Печать


Исламистская контрреволюция 2.0
Александр Игнатенко

Александр Александрович Игнатенко – президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России

 

Ес­ли мы изу­чим ви­де­ох­ро­ни­ку и фо­тог­ра­фии на­силь­ствен­ных ак­ций пос­лед­не­го вре­ме­ни в арабс­ких стра­нах (и не толь­ко там), нап­ри­мер штурм по­соль­ства США в Ка­и­ре в сен­тяб­ре с.г., то за­ме­тим од­ну важ­ную де­таль. Над тол­па­ми раз­ве­ва­ет­ся чер­ное зна­мя, ко­то­рое два-три го­да на­зад ши­ро­ко не ис­поль­зо­ва­лось. В арабс­ких СМИ его на­зы­ва­ют «зна­ме­нем са­ла­фи­тов» или «зна­ме­нем Аль-Ка­и­ды». Оно слу­жит зна­ком то­го, что за эта­пом ис­ла­ми­с­тской контр­ре­во­лю­ции, осу­ще­с­твлен­ной «Брать­я­ми-му­суль­ма­на­ми», сле­ду­ет этап, глав­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной си­лой ко­то­ро­го выс­ту­па­ют еще бо­лее кон­сер­ва­тив­ные си­лы.

Ра­ди­каль­нее ра­ди­ка­лов

В хо­де арабс­кой вес­ны на аванс­це­ну по­ли­ти­чес­кой жиз­ни выд­ви­ну­лись ис­ла­мис­ты двух ти­пов. Есть от­но­си­тель­но уме­рен­ные: в Егип­те и Си­рии – «Братья-му­суль­ма­не», ко­то­рые в Йе­ме­не на­зы­ва­ют­ся «Аль-Ис­лах», или «Ре­фор­ма», в Иор­да­нии – «Ор­га­ни­за­ция ис­ла­мс­ко­го действия» (Му­наз­за­ма аль-амаль аль-ис­ла­ми), в Ту­ни­се – «Ан-Нах­да», или «Воз­рож­де­ние», в сек­то­ре Га­за – ХА­МАС и т.д. Уме­рен­ны­ми «Братья-му­суль­ма­не» мо­гут счи­тать­ся по срав­не­нию с бо­лее ра­ди­каль­ны­ми са­ла­фи­та­ми. До арабс­кой вес­ны вес, роль и зна­че­ние пос­лед­них в по­ли­ти­чес­кой жиз­ни арабс­ко­го ми­ра це­ле­нап­рав­лен­но и де­я­тель­но за­ни­жа­лись пра­вя­щи­ми груп­па­ми. Они под­вер­га­лись го­не­ни­ям как чле­ны экстре­ми­с­тских и тер­ро­рис­ти­чес­ких ор­га­ни­за­ций ти­па еги­пе­тс­ких «Ат-Так­фир ва-ль-Хидж­ра» («Об­ви­не­ние в не­ве­рии и хидж­ра»), «Ис­ла­мс­ко­го джа­ма­ата» (Аль-Джа­ма‘а аль-ис­ла­мийя), «Джи­ха­да» (Аль-Джи­хад, егип. Аль-Ги­хад) и дру­гих. Без пре­у­ве­ли­че­ния, ты­ся­чи чле­нов этих груп­пи­ро­вок на­хо­ди­лись в тюрь­мах и на ка­тор­ге. Зна­чи­тель­ное чис­ло са­ла­фи­тов (не­ко­то­рые из них бы­ли за­оч­но при­го­во­ре­ны к смерт­ной каз­ни) на­хо­ди­лись в эмиг­ра­ции, во­е­ва­ли на раз­ных фрон­тах «гло­баль­но­го джи­ха­да» – в Аф­га­нис­та­не, Бос­нии, Чеч­не, Со­ма­ли и т.д. Тем са­мым они прош­ли шко­лу «Аль-Ка­и­ды» и ус­та­но­ви­ли проч­ные свя­зи как с са­мой «Аль-Ка­и­дой», так и с раз­лич­ны­ми родствен­ны­ми груп­пи­ров­ка­ми ти­па «Та­ли­ба­на», «Ис­ла­мс­ко­го дви­же­ния Вос­точ­но­го Тур­кес­та­на», «Има­ра­та Кав­каз» и дру­гих.
В хо­де и ре­зуль­та­те арабс­кой вес­ны про­и­зош­ли две ве­щи. Во-пер­вых, из тю­рем и с ка­тор­ги си­лой, с ис­поль­зо­ва­ни­ем во­ору­жен­ных бо­е­ви­ков, бы­ли ос­во­бож­де­ны са­ла­фи­ты, осуж­ден­ные за тер­ро­рис­ти­чес­кую де­я­тель­ность. Сра­зу нуж­но от­ме­тить, что «Братья-му­суль­ма­не», нуж­дав­ши­е­ся в по­ли­ти­чес­ких со­юз­ни­ках, иг­ра­ли в этом про­цес­се ак­тив­ную роль. Ны­не по­кой­ный на­чаль­ник еги­пе­тс­кой раз­вед­ки Омар Су­лей­ман ут­ве­рж­дал, что в этих ак­ци­ях в пер­вые дни ре­во­лю­ции «25 ян­ва­ря» участ­во­ва­ли во­ору­жен­ные груп­пи­ров­ки «Брать­ев-му­суль­ман».

