Европейский резерв «Аль-Каиды»
В странах, где мусульмане являются меньшинством, или в мусульманских странах, где салафиты не являются господствующей религиозно-политической силой, последние объединяются в унифицированные сетевые группировки с использованием Интернета и социальных сетей. Связь с глобальной салафитской сетью проявляется в сознательной и целенаправленной автомаркировке этих групп: в использовании «знамени салафитов», о котором говорилось выше, как во время политических акций (митингов, шествий и т.п.), так и в символике и эмблематике (в «шапках» сайтов и публикуемых заявлений и т.п.). В разных странах мира есть салафитские группировки, название (и одновременно – адрес в Интернете) которых построено с использованием выражения Shariah4 («Шариат для…»): Sharia4spain, Sharia4belgium, Sharia4EU, Shariah4america, Sharia4france, Shariah4holland, Shariah4hind (Индия), Sharia4pakistan и даже Sharia4tanjungbalai (остров Бали, Индонезия). Там, где в силу каких-то обстоятельств невозможно использование этого названия, в ходу другие: Islam4UK (Великобритания), Millat-Ibrahim (араб. «Община Ибрахима», по названию салафитской мечети в Золингене, Германия), MarkazAttawhid (араб. «Центр единобожия», салафитский «культурный» центр в Льеже, Бельгия, де факто является филиалом Sharia4Belgium).
Само название группировок Sharia4 – программа политического действия, которая заключается в навязывании шариата (как его понимают салафиты) тем обществам и государствам, в которых салафитам удалось создать ячейку, пусть небольшую. Апеллируя к принципам религиозной свободы (которые салафиты отрицают в отношении всех несалафитов – как христиан, так и мусульман других направлений ислама – суфиев, шиитов), они требуют введения шариата (как они его понимают) – для себя и, что удивительно, для всего общества, которому «посчастливилось» приютить у себя салафитов, – французского, британского, бельгийского и т.д.
Эти группировки подключены к глобальной аль-каидовской сети. Проявляется это в идеологии данных группировок (она получила название джихадистского салафизма), их политической программе и конкретных действиях. Без сложных изысканий и сравнительных исследований можно установить эту связь. Вот иллюстрация: «шапка» сайта Sharia4Spain («Шариат для Испании»). Подзаголовок: «Исламская альтернатива для Испании». Справа в «шапке» – салафитское знамя (эмблема) «Новой Аль-Каиды». В самом низу – баннер «Шейх Усама бен Ладен: нашид (гимн) в память о шахиде – иншаллах – Усаме бен Ладене». Есть разделы «Салафизм» и «Джихад».
Во Франции террорист Мухаммед Мера принадлежал к группировке Sharia4france («Шариат для Франции»), подразделение которой имело название «Рыцари чести» (Фурсан аль-изза). После терактов против французских военнослужащих магрибинского происхождения и еврейских детей Мера был убит, и «Аль-Каида» провозгласила его «шахидом». Известно, что Мера проходил идеологическую и диверсионно-террористическую подготовку в лагерях «Аль-Каиды» на афганской территории. Аресты и перестрелки последнего времени (октябрь с.г.) во Франции тоже происходят с членами Sharia4france. Выясняется, что они планировали отправиться воевать в Сирию.
