Печать


Война за Арктику и русский путь к миру
Николай Малишевский

Николай Малишевский – кандидат политических наук. Живёт в Минске.

Сог­лас­но прог­но­зам вли­я­тель­но­го аме­ри­ка­нс­ко­го Со­ве­та по внеш­ней по­ли­ти­ке (Сouncil on Foreign Relations), борь­ба за ми­не­раль­ные ре­сур­сы Арк­ти­ки спо­соб­на при­вес­ти в XXI ве­ке к хо­лод­ной вой­не но­во­го ти­па, от­ли­ча­ю­щей­ся от про­ти­вос­то­я­ния в би­по­ляр­ном ми­ре XX ве­ка. В пос­лед­нее вре­мя то на За­па­де, то на Вос­то­ке раз­лич­ные по­ли­ти­чес­кие си­лы все ча­ще под­ни­ма­ют воп­рос о прев­ра­ще­нии Се­вер­но­го морс­ко­го пу­ти, конт­роль над ко­то­рым при­над­ле­жит Рос­сии, в тран­зит­ную ма­ги­ст­раль под транс­на­ци­о­наль­ным уп­рав­ле­ни­ем.

В ХХ ве­ке арк­ти­чес­кие со­се­ди Рос­сии из Аме­ри­ки (США, Ка­на­да) и Ев­ро­пы (Да­ния, Нор­ве­гия) ос­ва­и­ва­ли лишь по­бе­режье Ле­до­ви­то­го оке­а­на. Од­на­ко, как толь­ко вы­яс­ни­лось, что Арк­ти­ка – это нас­то­я­щая кла­дезь сырья, дра­го­цен­нос­тей и ме­тал­лов, в борь­бу за ее шельф ста­ло всту­пать все боль­ше и боль­ше же­ла­ю­щих, ко­ли­че­ст­во ко­то­рых нам­но­го пре­вос­хо­дит фор­мат «арк­ти­чес­кой пя­тер­ки» и вклю­ча­ет не толь­ко го­су­да­р­ства, но и транс­на­ци­о­наль­ные кор­по­ра­ции (ТНК).

Ре­сур­сы Арк­ти­ки, действи­тель­но, впе­чат­ля­ют. Толь­ко уг­ле­во­до­ро­дов она со­дер­жит око­ло 25% ми­ро­вых за­па­сов. Сог­лас­но вык­лад­кам ге­о­ло­гов, поч­ти че­ты­ре пя­тых всех энер­го­но­си­те­лей здесь сос­тав­ля­ет при­род­ный газ. Кро­ме то­го, рос­сийс­кая арк­ти­чес­кая тер­ри­то­рия мо­жет со­дер­жать свы­ше 560 млрд. бар­ре­лей неф­ти, что поч­ти в 2,5 ра­за боль­ше, чем неф­тя­ные за­па­сы Са­у­до­вс­кой Ара­вии! Так­же в Арк­ти­ке име­ют­ся бо­га­тые за­ле­жи ал­ма­зов, зо­ло­та, пла­ти­ны, оло­ва, мар­ган­ца, ни­ке­ля, свин­ца, ме­ди, ти­та­на, уг­ля… Ль­ви­ная до­ля этих сок­ро­вищ на­хо­дит­ся на рос­сийс­ких шель­фах. И ключ ко всем этим бо­га­т­ствам – Се­вер­ный морс­кой путь.

Се­год­ня в арк­ти­чес­ких за­па­сах за­ин­те­ре­со­ва­ны очень мно­гие: аме­ри­кан­цы, нор­веж­цы, фин­ны, шве­ды, дат­ча­не, ка­над­цы, ис­ла­нд­цы и да­же – япон­цы и ко­рей­цы с ки­тай­ца­ми! Ази­а­ты, чьи стра­ны, мяг­ко го­во­ря, да­ле­ки от Арк­ти­ки, удар­ны­ми тем­па­ми стро­ят сов­ре­мен­ные ле­до­ко­лы. Не до­жи­да­ясь, по­ка они сой­дут со ста­пе­лей в 2013 го­ду, ки­тай­цы уже энер­гич­но изу­ча­ют по­ляр­ную зо­ну Арк­ти­ки на при­об­ре­тен­ном у Ук­ра­и­ны ле­до­ко­ле «Се­вер­ный дра­кон». Ев­ро­пей­цы и аме­ри­кан­цы тем вре­ме­нем, мо­гут втя­нуть­ся в дра­ку меж­ду со­бой и спро­во­ци­ро­вать пер­вый конф­ликт при­а­рк­ти­чес­ких го­су­дарств на гра­ни­це меж­ду Да­ни­ей и Ка­на­дой. Из-за кро­шеч­но­го ост­ров­ка Хан­са, рас­по­ло­жен­но­го во ль­дах се­ве­ро-за­пад­но­го про­хо­да, со­е­ди­ня­ю­ще­го Ат­лан­ти­чес­кий и Ти­хий оке­а­ны, ко­то­рый они не мо­гут по­де­лить уже око­ло трид­ца­ти лет.