В кон­це ию­ля с.г. но­во­и­зб­ран­ный пре­зи­дент Му­хам­мед Мур­си, вы­хо­дец из еги­пе­тс­ких «Брать­ев-му­суль­ман», ам­нис­ти­ро­вал ос­та­вав­ших­ся в тюрь­мах 572 са­ла­фи­та, зна­чи­тель­ная часть ко­то­рых бы­ла при­го­во­ре­на к смерт­ной каз­ни или по­жиз­нен­но­му тю­рем­но­му зак­лю­че­нию за тер­ро­ризм. В Ту­ни­се пос­ле ре­во­лю­ции из тю­рем бы­ли вы­пу­ще­ны 1208 са­ла­фи­тов, на­хо­див­ших­ся там по при­го­во­рам су­дов в со­от­ве­т­ствии с за­ко­ном о про­ти­во­дей­ствии тер­ро­риз­му. В Ту­ни­се на пер­вые ро­ли в по­ли­ти­ке выд­ви­нул­ся Сай­фул­ла Ибн-аль-Ху­сайн (он же Абу-Айяд), уче­ник и пос­ле­до­ва­тель из­ве­ст­но­го аль-ка­и­до­вс­ко­го те­о­ре­ти­ка Абу-Ка­та­ды (он же Умар Мах­муд Ус­ман). До сво­е­го арес­та ту­ни­с­ски­ми влас­тя­ми в 2003 го­ду он возг­лав­лял под­ко­нт­роль­ный «Аль-Ка­и­де» ла­герь бо­е­вой под­го­тов­ки мод­жа­хе­дов из стран Маг­ри­ба на тер­ри­то­рии Аф­га­нис­та­на. Был ос­во­бож­ден из тюрь­мы в хо­де ре­во­лю­ции.

Во-вто­рых, в стра­ны арабс­кой вес­ны вер­ну­лись из-за ру­бе­жа все те, кто ук­ры­вал­ся от пра­во­су­дия. В нас­то­я­щее вре­мя к ру­ко­во­д­ству «Ис­ла­мс­ко­го джа­ма­ата» и отк­ры­той по­ли­ти­чес­кой де­я­тель­нос­ти в Егип­те вер­нул­ся Ри­фаи Ах­мад Та­ха (он же Абу-Ясир), сто­рон­ни­ки ко­то­ро­го со­вер­ши­ли в но­яб­ре 1997 го­да пе­чаль­но из­ве­ст­ный те­ракт про­тив иност­ран­ных ту­рис­тов в Лук­со­ре, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го бы­ло уби­то бо­лее 60 че­ло­век. Он же вмес­те с Уса­мой бен Ла­де­ном и Ай­ма­ном аз-За­ва­хи­ри и ря­дом дру­гих де­я­те­лей из раз­ных стран (Па­кис­тан, Банг­ла­деш) в фев­ра­ле 1998 го­да стал от­цом-ос­но­ва­те­лем «Аль-Ка­и­ды», наз­ван­ной тог­да «Все­мир­ный ис­ла­мс­кий фронт джи­ха­да про­тив иу­де­ев и крес­то­нос­цев» (Аль-Джаб­ха аль-аля­мийя аль-ис­ла­мийя ли-ль-джи­хад дидд-аль-яхуд ва-с-са­ли­бийин). В хо­де свер­же­ния Му­ам­ма­ра Кад­да­фи в Ли­вии во­ен­ным гу­бер­на­то­ром (гла­вой Во­ен­но­го со­ве­та) Три­по­ли стал Аб­дель-Ха­ким Бель­хадж, возг­лав­ляв­ший ра­нее «Ли­вийс­кую ис­ла­мс­кую бо­е­вую груп­пу» (Аль-Джа­ма‘а аль-ли­бийя аль-ис­ла­мийя аль-му­ка­ти­ля). В 80-х го­дах прош­ло­го ве­ка он во­е­вал в Аф­га­нис­та­не под ко­ман­до­ва­ни­ем Уса­мы бен Ла­де­на.

