Пятница, 22 Сентября, 2017
   
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

Что есть Россия!
М.Ю. Байдаков, С.Н. Белкин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №9

Михаил Юрьевич Байдаков – издатель альманаха «Развитие и экономика», председатель правления «Миллениум Банка», президент Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного
Сергей Николаевич Белкин – главный редактор альманаха и портала «Развитие и экономика»

Мир вошел в состояние стремительных и фундаментальных трансформаций. Воссоединение Крыма с Россией – один из эпизодов начавшегося процесса изменения политической карты мира. Движущих сил у этого процесса несколько. С одной стороны, это неизбывная алчность мировой финансово-экономической диктатуры, усилившаяся вследствие осознания приближающейся катастрофы принятой ими парадигмы существования, с другой стороны, это естественное политико-экономическое сопротивление объектов глобализации «по-американски». Есть и третья сила – это сила духовного отторжения навязанных правил игры, по которым следует отказаться от собственных традиций, ценностей, от представлений о добре и зле, от нравственных основ и ориентиров самостоятельного развития. Это не только сила отторжения, но и сила духовного самостояния, сила этического выбора собственного пути.

Россия, русский народ на протяжении всей своей тысячелетней истории находились в поиске содержания и формы общества справедливости. Это постулат, это не то, что следует доказывать. Таково наше ощущение дел, совершенных нашими предками во всем множестве поколений. Это, если угодно, вариант человеческого разумения «замысла Божьего о русском народе». Все что было в русской истории – принятие христианства, укрупнение и усиление государства, иго и борьба с ним, осознание себя Третьим Римом, Смута и ее преодоление, созидание империи от Петра Первого до Николая Второго, социалистическая революция и советское строительство, отказ от роли религии и Церкви, а затем отказ и от коммунистической системы, погружение в хаос 90-х, обретение религии – это сложный путь поиска народом справедливости. Россия – как метафизическая сущность – всегда, какими бы зигзагами ни была искривлена ее дорога, искала Правды. И выбор, который в своем сердце осуществлял русский народ – то воздвигая, то низвергая кумиров, то принимая, то отвергая доктрины, – был нравственным по своей метафизической сути. Это важно понимать: не выбором экономической выгоды или иного превосходства, а выбором этическим. То, что он иногда оказывался ошибочным, – другое дело, но свой выбор народ осуществлял в пространстве морали, веря тем, которые умели находить отклик в сердцах.

Очень часто в прошлом и, с очевидностью, сейчас наши «элиты» стремятся к отказу от этических ценностей: честный труд перестал быть мерилом успеха, нравственное поведение не является образцом для подражания… И за спиной у нас, у России – целая армия «скелетов в шкафу»: не просто разрушение СССР, но целенаправленное размывание нравственной матрицы народа, разделение многих народов, русского в первую очередь, без должной моральной оценки содеянного, неправедная приватизация, оперирование коррупционным аппаратом власти, деморализация общества посредством СМИ, демонтаж системы образования, навязывание чуждых норм поведения и т.д.

В том, как протекает процесс взаимодействия тысяч факторов, вовлеченных в таинство соединения и расхождения земель и народов, многое сокрыто и непонятно. Однако мы оцениваем и измеряем события на Украине тем единственным инструментом, который у нас есть «от природы» и которому мы доверяем, – нашей совестью. Мы приветствуем воссоединение Крыма с Россией, потому что это отвечает нашему чувству справедливости. Той справедливости, которая определяется сердцем. Про которую по-русски говорят – «по совести». А не по той лишь справедливости, которую переводят на английский как justice и которая по сути своей и есть юстиция, право, законность. Конечно, и мы внимательно читаем оценки происходящего с точки зрения международного права, истории, экономики, геополитики и всего прочего. При этом – как почти всегда бывает в сфере гуманитарного знания – находятся аргументы для оправдания любых суждений.

К власти на Украине пришли неонацисты, проводящие в жизнь политику превосходства одних над другими по этническому, этнокультурному признаку. Любая система взглядов, в основе которой лежит постулат о «естественном превосходстве» одной части людей над другой, есть фашизм. И неважно, идет ли речь об этническом различии, отличии религиозном, классовом, имущественном. Или, как у наших «системных оппозиционеров», поделивших общество на «мы» и «они». Мы – «дельфины», они – «анчоусы», мы – «пчелы», они – «мухи». Такой подход и есть фашизм. Нет в этом смысле отличий: «немцы превыше всего» или «сислибы превыше всего». Главное, что «мы» – сверху, а «они» – снизу. Поэтому не надо удивляться тому, что наши «белоленточники» так дружно поддерживают фашистов Майдана: они сшиты по одной этической мерке. По той же мерке сшита мораль лидеров США и Евросоюза – ставленников мирового олигархата,  поддерживающих расширение – нет, не НАТО, а влияния своей морали на Восток, усиление ее разлагающего воздействия в России.