Сим­во­ли­чес­кая вой­на фла­гов, ко­то­рые ев­ро­пейс­кие и за­о­ке­а­нс­кие экс­пе­ди­ции по­оче­ред­но вод­ру­жа­ли на ост­ро­ве, уже при­ни­ма­ет опас­ные фор­мы. Дат­ча­не сна­ча­ла пос­ла­ли к ост­ро­ву пат­руль­ные арк­ти­чес­кие ка­те­ра ко­ро­ле­вс­ких ВМС и вы­ра­зи­ли офи­ци­аль­ный про­тест про­тив вы­сад­ки на спор­ной тер­ри­то­рии ми­ни­ст­ра обо­ро­ны Ка­на­ды. А за­тем их пра­ви­тель­ство одоб­ри­ло план соз­да­ния в 2011–2014 гг. объ­е­ди­нен­но­го Арк­ти­чес­ко­го во­ен­но­го ко­ман­до­ва­ния, раз­вер­ты­ва­ние во­ен­ной ба­зы на се­ве­ре Грен­лан­дии и фор­ми­ро­ва­ние Арк­ти­чес­кой груп­пи­ров­ки сил ре­а­ги­ро­ва­ния. Ка­над­цы, в свою оче­редь, про­ве­ли ар­мейс­кие во­ен­ные уче­ния в се­вер­ных приб­реж­ных райо­нах и объ­я­ви­ли о соз­да­нии арк­ти­чес­ких во­ен­но-морс­ких сил, вклю­ча­ю­щих 8 бо­е­вых ко­раб­лей «ле­до­во­го клас­са». Их со­се­ди тем вре­ме­нем раз­мес­ти­ли на Аляс­ке свы­ше 24 тыс. во­ен­нос­лу­жа­щих ар­мии США…

Аме­ри­кан­цы мо­гут пре­тен­до­вать на часть Арк­ти­ки за счет Аляс­ки толь­ко фор­маль­но, но не юри­ди­чес­ки, пос­коль­ку Ва­ши­нг­тон не при­со­е­ди­нил­ся к кон­вен­ции ООН по морс­ко­му пра­ву 1982 го­да. Впро­чем, в лю­бом слу­чае, да­же ес­ли бы де­ло дош­ло до раз­де­ла Арк­ти­ки, США смог­ли бы пре­тен­до­вать лишь на срав­ни­тель­но не­боль­шой сек­тор. Для «един­ствен­ной гло­баль­ной сверх­дер­жа­вы» это слиш­ком ма­ло. По­э­то­му Ва­ши­нг­тон все ча­ще и ча­ще ини­ци­иру­ет пред­ло­же­ния об «ин­тер­на­ци­о­на­ли­за­ции» арк­ти­чес­ких ре­сур­сов и до­пус­ке к ним ТНК и круп­ных меж­ду­на­род­ных ком­па­ний. Вро­де зна­ме­ни­той Shell, на­це­лив­шей­ся на раз­ра­бот­ку ре­сур­сов Арк­ти­чес­ко­го шель­фа, не оза­да­чи­ва­ясь тем, что про­во­ци­ру­е­мая ею опас­ная неф­тя­ная ли­хо­рад­ка и воз­мож­ный раз­лив неф­ти у бе­ре­гов Аляс­ки раз­ру­ши­тель­но ска­жут­ся на эко­сис­те­ме по­лу­о­ст­ро­ва, а пос­ле­д­ствия ава­рии лик­ви­ди­ро­вать бу­дет не­воз­мож­но.