На тер­ри­то­ри­ях арабс­ких стран бы­ли соз­да­ны (или вос­соз­да­ны) ло­каль­ные фи­ли­а­лы «Аль-Ка­и­ды» под но­вы­ми наз­ва­ни­я­ми – «Сто­рон­ни­ки ша­ри­а­та» (Ан­сар аш-ша­ри‘а) в Ли­вии, Ту­ни­се и Йе­ме­не, «Сто­рон­ни­ки ре­ли­гии» (Ан­сар ад-дин) на сты­ке Ма­ли, Ли­вии и Ал­жи­ра, «Еди­но­бо­жие и джи­хад» (Ат-Та­у­хид ва-ль-джи­хад) в Се­ве­ро-За­пад­ной Аф­ри­ке и т.п.
Са­ла­фи­ты – мощ­ная во­ен­но-по­ли­ти­чес­кая си­ла. В мае с.г. в ту­ни­с­ском Кей­ру­а­не про­шел сво­е­го ро­да смотр са­ла­фи­тов из «Сто­рон­ни­ков ша­ри­а­та». 10 тыс. че­ло­век кри­ча­ли: «Оба­ма, Оба­ма! Мы все – Уса­ма!», тем са­мым подт­ве­рж­дая свою при­над­леж­ность к «Аль-Ка­и­де», ко­то­рая бы­ла обоз­на­че­на мно­же­ст­вом зна­мен этой груп­пи­ров­ки. И это – в Ту­ни­се, стра­не от­но­си­тель­но не­боль­шой и с силь­ны­ми светс­ки­ми тра­ди­ци­я­ми! Са­ла­фи­тов на­вер­ня­ка сот­ни ты­сяч в Егип­те (на вы­бо­рах в не­сос­то­яв­ший­ся еги­пе­тс­кий пар­ла­мент са­ла­фи­ты по­лу­чи­ли при­мер­но 20% мест), мил­ли­о­ны по все­му арабс­ко­му и ис­ла­мс­ко­му ми­ру.

Та­ким об­ра­зом, од­ним из по­боч­ных ре­зуль­та­тов арабс­кой вес­ны ста­ло воз­ник­но­ве­ние «Но­вой Аль-Ка­и­ды» – раз­ве­тв­лен­ной се­ти са­ла­фи­тс­ких груп­пи­ро­вок, ко­то­рая предс­тав­ля­ет со­бой ре­зерв ис­ла­ми­с­тско­го ин­тер­на­ци­о­на­ла. Этот ре­зерв очень лег­ко и быст­ро мож­но мо­би­ли­зо­вать и во­ору­жить (сей­час для это­го в ос­нов­ном ис­поль­зу­ет­ся ору­жие, ос­тав­ше­еся в Ли­вии пос­ле Кад­да­фи; пос­ту­па­ет ин­фор­ма­ция о пе­рех­ва­те конт­ра­ба­нд­ных ка­ра­ва­нов с ору­жи­ем, иду­щих в Ту­нис и Еги­пет; в Си­рию оно пос­ту­па­ет че­рез Ли­ван и Тур­цию) и нап­ра­вить на но­вые фрон­ты «гло­баль­но­го джи­ха­да» в арабс­ком (и не толь­ко) ми­ре. Как это сей­час про­ис­хо­дит в Си­рии, где, по све­де­ни­ям AFP, пе­ре­дан­ным Euronews, во­ю­ют 6 тыс. бо­е­ви­ков «Аль-Ка­и­ды». Это са­ла­фи­ты из Ли­вии, Егип­та, Ира­ка, Ту­ни­са, Ли­ва­на, Ма­рок­ко, Иор­да­нии, Йе­ме­на, Са­у­до­вс­кой Ара­вии, Па­кис­та­на, боль­шое чис­ло па­лес­ти­нс­ких бе­жен­цев. В ря­дах иност­ран­ных бо­е­ви­ков так­же 300 че­чен­цев, прав­да, они не из Рос­сии, а из Тур­ции.


 

Ев­ро­пейс­кий ре­зерв «Аль-Ка­и­ды»

