Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

Не трудно заметить, что все предложенные рабочей группой РСМД пункты затрагивают проблемы евроатлантической безопасности и, следовательно, не могут решаться без участия американцев. Собственно только в рамках двухсторонних отношений России и ЕС все перечисленные проблемы не могут быть решены. Между тем, не трудно заметить, что в рабочей группе РСМД эксперты от США уровня экс-министров вообще не присутствуют. В ней вообще нет американцев. Без конкретной адресации американцам предлагаемая программа РСМД по строительству "Большой Европы" приобретает свойство абстрактных пожеланий. Формирование принципиально новой системы евроатлантической безопасности - "неделимой и равной для всех" без принципиального решения американцев невозможно! Именно поэтому за прошедшие 20 лет после крушения Советского Союза новая система безопасности так и не была создана, а нормы и правила холодной войны остаются на Европейском континенте практическим руководством к действию. Именно подобная система евроатлантической безопасности по-американски является главным средством контроля США за их американскими союзниками. Очевидно, что здесь мы подошли к иному альтернативному видению Западом проблемы "Большой Европы". И здесь существенна именно геополитическая концепция "Большой Европы" в версии США.

Европа рассматривается американцами как геополитический плацдарм США на Евразийском континенте. Расширение Европы на восток связано вовсе не со стремлением поднять означенную периферию до собственного уровня, а как средство закрепления геополитического успеха начала 90-х годов в Евразии. Гарантии безопасности, предоставляемые США Европе в виде НАТО, означают, что "любое расширение пределов Европы автоматически становится также расширением границ прямого американского влияния" (Бжезинский). При этом Европа в одиночку не в состоянии справиться с расширением на пространство бывшего СССР. Процесс требует обязательного участия в нем США и доверительного сотрудничества Вашингтона и Берлина. Американцам и находящимся под их эгидой европейцам важно окончательно преодолеть "Европу Ялты" при том условии, что возвращение к "Европе Версаля" не состоится.

США в своей концепции "Большой Европы" допускают участие России, но только в качестве младшего партнера на пространстве Евразии. При этом на Западе полагают, что "имперская Россия" не может быть "демократической". Этот основной посыл затушевывается высокопарной риторикой о партнерстве. В рамках подобного видения программы "Большой Европы" России предлагается единственный геополитический выбор - это беспрекословно признавать любое расширение на пространство бывшего СССР именно "трансатлантической" Европы - военно-политической комбинации под эгидой США, ЕС и НАТО. По итогам подобного процесса расширения, России обещают возможность трансформации и модернизации ее общества. До последнего момента процесс выглядел, как расширение Европы, за которым во втором эшелоне шло НАТО. В комплексе это и следует именовать "трансатлантической Европой". Проект трансатлантической зоны свободной торговли, будь он запущен в 2015 году, является развитием проекта "трансатлантической Европы". После 1991 года России, вернее тому, что от нее осталось или еще останется в будущем, Запад предлагает стать в отношениях с Европой аналогом кемалистской Турции.

В украинский кризис Россия поставлена перед явной дилеммой: внятно отречься от своего имперского прошлого, со всеми вытекающими из этого последствиями и беспрекословно без какой-либо двусмысленности признать расширение на Восток "трансатлантической Европы". От России требуют признания "плюрализма" на просторах Евразии для геополитики Запада.

Запад, на самом деле, видит дилемму для Украины не в постановке вопроса "или-или", а в определении "самой Украиной" "желает" ли она расширения на свою территорию ЕС и НАТО. И, если Украина в действительности не желает, то она в трактовке Запада все равно этого "желает". Здесь надо уяснить, что, на самом деле, "трансатлантической Европе" не нужна на востоке интеграция. Ей нужна контролируемая периферия. Поэтому в случае с Украиной речь не идет о вступлении этой страны в Евросоюз. Опыт последних двадцати лет однозначно свидетельствует, что даже прием в ЕС не гарантирует, как свидетельствует Прибалтика, равноценной интеграции. На практике в последнем случае речь идет именно о формировании периферии и использовании центром ресурсов этой периферии, в частности, людских. Поэтому предлагаемое Россией объединение технологического, ресурсного и людского потенциалов ЕС и ЕАЭС изначально неинтересно евроатлантической Европе. От России ждут беспрекословного признания процесса расширения, как "собственного решения" "стать законной частью большой Европы". Для России - это предоставляемая США "дилемма единственной альтернативы".