Эти салафитские группировки типа Sharia4… – часть глобальной экстремистско-террористической сети, имеющая два крыла – религиозно-политическое и боевое. Будучи международной, то есть действующей в разных государствах, она в одних случаях действует как чисто религиозная (религиозно-политическая) и, спекулируя на религиозных свободах и свободе слова, например, в Европе, осуществляет вербовку, идеологическую индоктринацию членов, проводит ненасильственные акции типа митингов и демонстраций. В других странах действует как боевая, диверсионно-террористическая сила. Сеть имеет лагеря по боевой подготовке и склады вооружений не в каждой стране, где есть филиалы салафитского движения, а в некоторых странах, в частности – на территории Афганистана и в афгано-пакистанском пограничье, где открыто действуют «Талибан» и «Аль-Каида», а также в Йемене, Сомали, на стыке Мали, Алжира, Ливии и Нигера. Члены салафитских филиалов, например европейских, выезжают из Великобритании, Франции, Германии, скажем, в Афганистан под благовидными предлогами религиозного просвещения или туризма, проходят там диверсионно-террористическую подготовку. Затем возвращаются в свои страны, где образуют «спящие ячейки», а то и просто остаются индивидуальными «спящими моджахедами», которым власти не могут предъявить никаких обвинений. Но в определенный момент они используются в ведении боевых или подрывных действий на возникающих то тут, то там фронтах «глобального джихада». Так, сейчас в Сирии, совершая террористические и диверсионные акты, против правительственных войск воюют салафиты из европейских стран - Франции, Германии. И даже сотня моджахедов из далекой северной Норвегии. Именно эти иностранные боевики и террористы из стран Ближнего Востока и Европы, которым абсолютно безразличны судьбы сирийцев, сорвали прекращение огня в дни празднования Ид аль-адха в октябре 2012 года.
Иностранцы-салафиты, занимающиеся в настоящее время в Сирии диверсионно-террористической деятельностью, распределены по таким группировкам, не скрывающим своей связи с «Аль-Каидой», как «Фронт поддержки населения Великой Сирии» (Джабха ан-нусра ли-ахль аш-Шам), «Знамя [исламской] уммы» (Лива’ аль-умма), «Сторонники ислама» (Ансар аль-ислам), «Батальоны [имени] Абдаллы Аззама» (Ката’иб Абдалла Аззам), «Воинство Великой Сирии» (Джунд аш-Шам), «ФАТХ ислама» (ФАТХ аль-ислам), «Батальоны Фарука» (Ката’иб аль-Фарук) и др. Конечно, в этих аль-каидовских подразделениях есть и местные салафиты-сирийцы, которые нужны как минимум в качестве проводников. И, наоборот, в группировках типа «Моджахеды на пути Аллаха» (Аль-Муджахидун фи-сабиль Аллах), состоящих из местных салафитов-сирийцев, есть иностранцы.
«Точечный» халифат
После арабской весны салафиты включились в борьбу за власть. В Египте в видах парламентских выборов и тогда еще неизвестных перспектив выборов президентских салафиты вопреки своим идеологическим установкам, запрещающим создание партий и участие в работе законодательных органов, создали в Египте несколько политических партий – «Партию Света» (Хизб ан-Нур), «Партию самобытности» (Хизб аль-асаля). Создала свою партию – политическое крыло под названием «Партия строительства и развития» (Хизб аль-бина’ ва-т-танмия) – экстремистская и террористическая салафитская «Исламская группа», или «Исламский джамаат» (Аль-Джама‘а аль-исламийя). Отметим здесь, что парламентский успех салафитов в Египте подвигнул салафитов в других странах на создание своих партий: в секторе Газа была предпринята попытка создать «Салафитскую партию света в Палестине» – Хизб ан-Нур ас-салафи фи-Филястин), но попытку пресек ХАМАС. В Йемене создается «Салафитская партия правильного пути» (Хизб ар-рашад ас-салафи).
Те салафиты, что не поступились принципами и не создавали политические партии, очень удачно и результативно используя социальные сети и мечети как места общинных собраний, в том же Египте создали «снизу», в деревнях и городских кварталах, подразделения «Комитета по поощрению добродетели и предотвращению порока» на манер существующего в Саудовской Аравии. Эти комитеты стали во многих местах локальными органами власти.
В видах восстановления халифата салафиты из локальных филиалов «Аль-Каиды» и союзных или ассоциированных группировок создают «исламские эмираты» или «шариатские зоны» в районах расселения родственных племен, города, деревни или даже городского квартала. Это территориальные анклавы на территории государства, неподконтрольные (или не вполне подконтрольные) официальным властям. В этих анклавах действуют не законы того или иного государства, а то, что салафиты объявляют законами шариата. Некоторые из этих анклавов называют «шариатскими зонами».