В стра­нах, где му­суль­ма­не яв­ля­ют­ся мень­ши­н­ством, или в му­суль­ма­нс­ких стра­нах, где са­ла­фи­ты не яв­ля­ют­ся гос­по­д­ству­ю­щей ре­ли­ги­оз­но-по­ли­ти­чес­кой си­лой, пос­лед­ние объ­е­ди­ня­ют­ся в уни­фи­ци­ро­ван­ные се­те­вые груп­пи­ров­ки с ис­поль­зо­ва­ни­ем Ин­тер­не­та и со­ци­аль­ных се­тей. Связь с гло­баль­ной са­ла­фи­тс­кой сетью про­яв­ля­ет­ся в соз­на­тель­ной и це­ле­нап­рав­лен­ной ав­то­мар­ки­ров­ке этих групп: в ис­поль­зо­ва­нии «зна­ме­ни са­ла­фи­тов», о ко­то­ром го­во­ри­лось вы­ше, как во вре­мя по­ли­ти­чес­ких ак­ций (ми­тин­гов, шест­вий и т.п.), так и в сим­во­ли­ке и эмб­ле­ма­ти­ке (в «шап­ках» сай­тов и пуб­ли­ку­е­мых за­яв­ле­ний и т.п.). В раз­ных стра­нах ми­ра есть са­ла­фи­тс­кие груп­пи­ров­ки, наз­ва­ние (и од­нов­ре­мен­но – ад­рес в Ин­тер­не­те) ко­то­рых пост­ро­е­но с ис­поль­зо­ва­ни­ем вы­ра­же­ния Shariah4 («Ша­ри­ат для…»): Sharia4spain, Sharia4belgium, Sharia4EU, Shariah4america, Sharia4france, Shariah4holland, Shariah4hind (Ин­дия), Sharia4pakistan и да­же Sharia4tanjungbalai (ост­ров Ба­ли, Ин­до­не­зия). Там, где в си­лу ка­ких-то обс­то­я­тельств не­воз­мож­но ис­поль­зо­ва­ние это­го наз­ва­ния, в хо­ду дру­гие: Islam4UK (Ве­ли­коб­ри­та­ния), Millat-Ibrahim (араб. «Об­щи­на Иб­ра­хи­ма», по наз­ва­нию са­ла­фи­тс­кой ме­че­ти в Зо­лин­ге­не, Гер­ма­ния), MarkazAttawhid (араб. «Центр еди­но­бо­жия», са­ла­фи­тс­кий «куль­тур­ный» центр в Ль­е­же, Бель­гия, де фак­то яв­ля­ет­ся фи­ли­а­лом Sharia4Belgium).

Са­мо наз­ва­ние груп­пи­ро­вок Sharia4 – прог­рам­ма по­ли­ти­чес­ко­го действия, ко­то­рая зак­лю­ча­ет­ся в на­вя­зы­ва­нии ша­ри­а­та (как его по­ни­ма­ют са­ла­фи­ты) тем об­ще­ст­вам и го­су­да­р­ствам, в ко­то­рых са­ла­фи­там уда­лось соз­дать ячей­ку, пусть не­боль­шую. Апел­ли­руя к прин­ци­пам ре­ли­ги­оз­ной сво­бо­ды (ко­то­рые са­ла­фи­ты от­ри­ца­ют в от­но­ше­нии всех не­са­ла­фи­тов – как хрис­ти­ан, так и му­суль­ман дру­гих нап­рав­ле­ний ис­ла­ма – су­фи­ев, ши­итов), они тре­бу­ют вве­де­ния ша­ри­а­та (как они его по­ни­ма­ют) – для се­бя и, что уди­ви­тель­но, для все­го об­ще­ст­ва, ко­то­ро­му «пос­ча­ст­ли­ви­лось» при­ю­тить у се­бя са­ла­фи­тов, – фран­цу­зс­ко­го, бри­та­нс­ко­го, бель­гийс­ко­го и т.д.

Эти груп­пи­ров­ки подк­лю­че­ны к гло­баль­ной аль-ка­и­до­вс­кой се­ти. Про­яв­ля­ет­ся это в иде­о­ло­гии дан­ных груп­пи­ро­вок (она по­лу­чи­ла наз­ва­ние джи­ха­ди­с­тско­го са­ла­физ­ма), их по­ли­ти­чес­кой прог­рам­ме и конк­рет­ных действи­ях. Без слож­ных изыс­ка­ний и срав­ни­тель­ных ис­сле­до­ва­ний мож­но ус­та­но­вить эту связь. Вот ил­лю­ст­ра­ция: «шап­ка» сай­та Sharia4Spain («Ша­ри­ат для Ис­па­нии»). Под­за­го­ло­вок: «Ис­ла­мс­кая аль­тер­на­ти­ва для Ис­па­нии». Спра­ва в «шап­ке» – са­ла­фи­тс­кое зна­мя (эмб­ле­ма) «Но­вой Аль-Ка­и­ды». В са­мом ни­зу – бан­нер «Шейх Уса­ма бен Ла­ден: на­шид (гимн) в па­мять о ша­хи­де – ин­шал­лах – Уса­ме бен Ла­де­не». Есть раз­де­лы «Са­ла­физм» и «Джи­хад».

Во Фран­ции тер­ро­рист Му­хам­мед Ме­ра при­над­ле­жал к груп­пи­ров­ке Sharia4france («Ша­ри­ат для Фран­ции»), под­раз­де­ле­ние ко­то­рой име­ло наз­ва­ние «Ры­ца­ри чес­ти» (Фур­сан аль-из­за). Пос­ле те­рак­тов про­тив фран­цу­зс­ких во­ен­нос­лу­жа­щих маг­ри­би­нс­ко­го про­ис­хож­де­ния и ев­рейс­ких де­тей Ме­ра был убит, и «Аль-Ка­и­да» про­во­зг­ла­си­ла его «ша­хи­дом». Из­ве­ст­но, что Ме­ра про­хо­дил иде­о­ло­ги­чес­кую и ди­вер­си­он­но-тер­ро­рис­ти­чес­кую под­го­тов­ку в ла­ге­рях «Аль-Ка­и­ды» на аф­га­нс­кой тер­ри­то­рии. Арес­ты и пе­ре­ст­рел­ки пос­лед­не­го вре­ме­ни (ок­тябрь с.г.) во Фран­ции то­же про­ис­хо­дят с чле­на­ми Sharia4france. Вы­яс­ня­ет­ся, что они пла­ни­ро­ва­ли отп­ра­вить­ся во­е­вать в Си­рию.