 


Ак­ти­вис­ты меж­ду­на­род­ной эко­ло­ги­чес­кой ор­га­ни­за­ции Greenpeace, при­ко­вав­шие се­бя нес­коль­ко дней на­зад к кра­нам на па­лу­бе ле­до­ко­ла ком­па­нии Shell в знак про­тес­та про­тив бу­ре­ния ком­па­ни­ей проб­ных сква­жин в Арк­ти­ке, не зря об­ра­ща­ют вни­ма­ние все­го ми­ра на: 1) неп­ре­дс­ка­зу­е­мость по­год­ных ус­ло­вий, 2) низ­кие тем­пе­ра­ту­ры и 3) уда­лен­ность от бе­ре­га, ко­то­рые мно­гок­рат­но ус­лож­ня­ют ра­бо­ты в очень ко­рот­кий лет­ний пе­ри­од и де­ла­ют прак­ти­чес­ки не­воз­мож­ной лик­ви­да­цию утеч­ки.


Скан­дал с Greenpeace яр­ко де­мо­н­стри­ру­ет, что меж­ду­на­род­ные ком­па­нии, как и не­ко­то­рые го­су­да­р­ства, прес­ле­ду­ют в арк­ти­чес­ком воп­ро­се свои кор­по­ра­тив­ные ли­бо уз­ко на­ци­о­наль­ные ин­те­ре­сы. За­час­тую – про­ти­во­по­лож­ные ин­те­ре­сам ми­ро­во­го со­об­ще­ст­ва в це­лом и к то­му же вза­им­но иск­лю­ча­ю­щие друг дру­га, так как ник­то не лю­бит кон­ку­рен­тов. Хо­тя, впро­чем, су­ще­ст­ву­ет один воп­рос, в ко­то­ром охот­ни­ки за арк­ти­чес­ки­ми сок­ро­ви­ща­ми ста­ли быст­ро на­хо­дить об­щий язык – это воп­рос об «ин­тер­на­ци­о­на­ли­за­ции» Се­вер­но­го морс­ко­го пу­ти.


Сия «ин­тер­на­ци­о­на­ли­за­ция», так же как ак­тив­ность одер­жи­мых неф­тя­ной ли­хо­рад­кой ком­па­ний и по­иск воз­мож­нос­ти пе­рес­мот­ра ста­ту­са арк­ти­чес­ких про­ли­вов как внут­рен­них вод Рос­сии, обус­лов­ле­ны, преж­де все­го, ти­ра­жи­ру­е­мой в СМИ ин­фор­ма­ци­ей о яко­бы предс­то­я­щем гло­баль­ном по­теп­ле­нии и, со­от­ве­т­ствен­но, выс­во­бож­де­нии из-по­до ль­да зна­чи­тель­ной час­ти про­хо­дов, со­е­ди­ня­ю­щих Ле­до­ви­тый оке­ан с Ти­хим и Ат­лан­ти­чес­ким.


Ин­те­рес­но, что, по дан­ным Фе­де­раль­но­го аген­т­ства морс­ко­го и реч­но­го транс­пор­та Минт­ран­са Рос­сии (сов­па­да­ю­щим с прог­но­за­ми спе­ци­а­лис­тов Арк­ти­чес­ко­го и Ан­та­рк­ти­чес­ко­го инс­ти­ту­та), к 2025 го­ду в Арк­ти­ке ожи­да­ет­ся не по­вы­ше­ние тем­пе­ра­ту­ры воз­ду­ха, а по­ни­же­ние! При­чем как ми­ни­мум на полг­ра­ду­са. След­стви­ем это­го мо­жет стать не та­я­ние, а уве­ли­че­ние ле­дя­ных пок­ро­вов арк­ти­чес­ких мо­рей на 1,2-1,6 мил­ли­о­на квад­рат­ных ки­ло­мет­ров (тер­ри­то­рия при­мер­но трёх Фран­ций). Эти прог­но­зы в це­лом со­от­ве­т­ству­ют и тен­ден­ции круп­но­ма­сш­таб­ных ко­ле­ба­ний кли­ма­та Зем­ли, на­хо­дя­щей­ся в нас­то­я­щее вре­мя на так на­зы­ва­е­мом чет­вер­том теп­ло­вом пи­ке, пос­ле ко­то­ро­го не­из­беж­но нач­нет­ся ес­те­ст­вен­ное по­хо­ло­да­ние.