Мы – и миллионы других людей не только в России, но и во всем мире – сшиты по другим этическим меркам, придерживаемся другой морали, иначе видим, что есть добро, а что – зло. Мы за воссоединение крымчан с Россией, потому что это правильно. Мы не рассматриваем ситуацию так, как ее пытаются расчертить иные: выгодно «присоединить Крым» или невыгодно. Вся здоровая часть России бескорыстно и радостно не только выходила на митинги «в поддержку Крыма», но и в массовом порядке готова оказать помощь и терпеть последствия от разного рода санкций. Потому что – наше дело правое!

Россия своей политикой в отношении крымчан, кажется, возвращает саму себя себе самой и призывает других к нравственному измерению политики, экономики, стратегии развития. Россия – ее политический лидер и поддержавший его народ – действуют не ради наживы, грабежа, захвата рынков, ресурсов и т.п., а из нравственных побуждений. Что же это за нравственные побуждения? Да все о те же, давно известные: чувство справедливости, коллективизма, солидарности, чувство морального долга перед близкими по духу людьми, чувство общности языка, культуры, чувство общности исторической судьбы, чувство общего метафизического предназначения. То есть именно эти мотивации – с очевидностью проявленные большинством народов России – двигают людьми, их эмоциями, состраданием и реальными простыми действиями, среди которых сбор пожертвований, продуктов, одежды, готовность ехать на защиту и т.п. Всё это – проявление духовных ценностей нашего народа, а не поиск материальной выгоды. Объяснить это тем, которые исповедуют принцип «отчего же ты бедный, если ты умный» – невозможно, но сказать об этом – нужно. Объяснить это нашей «либеральной интеллигенции» тоже невозможно. Она злобна, примитивна. В ее эмоционально-психологическом арсенале другой – усеченный – набор инстинктов: алчность, доминирование, потребление. Но обозначить наши отличия – надо!

К сожалению, пока проблема морального авторитета остается нерешенной и в мире, и в России. Нет страны, которую мир воспринимал бы в качестве морального авторитета. Это место вакантно. Может ли Россия стать мировым моральным авторитетом? Теоретически – да. Потому что большинство народа действительно несет в своем нравственном и культурном коде те качества, которые формируют представления о справедливости и стремление к ней. Но практически России до этого еще надо дорасти: моральный субъект в России пока отсутствует. Путин поставил ногу на первую ступень самой прочной в мире лестницы, ведущей к царству справедливости: он совершил правильный моральный выбор, откликнувшись на зов большинства народа. В его руках сегодня оружие непобедимой силы – то самое, о котором Александр Невский сказал: «Не в силе Бог, а в правде». Но осознает ли он это во всей полноте и глубине? Будет ли он двигаться по этой «лествице» дальше?

У России появился исключительной важности шанс перевести весь дискурс «об Украине» – более того, дискурс о парадигме мирового развития – в пространство морали. Для этого надо прежде всего сказать: мы помогаем народу Крыма, потому что так нам велит наш нравственный долг. Без акцентирования экскурсов в исторические и правовые прецеденты, без поисков этнокультурных оснований – всё это на втором месте по значимости и приводит лишь к бесплодным дискуссиям людей, говорящих на разных языках, придерживающихся разных этических оснований. Россия – исходя из осознания присущей большинству нашего народа системы нравственности – реализует на практике глубинные принципы своей внутренней и внешней политики, в которой именно в этических категориях отражены базовые ценности народа.

Нравственная позиция по отношению к событиям на Украине – это, по сути, лишь первый серьезный поступок такого рода. Работы по нравственному очищению еще очень много, и делать ее только начинают. Если политика России действительно обопрется на подлинную моральную потребность большинства народа, это станет фактом исторического значения. К сожалению, до сих пор в новейшей истории наша политика опиралась на инстинкты совсем другой ее части … Хочется верить, что произошел или происходит фазовый переход, перемена оснований политики и стратегии России, ее Преображение. Если это на самом деле так, Россия сможет претендовать на роль лидера мировой справедливости и с полным правом обратиться к тем, которые не забыли ценности гуманизма и подлинной справедливости и не отказались от них. И тем самым, по факту, оказаться в центре морального измерения мировой политики.
Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 593 гостей онлайн