Эти са­ла­фи­тс­кие груп­пи­ров­ки ти­па Sharia4… – часть гло­баль­ной экстре­ми­с­тско-тер­ро­рис­ти­чес­кой се­ти, име­ю­щая два кры­ла – ре­ли­ги­оз­но-по­ли­ти­чес­кое и бо­е­вое. Бу­ду­чи меж­ду­на­род­ной, то есть действу­ю­щей в раз­ных го­су­да­р­ствах, она в од­них слу­ча­ях действу­ет как чис­то ре­ли­ги­оз­ная (ре­ли­ги­оз­но-по­ли­ти­чес­кая) и, спе­ку­ли­руя на ре­ли­ги­оз­ных сво­бо­дах и сво­бо­де сло­ва, нап­ри­мер, в Ев­ро­пе, осу­ще­с­твля­ет вер­бов­ку, иде­о­ло­ги­чес­кую ин­до­кт­ри­на­цию чле­нов, про­во­дит не­на­силь­ствен­ные ак­ции ти­па ми­тин­гов и де­мо­н­стра­ций. В дру­гих стра­нах действу­ет как бо­е­вая, ди­вер­си­он­но-тер­ро­рис­ти­чес­кая си­ла. Сеть име­ет ла­ге­ря по бо­е­вой под­го­тов­ке и скла­ды во­ору­же­ний не в каж­дой стра­не, где есть фи­ли­а­лы са­ла­фи­тс­ко­го дви­же­ния, а в не­ко­то­рых стра­нах, в част­нос­ти – на тер­ри­то­рии Аф­га­нис­та­на и в аф­га­но-па­кис­та­нс­ком пог­ра­ничье, где отк­ры­то действу­ют «Та­ли­бан» и «Аль-Ка­и­да», а так­же в Йе­ме­не, Со­ма­ли, на сты­ке Ма­ли, Ал­жи­ра, Ли­вии и Ни­ге­ра. Чле­ны са­ла­фи­тс­ких фи­ли­а­лов, нап­ри­мер ев­ро­пейс­ких, вы­ез­жа­ют из Ве­ли­коб­ри­та­нии, Фран­ции, Гер­ма­нии, ска­жем, в Аф­га­нис­тан под бла­го­вид­ны­ми пред­ло­га­ми ре­ли­ги­оз­но­го прос­ве­ще­ния или ту­риз­ма, про­хо­дят там ди­вер­си­он­но-тер­ро­рис­ти­чес­кую под­го­тов­ку. За­тем возв­ра­ща­ют­ся в свои стра­ны, где об­ра­зу­ют «спя­щие ячей­ки», а то и прос­то ос­та­ют­ся ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми «спя­щи­ми мод­жа­хе­да­ми», ко­то­рым влас­ти не мо­гут предъ­я­вить ни­ка­ких об­ви­не­ний. Но в оп­ре­де­лен­ный мо­мент они ис­поль­зу­ют­ся в ве­де­нии бо­е­вых или под­рыв­ных действий на воз­ни­ка­ю­щих то тут, то там фрон­тах «гло­баль­но­го джи­ха­да». Так, сей­час в Си­рии, со­вер­шая тер­ро­рис­ти­чес­кие и ди­вер­си­он­ные ак­ты, про­тив пра­ви­тель­ствен­ных войск во­ю­ют са­ла­фи­ты из ев­ро­пейс­ких стран - Фран­ции, Гер­ма­нии. И да­же сот­ня мод­жа­хе­дов из да­ле­кой се­вер­ной Нор­ве­гии. Имен­но эти иност­ран­ные бо­е­ви­ки и тер­ро­рис­ты из стран Ближ­не­го Вос­то­ка и Ев­ро­пы, ко­то­рым аб­со­лют­но без­раз­лич­ны судь­бы си­рий­цев, сор­ва­ли прек­ра­ще­ние ог­ня в дни празд­но­ва­ния Ид аль-ад­ха в ок­тяб­ре 2012 го­да.

