш­ру­та рас­смат­ри­ва­ют­ся не Уз­бе­кис­тан и Турк­ме­ния, а Тад­жи­кис­тан и Аф­га­нис­тан. Ме­мо­ран­дум о стро­и­тель­стве же­лез­ной до­ро­ги меж­ду Тад­жи­кис­та­ном, Аф­га­нис­та­ном и Ира­ном был под­пи­сан 24 мар­та в Ду­шан­бе пре­зи­ден­та­ми Эмо­ма­ли Рах­мо­ном, Ха­ми­дом Кар­за­ем и Мах­му­дом Ах­ма­ди­не­жа­дом. Тад­жи­кис­тан рас­счи­ты­ва­ет тем са­мым пре­о­до­леть транс­по­рт­ную изо­ля­цию и пус­тить же­лез­но­до­рож­ные сос­та­вы в об­ход Уз­бе­кис­та­на. Кир­ги­зии же бу­дет дос­та­точ­но прос­то сос­ты­ко­вать но­вую до­ро­гу на юге рес­пуб­ли­ки с же­лез­но­до­рож­ной сетью Тад­жи­кис­та­на.

Клю­че­вым яв­ля­ет­ся воп­рос о том, ка­кой стан­дарт же­лез­но­до­рож­ной ко­леи бу­дет выб­ран для этой до­ро­ги. Ра­нее Ки­тай нас­та­и­вал на ко­лее ши­ри­ной 1435 мм, ко­то­рая при­ня­та так­же в Ира­не и Тур­ции. Это поз­во­ли­ло бы из­бе­жать пе­рег­руз­ки то­ва­ров на гра­ни­цах и сок­ра­тить вре­мя дос­тав­ки гру­зов. Од­на­ко Кир­ги­зия и Тад­жи­кис­тан в нас­ле­д­ство от СССР по­лу­чи­ли ко­лею ши­ри­ной 1520 мм, и от­каз от нее соз­даст проб­ле­мы со сты­ков­кой же­лез­но­до­рож­ных ли­ний. Фак­ти­чес­ки на тер­ри­то­рии обе­их рес­пуб­лик бу­дут действо­вать две раз­ных же­лез­ных до­ро­ги, од­на из ко­то­рых бу­дет ори­ен­ти­ро­ва­на на стра­ны СНГ, а дру­гая – на Ки­тай и стра­ны Сред­не­го и Ближ­не­го Вос­то­ка. Учи­ты­вая проб­ле­мы с же­лез­но­до­рож­ным со­об­ще­ни­ем меж­ду Тад­жи­кис­та­ном и Уз­бе­кис­та­ном, а так­же слож­ные от­но­ше­ния Рос­сии с Кир­ги­зи­ей, нет­руд­но пред­по­ло­жить, что фор­си­ро­ва­ние стро­и­тель­ства но­вой же­лез­ной до­ро­ги име­ет целью транс­по­рт­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ную пе­ре­о­ри­ен­та­цию двух рес­пуб­лик Цент­раль­ной Азии на дру­гие  ре­ги­о­ны. Из­ме­не­ние транс­по­рт­ных марш­ру­тов при­ве­дёт к пе­ре­ст­рой­ке эко­но­ми­чес­ких свя­зей, за чем не­из­беж­но пос­ле­ду­ют пе­ре­ме­ны ге­о­по­ли­ти­чес­ко­го ха­рак­те­ра.

 

Источник: fondsk.ru