Печать

Что есть Россия!
М.Ю. Байдаков, С.Н. Белкин

Специально для портала devec.ru

Михаил Юрьевич Байдаков – издатель альманаха «Развитие и экономика», председатель правления «Миллениум Банка», президент Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного
Сергей Николаевич Белкин – главный редактор альманаха и портала «Развитие и экономика»

Мир вошел в состояние стремительных и фундаментальных трансформаций. Воссоединение Крыма с Россией – один из эпизодов начавшегося процесса изменения политической карты мира. Движущих сил у этого процесса несколько. С одной стороны, это неизбывная алчность мировой финансово-экономической диктатуры, усилившаяся вследствие осознания приближающейся катастрофы принятой ими парадигмы существования, с другой стороны, это естественное политико-экономическое сопротивление объектов глобализации «по-американски». Есть и третья сила – это сила духовного отторжения навязанных правил игры, по которым следует отказаться от собственных традиций, ценностей, от представлений о добре и зле, от нравственных основ и ориентиров самостоятельного развития. Это не только сила отторжения, но и сила духовного самостояния, сила этического выбора собственного пути.

Россия, русский народ на протяжении всей своей тысячелетней истории находились в поиске содержания и формы общества справедливости. Это постулат, это не то, что следует доказывать. Таково наше ощущение дел, совершенных нашими предками во всем множестве поколений. Это, если угодно, вариант человеческого разумения «замысла Божьего о русском народе». Все что было в русской истории – принятие христианства, укрупнение и усиление государства, иго и борьба с ним, осознание себя Третьим Римом, Смута и ее преодоление, созидание империи от Петра Первого до Николая Второго, социалистическая революция и советское строительство, отказ от роли религии и Церкви, а затем отказ и от коммунистической системы, погружение в хаос 90-х, обретение религии – это сложный путь поиска народом справедливости. Россия – как метафизическая сущность – всегда, какими бы зигзагами ни была искривлена ее дорога, искала Правды. И выбор, который в своем сердце осуществлял русский народ – то воздвигая, то низвергая кумиров, то принимая, то отвергая доктрины, – был нравственным по своей метафизической сути. Это важно понимать: не выбором экономической выгоды или иного превосходства, а выбором этическим. То, что он иногда оказывался ошибочным, – другое дело, но свой выбор народ осуществлял в пространстве морали, веря тем, которые умели находить отклик в сердцах.

Очень часто в прошлом и, с очевидностью, сейчас наши «элиты» стремятся к отказу от этических ценностей: честный труд перестал быть мерилом успеха, нравственное поведение не является образцом для подражания… И за спиной у нас, у России – целая армия «скелетов в шкафу»: не просто разрушение СССР, но целенаправленное размывание нравственной матрицы народа, разделение многих народов, русского в первую очередь, без должной моральной оценки содеянного, неправедная приватизация, оперирование коррупционным аппаратом власти, деморализация общества посредством СМИ, демонтаж системы образования, навязывание чуждых норм поведения и т.д.

В том, как протекает процесс взаимодействия тысяч факторов, вовлеченных в таинство соединения и расхождения земель и народов, многое сокрыто и непонятно. Однако мы оцениваем и измеряем события на Украине тем единственным инструментом, который у нас есть «от природы» и которому мы доверяем, – нашей совестью. Мы приветствуем воссоединение Крыма с Россией, потому что это отвечает нашему чувству справедливости. Той справедливости, которая определяется сердцем. Про которую по-русски говорят – «по совести». А не по той лишь справедливости, которую переводят на английский как justice и которая по сути своей и есть юстиция, право, законность. Конечно, и мы внимательно читаем оценки происходящего с точки зрения международного права, истории, экономики, геополитики и всего прочего. При этом – как почти всегда бывает в сфере гуманитарного знания – находятся аргументы для оправдания любых суждений.

К власти на Украине пришли неонацисты, проводящие в жизнь политику превосходства одних над другими по этническому, этнокультурному признаку. Любая система взглядов, в основе которой лежит постулат о «естественном превосходстве» одной части людей над другой, есть фашизм. И неважно, идет ли речь об этническом различии, отличии религиозном, классовом, имущественном. Или, как у наших «системных оппозиционеров», поделивших общество на «мы» и «они». Мы – «дельфины», они – «анчоусы», мы – «пчелы», они – «мухи». Такой подход и есть фашизм. Нет в этом смысле отличий: «немцы превыше всего» или «сислибы превыше всего». Главное, что «мы» – сверху, а «они» – снизу. Поэтому не надо удивляться тому, что наши «белоленточники» так дружно поддерживают фашистов Майдана: они сшиты по одной этической мерке. По той же мерке сшита мораль лидеров США и Евросоюза – ставленников мирового олигархата,  поддерживающих расширение – нет, не НАТО, а влияния своей морали на Восток, усиление ее разлагающего воздействия в России.