Иност­ран­цы-са­ла­фи­ты, за­ни­ма­ю­щи­е­ся в нас­то­я­щее вре­мя в Си­рии ди­вер­си­он­но-тер­ро­рис­ти­чес­кой де­я­тель­ностью, расп­ре­де­ле­ны по та­ким груп­пи­ров­кам, не скры­ва­ю­щим сво­ей свя­зи с «Аль-Ка­и­дой», как «Фронт под­де­рж­ки на­се­ле­ния Ве­ли­кой Си­рии» (Джаб­ха ан-нус­ра ли-ахль аш-Шам), «Зна­мя [ис­ла­мс­кой] ум­мы» (Ли­ва’ аль-ум­ма), «Сто­рон­ни­ки ис­ла­ма» (Ан­сар аль-ис­лам), «Ба­таль­о­ны [име­ни] Аб­дал­лы Аз­за­ма» (Ка­та’иб Аб­дал­ла Аз­зам), «Во­ин­ство Ве­ли­кой Си­рии» (Джунд аш-Шам), «ФАТХ ис­ла­ма» (ФАТХ аль-ис­лам), «Ба­таль­о­ны Фа­ру­ка» (Ка­та’иб аль-Фа­рук) и др. Ко­неч­но, в этих аль-ка­и­до­вс­ких под­раз­де­ле­ни­ях есть и мест­ные са­ла­фи­ты-си­рий­цы, ко­то­рые нуж­ны как ми­ни­мум в ка­че­ст­ве про­вод­ни­ков. И, на­о­бо­рот, в груп­пи­ров­ках ти­па «Мод­жа­хе­ды на пу­ти Ал­ла­ха» (Аль-Муд­жа­хи­дун фи-са­биль Ал­лах), сос­то­я­щих из мест­ных са­ла­фи­тов-си­рий­цев, есть иност­ран­цы.

«То­чеч­ный» ха­ли­фат

Пос­ле арабс­кой вес­ны са­ла­фи­ты вклю­чи­лись в борь­бу за власть. В Егип­те в ви­дах пар­ла­ме­н­тских вы­бо­ров и тог­да еще не­из­ве­ст­ных перс­пек­тив вы­бо­ров пре­зи­де­н­тских са­ла­фи­ты воп­ре­ки сво­им иде­о­ло­ги­чес­ким ус­та­нов­кам, зап­ре­ща­ю­щим соз­да­ние пар­тий и учас­тие в ра­бо­те за­ко­но­да­тель­ных ор­га­нов, соз­да­ли в Егип­те нес­коль­ко по­ли­ти­чес­ких пар­тий – «Пар­тию Све­та» (Хизб ан-Нур), «Пар­тию са­мо­быт­нос­ти» (Хизб аль-аса­ля). Соз­да­ла свою пар­тию – по­ли­ти­чес­кое кры­ло под наз­ва­ни­ем «Пар­тия стро­и­тель­ства и раз­ви­тия» (Хизб аль-би­на’ ва-т-тан­мия) – экстре­ми­с­тская и тер­ро­рис­ти­чес­кая са­ла­фи­тс­кая «Ис­ла­мс­кая груп­па», или «Ис­ла­мс­кий джа­ма­ат» (Аль-Джа­ма‘а аль-ис­ла­мийя). От­ме­тим здесь, что пар­ла­ме­н­тский ус­пех са­ла­фи­тов в Егип­те под­виг­нул са­ла­фи­тов в дру­гих стра­нах на соз­да­ние сво­их пар­тий: в сек­то­ре Га­за бы­ла предп­ри­ня­та по­пыт­ка соз­дать «Са­ла­фи­тс­кую пар­тию све­та в Па­лес­ти­не» – Хизб ан-Нур ас-са­ла­фи фи-Фи­ляс­тин), но по­пыт­ку пре­сек ХА­МАС. В Йе­ме­не соз­да­ет­ся «Са­ла­фи­тс­кая пар­тия пра­виль­но­го пу­ти» (Хизб ар-ра­шад ас-са­ла­фи).

Те са­ла­фи­ты, что не пос­ту­пи­лись прин­ци­па­ми и не соз­да­ва­ли по­ли­ти­чес­кие пар­тии, очень удач­но и ре­зуль­та­тив­но ис­поль­зуя со­ци­аль­ные се­ти и ме­че­ти как мес­та об­щин­ных соб­ра­ний, в том же Егип­те соз­да­ли «сни­зу», в де­рев­нях и го­ро­дс­ких квар­та­лах, под­раз­де­ле­ния «Ко­ми­те­та по по­ощ­ре­нию доб­ро­де­те­ли и пре­до­тв­ра­ще­нию по­ро­ка» на ма­нер су­ще­ст­ву­ю­ще­го в Са­у­до­вс­кой Ара­вии. Эти ко­ми­те­ты ста­ли во мно­гих мес­тах ло­каль­ны­ми ор­га­на­ми влас­ти.

