Четверг, 15 Апреля, 2021
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

 

Пос­ле де­сят­ка встреч я сос­тав­ляю хит-па­рад проб­лем Си­би­ри, выз­ван­ных по­ли­ти­кой фе­де­раль­но­го цент­ра. Пер­вая – это транс­порт. Би­лет в ку­пе на по­езд Но­во­си­бирск–Моск­ва за 7 тыс. руб. срав­ним с би­ле­том на са­мо­лет до сто­ли­цы. Же­лез­ная до­ро­га пе­рег­ру­же­на. Ле­теть за гра­ни­цу де­шев­ле че­рез Ки­тай или Тур­цию, чем че­рез рос­сийс­кие пе­ре­ва­лоч­ные пунк­ты. Нап­ри­мер, уле­теть из Но­во­си­би­рс­ка в Бер­лин с ос­та­нов­кой в Стам­бу­ле сто­ит 16 547 руб., а ес­ли че­рез Моск­ву с при­ле­том на сле­ду­ю­щий день – поч­ти 20 тыс. Уже сей­час не­да­ле­ко от Ха­ба­ро­вс­ка в приг­ра­нич­ном го­ро­де Фу­ю­ань дост­ра­и­ва­ет­ся ки­тайс­кий аэ­ро­порт, про­пу­ск­ная спо­соб­ность ко­то­ро­го че­рез во­семь лет долж­на сос­та­вить 157 тыс. пас­са­жи­ров в год. Мест­ные жи­те­ли го­во­рят, что, как толь­ко ки­тай­цы за­пус­тят аэ­ро­порт, круп­ный ха­ба­ро­вс­кий аэ­ро­порт, че­рез ко­то­рый про­хо­дят поч­ти все си­би­рс­кие рей­сы, «схлоп­нет­ся», глав­ное бу­дет – доб­рать­ся до Пе­ки­на, от­ку­да каж­дый день есть нес­коль­ко рей­сов поч­ти во все круп­ные го­ро­да ми­ра.

Эн­ту­зи­ас­ты пред­ла­га­ют ре­шать гря­ду­щий транс­по­рт­ный кри­зис ис­поль­зо­ва­ни­ем су­дов на воз­душ­ной по­душ­ке (по-си­би­рс­ки «ды­хо­ле­тов»). Не­об­хо­ди­ма, го­во­рят они, ды­хо­лет­ная трас­са по Оби, Ке­ти, Ени­сею, Чу­не с вы­хо­дом на Братс­кое во­дох­ра­ни­ли­ще. Док­тор эко­но­ми­чес­ких на­ук про­фес­сор Вла­ди­мир Ма­лов, один из экс­пер­тов филь­ма «Нефть в об­мен на ни­че­го», го­во­рит о не­об­хо­ди­мос­ти дуб­ле­ра Транс­си­ба, ко­то­рый свя­жет меж­ду со­бой се­вер­ные райо­ны: «Ка­кие сей­час нацп­ро­ек­ты ре­а­ли­зу­ют­ся? Со­чи! Фут­бол! Ско­ро­ст­ная до­ро­га Моск­ва–Пи­тер! Ту­да, ту­да все день­ги. А вот еще од­ну па­рал­лель­ную до­ро­гу Транс­си­бу, свя­зать се­вер стра­ны, соз­дав но­вый ши­рот­ный по­яс эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия, РЖД не хо­чет. Она хо­чет стро­ить в Са­у­до­вс­кой Ара­вии, в Ла­ти­нс­кой Аме­ри­ке – это прес­тиж­но. А внут­ри Рос­сии это до­ро­го и оку­па­е­мость, на­вер­ное, низ­кая. Но сра­зу до­хо­дов от же­лез­ной до­ро­ги ждать не на­до». Он при­во­дит в при­мер Ки­тай, ко­то­рый за те 20 лет, что в Рос­сии «толь­ко го­во­рят», пост­ро­ил вы­со­ко­гор­ную до­ро­гу в Ти­бет, на вы­со­те 5 тыс. мет­ров. «Что, она оку­па­ет­ся? Нет. За­то, ког­да там в 2008 го­ду на­ча­лось вос­ста­ние, ту­да мо­мен­таль­но пе­реб­ро­си­ли войс­ка, и все ста­ло ти­хо. Тер­ри­то­рию Ки­тай дер­жит».

