Пятница, 14 Декабря, 2018
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Новый интеграционный проект для Евразии как ценность
Виктор Боршевич

Сов­ре­мен­ный, ори­ен­ти­ро­ван­ный на дос­ти­же­ния ум за­пад­но­го че­ло­ве­ка, сос­ре­до­то­чен­ный иск­лю­чи­тель­но на ма­те­ри­аль­ных ин­те­ре­сах, при­бы­ли, влас­ти и удо­воль­стви­ях, вся­кий раз при­хо­дит в сос­то­я­ние разд­ра­же­ния и эк­зис­тен­ци­аль­ной тре­во­ги, ког­да стал­ки­ва­ет­ся с «ир­ра­ци­о­наль­ной», с его точ­ки зре­ния, ре­ак­ци­ей при­вер­жен­цев хрис­ти­а­нс­ких и иных ори­ен­ти­ро­ван­ных на цен­нос­ти тра­ди­ций на «бе­зо­бид­ные» (на взгляд за­пад­но­го че­ло­ве­ка) «ша­лос­ти» раз­вяз­ных ка­ри­ка­ту­рис­тов и шо­у­ме­нов, под­ря­жа­е­мых для то­го, что­бы про­во­дить раз­ру­ши­тель­ные сим­во­ли­чес­кие ата­ки на ду­хов­ные ос­но­вы мно­го­ве­ко­вой об­ще­че­ло­ве­чес­кой ци­ви­ли­за­ции.

«Кто стре­ля­ет в прош­лое из ро­гат­ки, в то­го бу­ду­щее выст­ре­лит из пуш­ки», - за­ме­тил как-то за­ме­ча­тель­ный аварс­кий по­эт Ра­сул Гам­за­тов. Глу­бо­ка муд­рость этих слов, но «сон ра­зу­ма рож­да­ет чу­до­вищ». Мож­но сколь­ко угод­но тал­ды­чить о «де­мок­ра­тии», о «сво­бо­де сло­ва и са­мо­вы­ра­же­ния», а так­же о дру­гих ли­бе­раль­но-де­мок­ра­ти­чес­ких «прин­ци­пах и цен­нос­тях», но яс­но од­но: на­ча­ло XXI ве­ка оз­на­ме­но­ва­лось но­вым масш­таб­ным вит­ком эс­ка­ла­ции гло­баль­ных со­ци­о­куль­тур­ных, де­мог­ра­фи­чес­ких и ге­о­по­ли­ти­чес­ких конф­лик­тов.

Что сто­ит за этой псев­до-кар­на­валь­ной по­пыт­кой ос­ме­я­ния и диск­ре­ди­та­ции древ­них сим­во­лов и идей? Не­сом­нен­но – инс­ти­нк­тив­ный страх пе­ред воз­рож­де­ни­ем на ми­ро­вом ге­о­э­ко­но­ми­чес­ком и ге­о­куль­тур­ном ат­ла­се про­буж­да­ю­щих­ся от ле­тар­ги­чес­ко­го сна древ­них ми­ров-эко­но­мик, предс­тав­лен­ных от­нюдь не «лиш­ни­ми» людь­ми и не «лиш­ни­ми» куль­ту­ра­ми - «лиш­ни­ми» толь­ко с точ­ки зре­ния предс­та­ви­те­лей «зо­ло­то­го мил­ли­ар­да», ко­то­рым су­ще­ст­во­ва­ние этих лю­дей и куль­тур ви­дит­ся «сред­не­ве­ко­вым анах­ро­низ­мом».

Один из на­и­бо­лее глу­бо­ких мыс­ли­те­лей ХХ ве­ка Фер­нан Бро­дель ука­зы­вал на то, что ве­ли­кие ми­ры-эко­но­ми­ки прош­ло­го соз­да­ва­лись, раз­ви­ва­лись и вза­и­мо­дей­ство­ва­ли друг с дру­гом имен­но на оче­ред­ной вол­не сов­ре­мен­ных им ми­ро­вых над­ло­мов и кри­зи­сов. Бо­лее то­го, мно­гие ве­ли­кие ин­тег­ра­ци­он­ные идеи не раз воз­рож­да­лись из пеп­ла ис­то­рии и каж­дый раз, мо­дер­ни­зи­ру­ясь, всту­па­ли в но­вые цик­лы раз­ви­тия имен­но в ус­ло­ви­ях оче­ред­ной кри­ти­чес­кой конъ­ю­нк­ту­ры, опи­ра­ясь на собствен­ные тра­ди­ции и ис­то­ри­чес­кую па­мять сво­их но­си­те­лей - на­ро­дов и ци­ви­ли­за­ций (см. фе­ери­чес­кий взлёт древ­ней­ших эко­но­мик Япо­нии, Ки­тая, Ин­дии, etc).

Ве­ли­кая идея един­ства на­ро­дов Ев­ра­зии не раз воз­рож­да­лась на беск­рай­них прос­то­рах меж­ду Ат­лан­ти­чес­ким и Ти­хим оке­а­на­ми со вре­мён пер­си­дс­ких и эл­ли­нис­ти­чес­ких ди­нас­тий, ди­нас­тий чин­ги­зи­дов и ти­му­ри­дов, со вре­мён Пет­ра Ве­ли­ко­го в неп­ре­рыв­ных по­пыт­ках за­пол­не­ния это­го ге­ог­ра­фи­чес­ко­го прост­ра­н­ства жиз­нес­по­соб­ной над­на­ци­о­наль­ной сис­те­мой про­из­во­дя­щих цент­ров, тор­го­вых и куль­тур­ных ком­му­ни­ка­ций.

Дос­та­точ­но оки­нуть неп­ре­ду­беж­ден­ным взгля­дом кар­ту ми­ра, что­бы убе­дить­ся, что ны­не опять это ги­га­н­тское ев­ра­зийс­кое прост­ра­н­ство зи­я­ет не­кой ло­ги­чес­ки не­пос­ти­жи­мой «ды­рой» меж­ду чет­ко оп­ре­де­лив­ши­ми­ся и вза­и­мо­дей­ству­ю­щи­ми Ат­лан­ти­чес­ким и Ти­хо­оке­а­нс­ким аре­а­ла­ми. Древ­няя, тра­ди­ци­он­ная сеть су­хо­пут­ных «шёл­ко­вых пу­тей» поч­ти пол­ностью ус­ту­пи­ла мес­то не ме­нее тра­ди­ци­он­ной се­ти морс­ких «шел­ко­вых пу­тей», до­пол­нен­ных ны­не сов­ре­мен­ной сетью воз­душ­ных пе­ре­во­зок и па­у­ти­ной Ин­тер­не­та. Дос­та­точ­но об­ра­тить вни­ма­ние на то, что ны­неш­ние объ­е­мы пе­ре­во­зок по Транс­си­бу сос­тав­ля­ют все­го 1% (!) по от­но­ше­нию к морс­ким пе­ре­воз­кам меж­ду Ти­хо­оке­а­нс­ким и Ат­лан­ти­чес­ким цент­ра­ми ми­ро­во­го хо­зяй­ства.

Раз­ру­ха и кри­зи­сы в го­су­да­р­ствен­ных сис­те­мах на­чи­на­ют­ся, как из­ве­ст­но, с «раз­ру­хи в го­ло­вах», но, по­хо­же, что ею и за­кан­чи­ва­ют­ся. Во вся­ком слу­чае, за­кон­чат­ся, ес­ли уро­ки кри­зи­сов и идей­ных ша­та­ний рас­чис­тят, на­ко­нец, поч­ву для но­во­го ис­то­ри­чес­ко­го вит­ка воз­рож­де­ния и ре­а­ли­за­ции ве­ли­кой ев­ра­зийс­кой идеи, ко­то­рая глу­бо­ко уко­ре­ни­лась в ис­то­ри­чес­кой па­мя­ти на­ро­дов.

Вет­хая ев­ро­це­нт­ри­с­тская идея Кар­ла Ве­ли­ко­го, до сих пор ви­та­ю­щая в умах ар­хи­тек­то­ров «ев­ро­ин­тег­ра­ции», идея, веч­но нап­рав­лен­ная сво­им аг­рес­сив­ным ост­ри­ем на Вос­ток («Дранг нах Ос­тен»), пе­ре­жи­ва­ет се­год­ня не луч­шие вре­ме­на. И тем не ме­нее за­пад­но­ев­ро­пейс­кие и эпи­го­н­ству­ю­щие по от­но­ше­нию к ним пост­со­ве­тс­кие «ев­ро­ин­тег­ра­то­ры» де­ла­ют всё воз­мож­ное, что­бы сму­тить этой иде­ей ис­то­ри­чес­кую па­мять на­ро­дов ев­ра­зийс­ко­го прост­ра­н­ства.

Бо­лее то­го, за про­шед­шее вре­мя кор­рум­пи­ро­ван­ные по­ли­ти­ко-оли­гар­хи­чес­кие эли­ты во мно­гих пост­со­ве­тс­ких стра­нах ухит­ри­лись под­сесть на «дол­го­вую иг­лу» МВФ и дру­гих фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций, поз­во­лив опу­тать се­бя сом­ни­тель­ны­ми и об­ре­ме­ни­тель­ны­ми обя­за­тель­ства­ми пе­ред во­ен­но-по­ли­ти­чес­ки­ми струк­ту­ра­ми «Ев­ро-Ат­лан­ти­ки».

Од­на­ко по ме­ре на­рас­та­ния сис­тем­но­го кри­зи­са за­пад­ной «Ат­лан­ти­ды» их хват­ка на­ча­ла сла­беть, а прив­ле­ка­тель­ность их идей в гла­зах на­се­ле­ния - па­дать. Так, у нас в Мол­до­ве за три го­да дра­ма­ти­чес­ко­го прав­ле­ния мест­ных «ев­ро­ин­тег­ра­то­ров» рей­тинг прив­ле­ка­тель­нос­ти Ев­ро­со­ю­за (а тем бо­лее НА­ТО) сполз с вы­со­кой от­мет­ки по­ряд­ка двух тре­тей до ме­нее по­ло­ви­ны (!) от ко­ли­че­ст­ва на­се­ле­ния.

Лю­ди на­чи­на­ют по­ни­мать, что ин­тег­ри­ру­ю­щий по­тен­ци­ал сов­ре­мен­ной За­пад­ной Ев­ро­пы ис­чер­пан, что у ев­ро­пейс­ко­го че­ло­ве­ка нас­ту­пил «кри­зис нес­ва­ре­ния», что ник­то и ни­ко­го боль­ше в Ев­ро­со­юз, тем бо­лее в Шен­ге­нс­кую зо­ну не про­пус­тит. Что цель «ев­ро­ин­тег­ра­то­ров» сов­сем иная – соз­дать бу­фер, или «са­ни­тар­ный кор­дон», меж­ду Ев­ро­со­ю­зом и бу­ду­щим Ев­ра­зийс­ким со­ю­зом, сде­лать всё воз­мож­ное и не­воз­мож­ное, что­бы не до­пус­тить вов­ле­че­ния стран быв­шей Рос­сийс­кой им­пе­рии в ор­би­ту но­во­го ин­тег­ра­ци­он­но­го про­ек­та для Ев­ра­зии…

Ес­те­ст­вен­но, од­ной об­щей прив­ле­ка­тель­ностью ев­ра­зийс­ко­го про­ек­та не обой­тись, не­об­хо­ди­мо ока­зать про­ду­ман­ную, эше­ло­ни­ро­ван­ную и действен­ную под­де­рж­ку всем тем бо­га­тым креп­кой ис­то­ри­чес­кой па­мятью умам на прост­ра­н­ствах быв­ше­го СССР, для ко­то­рых ве­ли­кая ев­ра­зийс­кая идея предс­тав­ля­ет­ся жиз­нен­ной не­об­хо­ди­мостью на пу­ти к об­ре­те­нию на­ши­ми на­ро­да­ми сво­е­го на­ци­о­наль­но­го ли­ца и сво­е­го дос­той­но­го мес­та в ми­ре. Для лю­дей, мыс­ля­щих по­доб­ным об­ра­зом, воп­рос этот сто­ит так: «Ев­ро­со­ю­зу, где нас не хо­тят, не вы­жить без Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за, в ко­то­ром нам – са­мое мес­то».

Та­ко­ва ло­ги­ка ис­то­рии, и тех, кто от­ка­зы­ва­ет­ся от опы­та и па­мя­ти сво­их пред­ков, ждет бе­зот­рад­ная участь «лиш­них лю­дей» и «лиш­них эко­но­мик», ибо для то­го, что­бы от­во­е­вать, вос­ста­но­вить над­ле­жа­щее и дос­той­ное мес­то в ми­ро­вой ге­о­сис­те­ме, не­об­хо­ди­мо, преж­де все­го, из­ба­вить­ся от пси­хо­ло­ги­чес­ко­го комп­лек­са «лиш­не­го». Глав­ное – не упус­тить вре­мя, не скомп­ро­ме­ти­ро­вать (в ко­то­рый раз!) эту ве­ли­кую идею но­во­го ин­тег­ра­ци­он­но­го про­ек­та для Ев­ра­зии – за­ме­ча­тель­ный и уни­каль­ный про­дукт сов­ме­ст­но­го ге­ро­и­чес­ко­го опы­та мно­гих де­сят­ков на­ро­дов.

Источник: fondsk.ru

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2018 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1032 гостей онлайн