Од­на­ко да­же это не ох­лаж­да­ет пыл не­ко­то­рых го­су­дарств, пы­та­ю­щих­ся ис­поль­зо­вать для дав­ле­ния на Рос­сию по­ли­ти­чес­кие, пра­во­вые и ин­фор­ма­ци­он­ные ры­ча­ги. Фи­нан­си­ру­е­мые ими эко­ло­ги­чес­кие и эт­ни­чес­кие ор­га­ни­за­ции лоб­би­ру­ют об­суж­де­ние в струк­ту­рах ООН и ЕС те­ма­ти­ку «поп­ра­ния» рос­сийс­ким биз­не­сом (преж­де все­го неф­те­га­зо­вым, ле­со­за­го­то­воч­ным и транс­по­рт­ным) прав «не име­ю­щих сво­ей го­су­да­р­ствен­нос­ти ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов Се­ве­ра». Од­нов­ре­мен­но за­пад­ные СМИ пы­та­ют­ся предс­та­вить Рос­сию стра­ной, не спо­соб­ной с эко­ло­ги­чес­кой точ­ки зре­ния бе­зо­пас­но ос­ва­и­вать Арк­ти­ку и конт­ро­ли­ро­вать ее тер­ри­то­рию и морс­кие пу­ти.


Меж­ду тем для Рос­сии про­яв­ле­ние сла­бос­ти в дан­ном воп­ро­се, а тем бо­лее по­те­ря конт­ро­ля над Арк­ти­чес­ки­ми во­да­ми опас­ны и не­до­пус­ти­мы. Во-пер­вых, из-за име­ю­щих­ся на шель­фе ог­ром­ных при­род­ных бо­гатств. Во-вто­рых, из-за стра­те­ги­чес­кой по­зи­ции. Ле­до­ви­тый оке­ан – мес­то, от­ку­да мож­но за­пус­кать кры­ла­тые ра­ке­ты по Рос­сии и од­нов­ре­мен­но пе­рех­ва­ты­вать ее стра­те­ги­чес­кие ра­ке­ты.


В том чис­ле и по­э­то­му в свое вре­мя Со­ве­тс­кий Со­юз, бук­валь­но в пер­вые же ме­ся­цы с мо­мен­та сво­е­го об­ра­зо­ва­ния (1922-1923), на­чал бур­ное ос­во­е­ние Арк­ти­ки с ус­пеш­но про­ве­ден­ных экс­пе­ди­ций, под­го­то­вив­ших поч­ву для сквоз­ных рей­сов по Се­вер­но­му морс­ко­му пу­ти, а за­тем год за го­дом соз­да­вал его как еди­ную и на­деж­ную транс­по­рт­ную ком­му­ни­ка­цию с раз­ви­той инф­ра­ст­рук­ту­рой.


Вло­же­ния в Се­вер­ный морс­кой путь мно­гок­рат­но оку­па­ли и оп­рав­ды­ва­ли се­бя. В том чис­ле и в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, ког­да по не­му с вос­то­ка на за­пад бы­ло про­ве­де­но 130 кон­во­ев. Имен­но по­э­то­му пос­ле вой­ны там по­я­ви­лись со­ве­тс­кие ато­мо­хо­ды-ле­до­ко­лы, атом­ные под­вод­ные лод­ки, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тельс­кие ба­зы, про­мыш­лен­ные объ­ек­ты, силь­ное су­до­хо­д­ство и стра­те­ги­чес­кий Се­вер­ный флот.


За­тем в ре­зуль­та­те гор­ба­чё­вс­кой «пе­ре­ст­рой­ки» бюд­жет­ное фи­нан­си­ро­ва­ние Се­вер­но­го морс­ко­го пу­ти сок­ра­ти­лось в 12 раз. Сок­ра­тил­ся объ­ем пе­ре­во­зок. Ста­ли уез­жать лю­ди… Осоз­на­вая име­ю­щи­е­ся труд­нос­ти, Рос­сия не­од­нок­рат­но пред­ла­га­ла стра­нам «арк­ти­чес­кой пя­тер­ки» бо­лее тес­ное спло­че­ние на ба­зе их ес­те­ст­вен­но-ге­ог­ра­фи­чес­ких пре­и­му­ществ пос­ре­д­ством бо­лее ак­тив­но­го ин­вес­ти­ро­ва­ния в раз­ви­тие этой важ­ней­шей ар­те­рии Арк­ти­ки (в по­доб­ном клю­че проб­ле­ма Се­вер­но­го морс­ко­го пу­ти об­суж­да­лась, нап­ри­мер, в но­яб­ре 1999 го­да в Ос­ло на меж­го­су­да­р­ствен­ной кон­фе­рен­ции).