Вто­рая проб­ле­ма – по­то­лок фе­де­раль­но­го за­ко­но­да­тель­ства, в ко­то­рый упи­ра­ют­ся де­пу­та­ты и об­ще­ст­вен­ни­ки при ре­ше­нии проб­лем на мес­тах. Яр­кий то­му при­мер – си­ту­а­ция с доль­щи­ка­ми в Но­во­си­би­рс­кой об­лас­ти. В од­ном Но­во­си­би­рс­ке стро­ит­ся бо­лее 350 жи­лых до­мов, из них по­ряд­ка 200 гла­ва Ас­со­ци­а­ции об­ма­ну­тых доль­щи­ков и ин­вес­то­ров Алек­сандр Ба­ка­ев от­но­сит к проб­лем­ным. Это ми­ни­мум 30 тыс. пост­ра­дав­ших.

Пос­ле по­лу­то­ра лет за­бас­то­вок, ми­тин­гов и го­ло­до­вок у доль­щи­ков за­вя­зал­ся с ре­ги­о­наль­ны­ми влас­тя­ми «про­дук­тив­ный ди­а­лог». «Но ока­зать ка­кую-то по­мощь субъ­ект фе­де­ра­ции мо­жет толь­ко в си­лу сво­их воз­мож­нос­тей,– се­ту­ет Ба­ка­ев.– Нап­ри­мер, мы при­ду­ма­ли за­кон, что­бы вы­де­лять до­пол­ни­тель­ные зе­мель­ные участ­ки об­ма­ну­тым доль­щи­кам и тем са­мым улуч­шать эко­но­ми­ку не­за­вер­шен­ных объ­ек­тов». За­кон был раз­ра­бо­тан и про­шел обл­соб­ра­ние, но те­перь му­ни­ци­па­ли­тет и субъ­ект фе­де­ра­ции не мо­гут про­пи­сать под­за­кон­ные ак­ты, по­то­му что по за­ко­нам РФ зем­ля под жи­лищ­ную заст­рой­ку вы­де­ля­ет­ся толь­ко по аук­ци­о­нам.

«Моск­ва со сво­им бюд­же­том толь­ко на за­вер­ше­ние нес­коль­ких не­до­ст­ро­ев в СЗАО вы­де­ли­ла 3,1 млрд руб­лей, она сво­и­ми день­га­ми зак­ры­ва­ет эти проб­лем­ные строй­ки. Весь бюд­жет Но­во­си­би­рс­ка, для срав­не­ния, 30 млрд руб­лей, и мы се­бе та­ко­го поз­во­лить не мо­жем»,– рас­ска­зы­ва­ет Ба­ка­ев. В ито­ге он по­шел по дру­го­му пу­ти – бу­дет про­дав­ли­вать из­ме­не­ния в за­ко­не че­рез Гос­ду­му. «Но мы долж­ны иметь воз­мож­ность по ши­ро­ко­му ря­ду ве­щей при­ни­мать за­ко­ны на ре­ги­о­наль­ном уров­не»,– го­во­рит он.
У Ба­ка­е­ва, ко­то­рый за­нял­ся об­ще­ст­вен­ной де­я­тель­ностью пос­ле то­го, как сам стал об­ма­ну­тым доль­щи­ком, есть афо­ризм: «На­до ме­нять стра­ну про­жи­ва­ния или ме­нять стра­ну про­жи­ва­ния». Он выб­рал вто­рое: при­ду­мал пре­мию «Зо­ло­тая ре­па» для чи­нов­ни­ков и по­ли­ти­ков, ко­то­рые от­ли­чи­лись «не­ор­ди­нар­ны­ми выс­ка­зы­ва­ни­я­ми или ди­ко­об­раз­ны­ми пос­туп­ка­ми», зас­та­вил пуб­ли­ко­вать по­и­мен­ные ре­зуль­та­ты го­ло­со­ва­ния де­пу­та­тов гор­со­ве­та и об­ла­ст­но­го зак­соб­ра­ния, до­бил­ся соз­да­ния ра­бо­чей груп­пы по вве­де­нию инс­ти­ту­та ом­бу­дс­ме­на – в Но­во­си­би­рс­кой об­лас­ти его до сих пор нет. С ре­ги­о­наль­ны­ми влас­тя­ми он ла­дит, а вот Моск­ву счи­та­ет надстрой­кой, ко­то­рая ме­ша­ет ре­ги­о­ну раз­ви­вать­ся.

Не­до­воль­ны в Си­би­ри не толь­ко фе­де­раль­ны­ми влас­тя­ми. Сто­лич­ной оп­по­зи­ции здесь то­же сим­па­ти­зи­ру­ют да­ле­ко не все. Что не­у­ди­ви­тель­но, ведь глав­ные граж­да­нс­кие про­те­ст­ные дви­же­ния – от за­щит­ни­ков дет­са­дов до не­сог­лас­ных с ввоз­ны­ми пош­ли­на­ми ав­то­мо­би­лис­тов – воз­ник­ли сна­ча­ла в Си­би­ри и на Даль­нем Вос­то­ке, ког­да в Моск­ве их ана­ло­гов не­ред­ко прос­то не бы­ло.