В ви­дах вос­ста­нов­ле­ния ха­ли­фа­та са­ла­фи­ты из ло­каль­ных фи­ли­а­лов «Аль-Ка­и­ды» и со­юз­ных или ас­со­ци­иро­ван­ных груп­пи­ро­вок соз­да­ют «ис­ла­мс­кие эми­ра­ты» или «ша­ри­а­тс­кие зо­ны» в райо­нах рас­се­ле­ния родствен­ных пле­мен, го­ро­да, де­рев­ни или да­же го­ро­дс­ко­го квар­та­ла. Это тер­ри­то­ри­аль­ные анк­ла­вы на тер­ри­то­рии го­су­да­р­ства, не­под­ко­нт­роль­ные (или не впол­не под­ко­нт­роль­ные) офи­ци­аль­ным влас­тям. В этих анк­ла­вах действу­ют не за­ко­ны то­го или ино­го го­су­да­р­ства, а то, что са­ла­фи­ты объ­яв­ля­ют за­ко­на­ми ша­ри­а­та. Не­ко­то­рые из этих анк­ла­вов на­зы­ва­ют «ша­ри­а­тс­ки­ми зо­на­ми».


В Аф­га­нис­та­не, на­пом­ним, про­дол­жа­ет, па­рал­лель­но кар­за­е­вс­ко­му го­су­да­р­ству, ко­то­рое дер­жит­ся на аме­ри­ка­нс­ких шты­ках, су­ще­ст­во­вать «Ис­ла­мс­кий эми­рат Аф­га­нис­та­на». В Ли­вии ле­том 2011 го­да ис­ла­мс­кие эми­ра­ты, под­ко­нт­роль­ные «Аль-Ка­и­де в стра­нах ис­ла­мс­ко­го Маг­ри­ба», «Сто­рон­ни­кам ша­ри­а­та» и «Еди­но­бо­жию и джи­ха­ду», бы­ли про­во­зг­ла­ше­ны в го­ро­дах Бен­га­зи, Дер­на, Эль-Бей­да, Эль-Ма­радж, Ши­хат. В Йе­ме­не ми­нув­шей вес­ной су­ще­ст­во­ва­ли ис­ла­мс­кие эми­ра­ты, под­ко­нт­роль­ные «Аль-Ка­и­де на Ост­ро­ве Ара­бов» (Аль-Ка‘ида фи-Джа­зи­ра аль-араб) и «Сто­рон­ни­кам ша­ри­а­та», в го­ро­дах и на­се­лен­ных пунк­тах Зинд­жи­бар, Аз­зан, Джи­ар (пе­ре­и­ме­но­ван аль-ка­и­дов­ца­ми в Ва­кар), Ри­даа. В мар­те с.г. це­лых три про­вин­ции – Абйян, Шаб­ва и Хад­ра­ма­ут – бы­ли объ­яв­ле­ны ис­ла­мс­ки­ми эми­ра­та­ми. В Со­ма­ли к то­му вре­ме­ни уже су­ще­ст­во­вал «ис­ла­мс­кий эми­рат Ша­бел­ле». В Ту­ни­се ми­нув­шей вес­ной де­рев­ня Сеж­нан не­да­ле­ко от Би­зер­ты ста­ла «ис­ла­мс­ким эми­ра­том Ту­ни­са». В Ма­ли «Сто­рон­ни­ки ре­ли­гии» соз­да­ли «ис­ла­мс­кий эми­рат Тим­бук­ту». В Егип­те, в сто­ли­це стра­ны Ка­и­ре, в квар­та­ле Им­ба­ба са­ла­фи­тс­кий «ис­ла­мс­кий эми­рат» су­ще­ст­ву­ет уже мно­го лет. В Га­зе (Па­лес­ти­нс­кая ав­то­но­мия) ле­том 2009 го­да груп­пи­ров­ка «Во­ин­ство сто­рон­ни­ков Ал­ла­ха» (Джунд Ан­сар Ал­лах) под ру­ко­во­д­ством са­ла­фи­тс­ко­го про­по­вед­ни­ка Аб­дель-Ла­ти­фа Му­сы про­во­зг­ла­си­ла «ис­ла­мс­кий эми­рат» в го­ро­де Ра­фах. Прав­да, тог­да же «ис­ла­мс­кий эми­рат» вмес­те с его ру­ко­во­ди­те­лем был фи­зи­чес­ки лик­ви­ди­ро­ван в ре­зуль­та­те во­ен­ной опе­ра­ции бо­е­ви­ков ХА­МАС, ко­то­рых «Во­ин­ство сто­рон­ни­ков Ал­ла­ха» об­ви­ня­ло в не­дос­та­точ­ной при­вер­жен­нос­ти ис­ла­му. На тер­ри­то­рии Рос­сии су­ще­ст­ву­ет по­лу­вир­ту­аль­ный-по­лу­ре­аль­ный «Има­рат Кав­каз». В Иор­да­нии есть «ис­ла­мс­кий эми­рат» de facto – го­род Эз-Зар­ка. В ус­ло­ви­ях иду­щей в Си­рии граж­да­нс­кой вой­ны труд­но ус­ле­дить за про­ис­хо­дя­щим, но точ­но из­ве­ст­но, что са­ла­фи­тс­кие «эми­ра­ты» про­во­зг­ла­ша­лись в го­ро­де Де­раа на юге Си­рии и в Бин­ни­ше, рас­по­ло­жен­ном в про­вин­ции Ид­либ (се­ве­ро-за­пад Си­рии в 30 км от си­рийс­ко-ту­рец­кой гра­ни­цы).