Россия последнее десятилетие в рамках собственного понимания концепции "Большой Европы" продвигает программу безвизового режима краткосрочных поездок для граждан России и ЕС. Переход на безвизовый режим сулит Европе существенные выгоды, в том числе, материальные, означающие десятки миллиардов евро от российских граждан через сферу туризма. Однако это не является действенным стимулом для европейцев. Как продемонстрировал украинский кризис, именно визовый рычаг оказался первым озвученным возможным инструментом против строптивых представителей украинской элиты, отвергших политику продвижения интересов ЕС и евроатлантической Европы. В свете происшедшего в этой сфере в Киеве можно с большой уверенностью ожидать, что Европейская комиссия будет находить все новые и новые предлоги для оттягивания решения вопроса, вплоть до самых экзотичных. В частности, в последнем докладе ЕС о выполнении Россией перечня совместных шагов по переходу к безвизовому режиму отмечен факт наличия у России "дискриминационного законодательства", что, по мнению Европейской комиссии, создает угрозу безопасности передвижения по России лиц нетрадиционной сексуальной ориентации.

Ценностный аспект обязывает институты Евросоюза акцентировать внимание именно на ценностных расхождениях с Россией. "Ценности" важны для Европы как единственно возможное средство общеевропейской идентичности, скрепляющее национальные идентичности европейцев. Европа не может стать супернациональным государством. С другой стороны, именно "общие ценности" гарантируют тот самый американский контроль над европейцами, как средство противодействия местному соблазну суверенитета, национализма и политического экстремизма, известного в его крайних формах проявления в Европе ХХ века.

В проекте рабочей группы РСМД подчеркивается, что строительство "Большой Европы" должно проходить на основе углубления торговых и инвестиционных связей. Но при этом признается, что торговые отношения между РФ и ЕС остаются асимметричными. Одна сторона (Европа) имеет преимущества доступа к капиталу и технологиям. "Другие [т. е. Россия] нуждаются в технологическом обновлении и в массированных инвестициях в инфраструктуру, а в обмен могут предложить сырьевые товары, доступ к квалифицированной рабочей силе и потенциально крупному дополнительному рынку для европейских товаров и услуг". Здесь только заметим, что Европа не имеет ни малейшего интереса к "доступу к квалифицированной рабочей силе" России, каковой в их представлении не существует. Энергоносители являются основой товарооборота России с ЕС. Но Европа для "обеспечения национальной энергетической безопасности" на этом направлении заинтересована в снижении подобной зависимости от России. РСМД полагает, что для "строительства Большой Европы" "необходимы долгосрочные меры по расширению экономического взаимодействия ЕС и России. Они должны быть направлены на снижение зависимости России от доходов от экспорта энергоресурсов и диверсификацию поставок энергоносителей в ЕС для снижения его зависимости от российских поставок. Эти меры будут способствовать развитию более стабильных и деполитизированных отношений". Однако осуществление подобного рода мер, на практике означающий разворот части российского потока энергоносителей на производства импортозамещающей продукции, будет способствовать не сближению рынков ЕС и ЕАЭС, а их дистанцированию друг от друга. Вместе с тем, снижение энергетической зависимости от России может быть достигнуто Европой другим более эффективным методом - "демократической трансформацией" самой России, которая приведет к полному контролю ТНК Запада над добычей и транспортировкой этих энергоресурсов. Подобное решение и означает осуществление в экономической области проекта "Большой Европы" по-американски.

Проект "Большой Европы" по-российский был хорош для периода лавирования в отношениях с Западом. Но он никуда не годится в случае прямой конфронтации с трансатлантической Европой, поскольку легко может быть трансформирован идеологически в проект "Большой Европы" по-американски.

(1) Лавров Сергей. В понимании ЕС и США "свободный" выбор за украинцев уже сделан // http://www.kommersant.ru/doc/2406796?isSearch=True

(2) http://www.kremlin.ru/news/20113

(3) Пришло время для строительства Большой Европы // http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3054

Источник:

www.regnum.ru

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS