Печать

Кризис как инструмент строительства Евроимперии
Андрей Ганжа, Сергей Климовский

15 сен­тяб­ря в ат­мос­фе­ре пол­но­го мол­ча­ния ми­ну­ла чет­вер­тая го­дов­щи­на со дня банк­ро­т­ства бан­ка Lehman Brothers, ко­то­рое счи­та­ет­ся днем на­ча­ла ми­ро­во­го фи­нан­со­во­го кри­зи­са. Дав­но уже отз­ву­ча­ли бы­лые прог­но­зы: мол, год-два и ми­ро­вые кри­зис­ные яв­ле­ния сой­дут на нет. Став­ки вы­рос­ли, и прог­но­зи­ру­е­мое окон­ча­ние кри­зис­ных яв­ле­ний те­ря­ет­ся ны­не в ту­ма­не де­ся­ти­ле­тий, ес­ли не в за­ре­ве пла­не­тар­но­го во­ен­но­го конф­лик­та.

Об­ще­ст­вен­ное мне­ние окон­ча­тель­но при­у­чи­ли к мыс­ли о кри­зи­се как о не­из­беж­нос­ти. От­ве­ты о при­чи­нах кри­зи­са раз­но­об­раз­ны, но за­кан­чи­ва­ют­ся обыч­но оди­на­ко­во – на­до эко­но­мить во всем! И ес­ли при­зыв прин­ца Чарль­за к бри­тан­цам бе­речь при­ро­ду пос­ре­д­ством бо­лее ред­ко­го ис­поль­зо­ва­ния ду­ша ни­ко­го и ни к че­му не обя­зы­ва­ет, то пра­ви­тель­ства стран Ев­ро­пы не мо­гут поз­во­лить се­бе от­де­лать­ся со­ве­та­ми та­ко­го ро­да. Пра­ви­тель­ства сос­тав­ля­ют и ут­ве­рж­да­ют в пар­ла­мен­тах пла­ны мер эко­но­мии, ре­а­ли­за­ция ко­то­рых вы­зы­ва­ет не­га­тив­ную ре­ак­цию сог­раж­дан. На­ча­ло осе­ни в Ев­ро­пе оз­на­ме­но­ва­лось но­вым па­ра­дом мер по са­мо­ог­ра­ни­че­нию в пот­реб­ле­нии, за ко­то­рым пос­ле­до­ва­ла и но­вая вол­на про­тес­тов. На­и­бо­лее яр­кой бы­ла ак­ция, про­ве­ден­ная «Дви­же­ни­ем 15 мая» по зах­ва­ту зда­ния ис­па­нс­ко­го пар­ла­мен­та. Ис­па­нс­кий премь­ер Ма­ри­а­но Ра­хой наз­вал ее «по­пыт­кой го­су­да­р­ствен­но­го пе­ре­во­ро­та».

В це­лом на мад­ри­дс­кой пло­ща­ди Неп­ту­на пов­то­ри­лась ис­то­рия, год на­зад имев­шая мес­то на афинс­кой пло­ща­ди Син­таг­мы, хо­тя и с не­ко­то­ры­ми от­ли­чи­я­ми. На при­ме­ре этих двух стран – Гре­ции и Ис­па­нии – мож­но рас­смат­ри­вать мо­дель раз­мы­ва­ния су­ве­ре­ни­те­та ев­ро­пейс­ких го­су­дарств в поль­зу над­го­су­да­р­ствен­ных струк­тур да­же не столь­ко Ев­ро­со­ю­за, сколь­ко бу­ду­щей Ев­ро­им­пе­рии.

Бунт ис­па­нс­ких ав­то­но­мий

Вес­ной на бал­ко­нах и в ок­нах мно­гих до­мов Бар­се­ло­ны мож­но бы­ло в изо­би­лии наб­лю­дать на­ци­о­наль­ные фла­ги Ка­та­ло­нии, пред­ве­щав­шие шут­ку, став­шую к осе­ни по­пу­ляр­ной: «Еще один па­кет мер эко­но­мии и Ис­па­ния рас­пол­зет­ся по швам, ос­та­вив вып­ла­ту дол­гов толь­ко трем цент­раль­ным квар­та­лам сто­ли­цы». Как из­ве­ст­но, уни­тар­ная Ис­па­ния с 1983 г. сос­то­ит из 17 ав­то­ном­ных со­об­ществ (об­лас­тей) со сво­и­ми пар­ла­мен­та­ми и пра­ви­тель­ства­ми. Поч­ти у всех из них мно­го­ве­ко­вая, по­рой го­су­да­р­ствен­ная ис­то­рия. А на тер­ри­то­рии од­ной из об­лас­тей, Кас­ти­лии и Ле­о­на, не­ког­да су­ще­ст­во­ва­ли сра­зу два ран­нес­ред­не­ве­ко­вых го­су­да­р­ства, вы­нес­ших на сво­их пле­чах ос­нов­ную тя­жесть Ре­кон­кис­ты.

Ис­па­нс­кие ав­то­но­мии име­ют не толь­ко бо­га­тую по­ли­ти­чес­кую ис­то­рию, но и раз­ви­тую струк­ту­ру мест­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния, а так­же собствен­ные по­ли­ти­чес­кие пар­тии, поль­зу­ю­щи­е­ся от­но­си­тель­ной фи­нан­со­вой са­мос­то­я­тель­ностью. Имен­но на нее и по­ку­си­лось цент­раль­ное пра­ви­тель­ство Ма­ри­а­но Ра­хоя, сек­ве­ст­ри­ро­вав мест­ные бюд­же­ты.

От­вет не за­мед­лил ждать – пра­ви­тель­ство Ка­та­ло­нии выд­ви­ну­ло уль­ти­ма­тум: в об­мен – на­ло­го­вая не­за­ви­си­мость или 5 мил­ли­ар­дов ев­ро кре­ди­та из Мад­ри­да. Ра­хой в не­за­ви­си­мос­ти от­ка­зал, но кре­дит обе­щал вы­де­лить. Это не удов­лет­во­ри­ло пар­ла­мент Ка­та­ло­нии, и гла­ва ее пра­ви­тель­ства Ар­тур Мас наз­на­чил дос­роч­ные ре­ги­о­наль­ные вы­бо­ры на 25 но­яб­ря.

Из­би­ра­тель­ную кам­па­нию ка­та­ло­нс­кие оп­по­нен­ты Мад­ри­да на­ча­ли с 30 ию­ня се­ри­ей ак­ций «Марш к не­за­ви­си­мос­ти». На­и­бо­лее эф­фе­кт­ной бы­ла де­мо­н­стра­ция в Бар­се­ло­не 11 сен­тяб­ря. Под ло­зун­гом «Ка­та­ло­ния – но­вое го­су­да­р­ство Ев­ро­пы» в ней участ­во­ва­ли от шес­ти­сот ты­сяч (по дан­ным из Бар­се­ло­ны) до двух мил­ли­о­нов (по дан­ным из Мад­ри­да) че­ло­век. Учи­ты­вая, что на­се­ле­ние Ка­та­ло­нии – все­го 7,2 мил­ли­о­на, то и 600 ты­сяч, «приз­нан­ных» Мад­ри­дом, – циф­ра впе­чат­ля­ю­щая.

Мад­рид чис­лит за Ка­та­ло­ни­ей долг в 40 млрд. ев­ро, но Бар­се­ло­на его не приз­на­ет и на­по­ми­на­ет, что ав­то­но­мия да­ет 20% ВВП Ис­па­нии. А в слу­чае от­де­ле­ния мо­жет вой­ти в чис­ло круп­ней­ших ре­ги­о­нов-экс­пор­те­ров Ев­ро­пы. Со­ци­о­ло­ги­чес­кие оп­ро­сы по­ка­зы­ва­ют, что око­ло 90% ка­та­лон­цев го­то­вы под­дер­жать от­де­ле­ние ав­то­но­мии от Ис­па­нии, так как по­ла­га­ют, что цент­раль­ное пра­ви­тель­ство не возв­ра­ща­ет ре­ги­о­ну боль­шую часть сум­мы, изы­ма­е­мой из не­го че­рез на­ло­ги. Не­за­ви­си­мость ос­та­вит на­ло­ги в ав­то­но­мии и поз­во­лит не вы­пол­нять пла­ны эко­но­мии Мад­ри­да, в том чис­ле и в по­вы­ше­нии на­ло­га на до­бав­лен­ную сто­и­мость с 18 до 21%, а так­же сок­ра­ще­нии фи­нан­си­ро­ва­ния мест­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции. Так что де­ло за ма­лым – ес­ли сто­рон­ни­ки от­де­ле­ния по­бе­дят на вы­бо­рах 25 но­яб­ря, то пер­вым их ша­гом бу­дет наз­на­че­ние да­ты ре­фе­рен­ду­ма о не­за­ви­си­мос­ти и слож­ные пе­ре­го­во­ры о нем с Мад­ри­дом, ар­бит­ром в ко­то­рых ока­жет­ся Брюс­сель.

Ка­та­ло­ния пер­вый, но не един­ствен­ный кан­ди­дат на от­де­ле­ние. Пос­ле лет­них за­бас­то­вок шах­те­ров и их столк­но­ве­ний с по­ли­ци­ей в Га­ли­сии и Стра­не Бас­ков пар­ла­мен­ты этих двух ав­то­но­мий то­же наз­на­чи­ли у се­бя дос­роч­ные вы­бо­ры, и рань­ше, чем в Ка­та­ло­нии, – на 21 ок­тяб­ря. Ис­то­ри­чес­ких и линг­вис­ти­чес­ких ос­но­ва­ний для не­за­ви­си­мос­ти у обо­их ре­ги­о­нов не мень­ше, чем у ка­та­лон­цев, офи­ци­аль­но приз­нан­ных Мад­ри­дом от­дель­ной на­ци­ей, от­лич­ной от ис­пан­цев.

Не отс­та­ют и ре­ги­о­ны, жи­те­лей ко­то­рых слож­но наз­вать от­дель­ной на­ци­ей. В ав­гус­те, по­ми­мо Ка­та­ло­нии, зап­ро­си­ли у Мад­ри­да фи­нан­со­вую по­мощь Ва­лен­сия – 5,5 млрд. ев­ро, до­ля ко­то­рой в ВВП стра­ны не ус­ту­па­ет Ка­та­ло­нии, а так­же Мур­сия и Ан­да­лу­сия. Пер­вая про­си­ла 700 млн. ев­ро, вто­рая – 1 млрд. В сен­тяб­ре 800 млн. ев­ро поп­ро­си­ло пра­ви­тель­ство не­боль­шой Кас­ти­лии – Ла-Ман­чи, до­ля ко­то­рой в эко­но­ми­ке Ис­па­нии 3,4% ВВП. Пра­ви­тель­ство Ра­хоя сфор­ми­ро­ва­ло ста­би­ли­за­ци­он­ный фонд по­мо­щи ав­то­но­ми­ям в 18 млрд. ев­ро, но толь­ко зап­ро­сы пя­ти дан­ных ав­то­но­мий пол­ностью опус­то­ша­ют его, так как пра­ви­тель­ство Ан­да­лу­сии в кон­це сен­тяб­ря зап­ро­си­ло уже не один, а 5 млрд. ев­ро кре­ди­тов. В «за­па­се» еще 12 ре­ги­о­нов, в том чис­ле род­ная для Ра­хоя Га­ли­сия и веч­но бун­ту­ю­щая Стра­на Бас­ков.


Вы­бо­ры без вы­бо­ра

Пра­ви­тель­ство Ра­хоя ока­за­лось пе­ред вы­бо­ром: па­рад су­ве­ре­ни­те­тов ав­то­но­мий или поч­ти бес­ко­неч­ная вы­да­ча им кре­ди­тов, ко­то­рые мож­но взять толь­ко у Ев­ро­пейс­ко­го цент­раль­но­го бан­ка.

Во вто­ром ва­ри­ан­те пот­ре­бу­ет­ся сог­ла­сие по­ли­ти­чес­ко­го ру­ко­во­д­ства ЕС. Оно как раз тем и за­ня­то, что раз­ра­ба­ты­ва­ет про­це­ду­ру ре­аль­но­го при­ме­не­ния санк­ций к стра­нам-долж­ни­кам, что уже выз­ва­ло мас­со­вые ак­ции про­тес­та 30 сен­тяб­ря во Фран­ции и Бель­гии. Кре­ди­ты Ис­па­нии на ре­фи­нан­си­ро­ва­ние ее бан­ко­вс­кой сис­те­мы Брюс­сель, бе­зус­лов­но, даст, но ито­гом ста­нет то же, что и в Гре­ции, – расп­ро­да­жа. Как ми­ни­мум ост­ро­вов (Ка­на­рс­ких и/или Ба­ле­а­рс­ких), пос­коль­ку, по прог­но­зам, и без то­го не­ма­лый гос­долг Ис­па­нии в 2013 го­ду пре­вы­сит 90% ее ВВП.

На­би­рая кре­ди­ты в ЕС, пра­ви­тель­ство Ра­хоя прев­ра­ща­ет­ся все­го лишь в пос­ред­ни­ка по их пе­ре­ра­сп­ре­де­ле­нию меж­ду собствен­ны­ми ав­то­но­ми­я­ми. И у мест­ных элит не­из­беж­но воз­ни­ка­ет мысль: а ну­жен ли он, этот пос­ред­ник? То есть па­рад су­ве­ре­ни­те­тов по-ис­па­нс­ки ве­дёт пря­ми­ком к уве­ли­че­нию чис­ла звезд на фла­ге Ев­ро­со­ю­за.

Ра­хой пы­та­ет­ся из­бе­жать та­ко­го раз­ви­тия со­бы­тий, и, спа­сая уни­тар­ную Ис­па­нию, пред­ло­жил Ев­ро­со­ю­зу вы­пуск кол­лек­тив­ных ев­ро­бон­дов для сво­бод­ной про­да­жи на ми­ро­вом рын­ке цен­ных бу­маг. Од­на­ко эта идея не встре­ти­ла под­де­рж­ки в Брюс­се­ле: Ев­ро­им­пе­рия не за­ин­те­ре­со­ва­на в ста­биль­нос­ти на­ци­о­наль­ных го­су­дарств. Тог­да ми­нис­те­р­ство фи­нан­сов Ис­па­нии са­мос­то­я­тель­но вы­пус­ти­ло об­ли­га­ций гос­зай­ма в эк­ви­ва­лен­те 186,1 мил­ли­ар­да ев­ро, же­лая об­ме­нять их на дол­ла­ры, юа­ни, фун­ты, руб­ли и дру­гую ва­лю­ту. Так Мад­рид пы­та­ет­ся сос­ко­чить с кре­дит­ной «иг­лы». В 2013 го­ду он на­ме­рен вы­пус­тить зай­мов еще на 200 мил­ли­ар­дов ев­ро со сро­ком по­га­ше­ния в 2-3 го­да. Ве­ро­ят­ность их по­га­ше­ния в ус­ло­ви­ях вто­ро­го эта­па ми­ро­во­го кри­зи­са стре­мит­ся к ну­лю.

По­то­му для Ис­па­нии воз­мож­ны сле­ду­ю­щие ва­ри­ан­ты раз­ви­тия со­бы­тий.

Гре­чес­кий – с расп­ро­да­жей ост­ро­вов и да­лее по на­рас­та­ю­щей.

Ар­ген­ти­нс­кий – вы­ход из зо­ны ев­ро, объ­яв­ле­ние де­фол­та и вве­де­ние сво­ей ва­лю­ты.

Брюс­сельс­кий – про­да­жа ис­па­нс­ких дол­гов Ис­па­нии Ев­ро­пейс­ко­му цент­ро­бан­ку.

Брюс­сельс­кий ва­ри­ант, уже ап­ро­би­ро­ван­ный на Гре­ции, – са­мый зло­ве­щий, ибо он оз­на­ча­ет от­каз Ис­па­нии от су­ве­ре­ни­те­та в поль­зу над­на­ци­о­наль­ных струк­тур Ев­ро­со­ю­за.

* * *

Ис­кус­но по­дог­ре­ва­е­мый дол­го­вой кри­зис в со­е­ди­не­нии с по­ли­ти­кой Брюс­се­ля по ре­ги­о­на­ли­за­ции стран Ев­ро­пы стре­ми­тель­но прев­ра­ща­ет­ся в инстру­мент уп­ра­зд­не­ния ев­ро­пейс­ких на­ци­о­наль­ных го­су­дарств, го­су­да­р­ствен­ных су­ве­ре­ни­те­тов и во­об­ще го­су­да­р­ствен­ной фор­мы ор­га­ни­за­ции об­ще­ст­ва…


Источник:

 

fondsk.ru