Мы – и миллионы других людей не только в России, но и во всем мире – сшиты по другим этическим меркам, придерживаемся другой морали, иначе видим, что есть добро, а что – зло. Мы за воссоединение крымчан с Россией, потому что это правильно. Мы не рассматриваем ситуацию так, как ее пытаются расчертить иные: выгодно «присоединить Крым» или невыгодно. Вся здоровая часть России бескорыстно и радостно не только выходила на митинги «в поддержку Крыма», но и в массовом порядке готова оказать помощь и терпеть последствия от разного рода санкций. Потому что – наше дело правое!

Россия своей политикой в отношении крымчан, кажется, возвращает саму себя себе самой и призывает других к нравственному измерению политики, экономики, стратегии развития. Россия – ее политический лидер и поддержавший его народ – действуют не ради наживы, грабежа, захвата рынков, ресурсов и т.п., а из нравственных побуждений. Что же это за нравственные побуждения? Да все о те же, давно известные: чувство справедливости, коллективизма, солидарности, чувство морального долга перед близкими по духу людьми, чувство общности языка, культуры, чувство общности исторической судьбы, чувство общего метафизического предназначения. То есть именно эти мотивации – с очевидностью проявленные большинством народов России – двигают людьми, их эмоциями, состраданием и реальными простыми действиями, среди которых сбор пожертвований, продуктов, одежды, готовность ехать на защиту и т.п. Всё это – проявление духовных ценностей нашего народа, а не поиск материальной выгоды. Объяснить это тем, которые исповедуют принцип «отчего же ты бедный, если ты умный» – невозможно, но сказать об этом – нужно. Объяснить это нашей «либеральной интеллигенции» тоже невозможно. Она злобна, примитивна. В ее эмоционально-психологическом арсенале другой – усеченный – набор инстинктов: алчность, доминирование, потребление. Но обозначить наши отличия – надо!

К сожалению, пока проблема морального авторитета остается нерешенной и в мире, и в России. Нет страны, которую мир воспринимал бы в качестве морального авторитета. Это место вакантно. Может ли Россия стать мировым моральным авторитетом? Теоретически – да. Потому что большинство народа действительно несет в своем нравственном и культурном коде те качества, которые формируют представления о справедливости и стремление к ней. Но практически России до этого еще надо дорасти: моральный субъект в России пока отсутствует. Путин поставил ногу на первую ступень самой прочной в мире лестницы, ведущей к царству справедливости: он совершил правильный моральный выбор, откликнувшись на зов большинства народа. В его руках сегодня оружие непобедимой силы – то самое, о котором Александр Невский сказал: «Не в силе Бог, а в правде». Но осознает ли он это во всей полноте и глубине? Будет ли он двигаться по этой «лествице» дальше?

У России появился исключительной важности шанс перевести весь дискурс «об Украине» – более того, дискурс о парадигме мирового развития – в пространство морали. Для этого надо прежде всего сказать: мы помогаем народу Крыма, потому что так нам велит наш нравственный долг. Без акцентирования экскурсов в исторические и правовые прецеденты, без поисков этнокультурных оснований – всё это на втором месте по значимости и приводит лишь к бесплодным дискуссиям людей, говорящих на разных языках, придерживающихся разных этических оснований. Россия – исходя из осознания присущей большинству нашего народа системы нравственности – реализует на практике глубинные принципы своей внутренней и внешней политики, в которой именно в этических категориях отражены базовые ценности народа.

Нравственная позиция по отношению к событиям на Украине – это, по сути, лишь первый серьезный поступок такого рода. Работы по нравственному очищению еще очень много, и делать ее только начинают. Если политика России действительно обопрется на подлинную моральную потребность большинства народа, это станет фактом исторического значения. К сожалению, до сих пор в новейшей истории наша политика опиралась на инстинкты совсем другой ее части … Хочется верить, что произошел или происходит фазовый переход, перемена оснований политики и стратегии России, ее Преображение. Если это на самом деле так, Россия сможет претендовать на роль лидера мировой справедливости и с полным правом обратиться к тем, которые не забыли ценности гуманизма и подлинной справедливости и не отказались от них. И тем самым, по факту, оказаться в центре морального измерения мировой политики.