На за­се­да­нии Со­ве­та Ба­рен­це­ва мо­ря/Ев­ро-Арк­ти­чес­ко­го ре­ги­о­на, сос­то­яв­шем­ся в Нор­ве­гии, рос­сийс­кая сто­ро­на выд­ви­ну­ла кон­цеп­цию транс­по­рт­но­го ко­ри­до­ра «Вос­ток – За­пад», прев­ра­ща­ю­ще­го Се­вер­ный морс­кой путь в меж­ду­на­род­ную ма­ги­ст­раль, ко­то­рая кон­ку­рен­тос­по­соб­нее трасс юж­ных ши­рот. Этот про­ект, бе­зус­лов­но, вы­го­ден всем по­тен­ци­аль­ным сто­ро­нам-участ­ни­цам, и то­му есть це­лый ряд при­чин.


Пер­вая – масш­таб­ность. Се­вер­ный морс­кой путь при оп­ре­де­лен­ных ин­вес­ти­ци­ях в его инф­ра­ст­рук­ту­ру спо­со­бен со­е­ди­нить эко­но­ми­чес­кие по­лю­са пла­не­ты в За­пад­ной Ев­ро­пе, Се­вер­ной Аме­ри­ке и Юго-Вос­точ­ной Азии.


Вто­рая – бе­зо­пас­ность. Юж­ным трас­сам уг­ро­жа­ют не толь­ко штор­ма, но и зна­ме­ни­тые со­ма­лийс­кие пи­ра­ты, бе­ру­щие в за­лож­ни­ки су­да и су­хог­ру­зы. А Рус­ский Се­вер га­ран­ти­ру­ет бе­зо­пас­ность транс­по­рт­ных по­то­ков от по­тен­ци­аль­ных тер­ро­рис­тов, в том чис­ле и сво­и­ми вы­со­ки­ми ши­ро­та­ми.


Третья – став­ки за ис­поль­зо­ва­ние вод­ной ма­ги­ст­ра­ли. Ин­те­рес­но, что как толь­ко ак­ту­а­ли­зи­ро­ва­лась те­ма Се­вер­но­го морс­ко­го пу­ти, ди­рек­тор ад­ми­ни­ст­ра­ции Су­эц­ко­го ка­на­ла Абель Иб­ра­гим за­я­вил о го­тов­нос­ти их су­ще­ст­вен­но сни­зить, толь­ко не ска­зал как – ведь, нап­ри­мер, сто­и­мость ста­вок стра­хо­ва­ния су­дов, иду­щих че­рез Су­эц­кий ка­нал, воз­рос­ли в 10 раз не по его при­хо­ти, а из-за пи­ра­тов.


Чет­вер­тая – вы­иг­рыш во вре­ме­ни.  От Мур­ма­нс­ка до Шан­хая че­рез Су­эц­кий ка­нал мож­но прой­ти за 42 дня, по Се­вер­но­му морс­ко­му пу­ти – за 22.


Пя­тая – вы­иг­рыш в рас­сто­я­нии.  Се­вер­ный морс­кой путь – это крат­чай­ший вод­ный путь вдоль мо­рей Ле­до­ви­то­го оке­а­на меж­ду Даль­ним Вос­то­ком и Ев­ро­пой. Се­вер­ный путь от Шан­хая до Гам­бур­га ко­ро­че юж­но­го при­мер­но на 6.400 км.


Шес­тая – эко­но­мия топ­ли­ва. Бла­го­да­ря сок­ра­ще­нию рас­сто­я­ния рас­хо­ды на топ­ли­во умень­ша­ют­ся до­воль­но су­ще­ст­вен­но.


Седь­мая – рус­ские пор­ты. Мур­манск яв­ля­ет­ся «во­ро­та­ми в Арк­ти­ку», а Пет­ро­пав­ловск-Кам­ча­тс­кий, име­ю­щий удоб­ную не­за­мер­за­ю­щую бух­ту и круг­ло­го­дич­ную на­ви­га­цию, за­ни­ма­ет очень вы­год­ное ге­ог­ра­фи­чес­кое по­ло­же­ние, поз­во­ля­ю­щее ему стать круп­ным транс­по­рт­ным уз­лом Се­вер­но­го морс­ко­го пу­ти меж­ду Ев­ро­пейс­ким и Ази­а­тс­ко-Ти­хо­оке­а­нс­ким ре­ги­о­на­ми.


Вось­мая – рус­ские ле­до­ко­лы. Ожи­да­е­мое гло­баль­ное по­теп­ле­ние и та­я­ние арк­ти­чес­ких ль­дов мо­жет ока­зать­ся про­па­ган­ди­с­тским бле­фом и «ут­кой», а Рос­сия все еще об­ла­да­ет луч­шим в ми­ре ле­до­коль­ным фло­том.

Источник: fondsk.ru