«Ис­ла­мс­кие эми­ра­ты» про­во­зг­ла­ша­ют­ся и в Ев­ро­пе. В 2011 го­ду груп­пи­ров­ка «Му­суль­ма­не про­тив Крес­то­вых по­хо­дов» (Muslims Against Crusades, дру­гое наз­ва­ние Islam4UK) за­я­ви­ла о соз­да­нии не­за­ви­си­мых зон, пол­ностью под­чи­ня­ю­щих­ся ша­ри­а­ту в го­ро­дах Бред­форд, Дь­юс­бе­ри (За­пад­ный Йорк­шир) и в лон­до­нс­ком Ист-Эн­де. Все эти точ­ки на кар­те – час­ти по­лу­вир­ту­аль­но­го-по­лу­ре­аль­но­го ха­ли­фа­та.

В Егип­те с на­ча­ла ав­гус­та с.г. на Си­нае идут бои, в ко­то­рых час­ти ре­гу­ляр­ной ар­мии вы­нуж­де­ны при­ме­нять ави­а­цию, ар­тил­ле­рию и тан­ки. Там во­ю­ют бо­е­ви­ки из ста­рых и но­вых груп­пи­ро­вок, ас­со­ци­иро­ван­ных с «Аль-Ка­и­дой»: са­ла­фи­тс­кая (они са­ми за­я­ви­ли о том, что сле­ду­ют са­ла­физ­му) груп­пи­ров­ка «Со­вет шу­ры мод­жа­хе­дов в ок­ре­ст­нос­тях Ие­ру­са­ли­ма» (Мадж­лис Шу­ра аль-муд­жа­хи­дин фи ак­наф аль-Мак­дис); «Джи­ха­ди­с­тский са­ла­фи­тс­кий джа­ма­ат на Си­нае» (Аль-Джа­ма‘а ас-са­ла­фийя аль-джи­ха­дийя фи-Си­на’); еги­пе­тс­ко-па­лес­ти­нс­кая груп­пи­ров­ка «Еди­но­бо­жие и джи­хад» (Ат-Та­у­хид ва-ль-джи­хад); «Сто­рон­ни­ки Сун­ны» (Ан­сар ас-Сун­на); «Ар­мия ис­ла­ма» (Джайш аль-ис­лам); «Ар­мия ум­мы» (Джайш аль-ум­ма). Там же во­ю­ют мод­жа­хе­ды из «Пар­тии ис­ла­мс­ко­го ос­во­бож­де­ния» (Хизб ат-тах­рир аль-ис­ла­ми) в сек­то­ре Га­за, де­лом оп­ро­вер­гая собствен­ные ут­ве­рж­де­ния о мир­ном ха­рак­те­ре пар­тии.
По на­ше­му мне­нию, цель бо­е­вой ак­тив­нос­ти са­ла­фи­тов на Си­нае, ко­то­рых там ско­пи­лось не ме­нее 2 тыс. «шты­ков», в ос­нов­ном иност­ран­цев, – соз­да­ние «ис­ла­мс­ко­го эми­ра­та Клиз­мы», как рань­ше на­зы­вал­ся Су­эц (хоть это про­из­вод­ное от арабс­ко­го Каль­зам для рус­ско­го уха зву­чит не очень бла­гоз­вуч­но, но предс­тав­ля­ет со­бой на­и­бо­лее адек­ват­ный пе­ре­вод то­по­ни­ма). Это де­ла­ет­ся для обес­пе­че­ния конт­ро­ля за Су­эц­ким ка­на­лом в ин­те­ре­сах ара­вийс­ких мо­нар­хий (в пер­вую оче­редь – Са­у­до­вс­кой Ара­вии), стре­мя­щих­ся к об­ла­да­нию под­ко­нт­роль­но­го им пу­ти неф­тет­ра­фи­ка в Ев­ро­пу че­рез Крас­ное мо­ре. Этот неф­тя­ной путь при­го­дит­ся в слу­чае на­ча­ла очень ве­ро­ят­ной вой­ны в Пер­си­дс­ком за­ли­ве, ко­то­рая на­дол­го зак­ро­ет не толь­ко Ор­му­зс­кий про­лив, но и весь Пер­си­дс­кий за­лив. А в Егип­те бу­дет ре­а­ли­зо­ва­на ис­ла­ми­с­тская контр­ре­во­лю­ция 2.0 (пос­ле контр­ре­во­лю­ции 1.0, со­вер­шен­ной «Брать­я­ми-му­суль­ма­на­ми»), за ко­то­рой сто­ят ара­вийс­кие мо­нар­хии, ко­то­рые с 70-х го­дов XX ве­ка внед­ря­ли са­ла­физм в Егип­те и в дру­гих арабс­ких стра­нах.

Источник:religion.ng.ru