Но­во­си­бирск – го­род вы­со­кой по­ли­ти­чес­кой куль­ту­ры. На шест­вии «За чест­ные вы­бо­ры» здесь бы­ла от­дель­ная «Си­би­рс­кая ко­лон­на» с бе­ло-зе­ле­ны­ми си­би­рс­ки­ми фла­га­ми и ло­зун­гом, по­за­и­м­ство­ван­ным у бас­ков: «Де­мок­ра­тия – это пра­во на­ро­да на са­мо­оп­ре­де­ле­ние». Пра­во граж­дан на ми­тин­ги и шест­вия здесь отс­та­и­ва­ли нес­коль­ко лет, и вот уже два го­да, как по­ли­ция не раз­го­ня­ет да­же не­са­нк­ци­о­ни­ро­ван­ные ак­ции (а прос­то бли­же к кон­цу веж­ли­во про­сит ор­га­ни­за­то­ров са­мих до­е­хать до от­де­ле­ния), не го­во­ря уже о при­выч­ном в Моск­ве «вин­ти­ло­ве».

На де­кабрьс­ких вы­бо­рах в Гос­ду­му, ког­да боль­ши­н­ство моск­ви­чей уз­на­ва­ло о ка­ру­се­лях и вбро­сах толь­ко из ре­пор­та­жей, поч­ти все участ­ки в Но­во­си­би­рс­ке бы­ли «зак­ры­ты» наб­лю­да­те­ля­ми и чле­на­ми УИ­Ков от оп­по­зи­ци­он­ных пар­тий. На пре­зи­де­н­тских вы­бо­рах наб­лю­да­ло чуть мень­ше лю­дей, но так же стро­го. Бо­лее то­го, ес­ли бюд­жет­ни­ков пы­та­лись зас­та­вить про­го­ло­со­вать за оп­ре­де­лен­но­го кан­ди­да­та, те со злос­ти кля­лись про­го­ло­со­вать за лю­бо­го дру­го­го, так что чи­нов­ни­ки на мес­тах, пы­тав­ши­е­ся вклю­чить ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный ре­сурс, по­лу­ча­ли на­го­няй от по­лит­тех­но­ло­гов.

«При этом на нас не об­ра­ща­ют вни­ма­ния, счи­тая людь­ми вто­ро­го сор­та»,– в го­ло­се по­ли­ти­чес­ко­го обоз­ре­ва­те­ля ин­тер­нет-из­да­ния «Тай­га.ин­фо» Алек­сея Ма­зу­ра зву­чит не оби­да, а удив­ле­ние опыт­но­го че­ло­ве­ка. Он при­во­дит в при­мер про­те­ст­ное дви­же­ние ав­то­мо­би­лис­тов. В Моск­ве жи­вет один из его чле­нов Вя­чес­лав Лы­са­ков, «ко­то­рый поль­зо­вал­ся край­не низ­ким до­ве­ри­ем в дви­же­нии «За пра­вый руль»«. Но из-за дос­туп­нос­ти Лы­са­ко­ва для ком­мен­та­ри­ев все мос­ко­вс­кие жур­на­лис­ты бра­ли ин­тервью по те­ме у не­го. В ре­зуль­та­те воз­ник­ло впе­чат­ле­ние, что он гла­ва дви­же­ния. Ког­да же ре­ги­о­наль­ные от­де­ле­ния об­ра­зо­ва­ли силь­ную Фе­де­ра­цию ав­тов­ла­дель­цев Рос­сии (ФАР), Лы­са­ков ос­тал­ся не у дел, но мос­ко­вс­кие СМИ это­го не за­ме­ти­ли и еще дол­гое вре­мя про­дол­жа­ли «ве­ли­чать ко­ро­ля». В это вре­мя пре­зи­ден­том ФАР стал Сер­гей Ка­на­ев из Но­во­куз­нец­ка, а од­ни­ми из са­мых силь­ных предс­та­ви­тельств – при­мо­рс­кое с ко­ор­ди­на­то­ром Анас­та­си­ей За­го­руй­ко и ал­тайс­кое во гла­ве с Вик­то­ром Кле­пи­ко­вым.



НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2021 belkin.tmweb.ru. Все права защищены.
Сейчас 3869 гостей онлайн