Вторник, 25 Июля, 2017
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Новый интеграционный проект для Евразии как ценность
Виктор Боршевич

Сов­ре­мен­ный, ори­ен­ти­ро­ван­ный на дос­ти­же­ния ум за­пад­но­го че­ло­ве­ка, сос­ре­до­то­чен­ный иск­лю­чи­тель­но на ма­те­ри­аль­ных ин­те­ре­сах, при­бы­ли, влас­ти и удо­воль­стви­ях, вся­кий раз при­хо­дит в сос­то­я­ние разд­ра­же­ния и эк­зис­тен­ци­аль­ной тре­во­ги, ког­да стал­ки­ва­ет­ся с «ир­ра­ци­о­наль­ной», с его точ­ки зре­ния, ре­ак­ци­ей при­вер­жен­цев хрис­ти­а­нс­ких и иных ори­ен­ти­ро­ван­ных на цен­нос­ти тра­ди­ций на «бе­зо­бид­ные» (на взгляд за­пад­но­го че­ло­ве­ка) «ша­лос­ти» раз­вяз­ных ка­ри­ка­ту­рис­тов и шо­у­ме­нов, под­ря­жа­е­мых для то­го, что­бы про­во­дить раз­ру­ши­тель­ные сим­во­ли­чес­кие ата­ки на ду­хов­ные ос­но­вы мно­го­ве­ко­вой об­ще­че­ло­ве­чес­кой ци­ви­ли­за­ции.

«Кто стре­ля­ет в прош­лое из ро­гат­ки, в то­го бу­ду­щее выст­ре­лит из пуш­ки», - за­ме­тил как-то за­ме­ча­тель­ный аварс­кий по­эт Ра­сул Гам­за­тов. Глу­бо­ка муд­рость этих слов, но «сон ра­зу­ма рож­да­ет чу­до­вищ». Мож­но сколь­ко угод­но тал­ды­чить о «де­мок­ра­тии», о «сво­бо­де сло­ва и са­мо­вы­ра­же­ния», а так­же о дру­гих ли­бе­раль­но-де­мок­ра­ти­чес­ких «прин­ци­пах и цен­нос­тях», но яс­но од­но: на­ча­ло XXI ве­ка оз­на­ме­но­ва­лось но­вым масш­таб­ным вит­ком эс­ка­ла­ции гло­баль­ных со­ци­о­куль­тур­ных, де­мог­ра­фи­чес­ких и ге­о­по­ли­ти­чес­ких конф­лик­тов.

Что сто­ит за этой псев­до-кар­на­валь­ной по­пыт­кой ос­ме­я­ния и диск­ре­ди­та­ции древ­них сим­во­лов и идей? Не­сом­нен­но – инс­ти­нк­тив­ный страх пе­ред воз­рож­де­ни­ем на ми­ро­вом ге­о­э­ко­но­ми­чес­ком и ге­о­куль­тур­ном ат­ла­се про­буж­да­ю­щих­ся от ле­тар­ги­чес­ко­го сна древ­них ми­ров-эко­но­мик, предс­тав­лен­ных от­нюдь не «лиш­ни­ми» людь­ми и не «лиш­ни­ми» куль­ту­ра­ми - «лиш­ни­ми» толь­ко с точ­ки зре­ния предс­та­ви­те­лей «зо­ло­то­го мил­ли­ар­да», ко­то­рым су­ще­ст­во­ва­ние этих лю­дей и куль­тур ви­дит­ся «сред­не­ве­ко­вым анах­ро­низ­мом».

Один из на­и­бо­лее глу­бо­ких мыс­ли­те­лей ХХ ве­ка Фер­нан Бро­дель ука­зы­вал на то, что ве­ли­кие ми­ры-эко­но­ми­ки прош­ло­го соз­да­ва­лись, раз­ви­ва­лись и вза­и­мо­дей­ство­ва­ли друг с дру­гом имен­но на оче­ред­ной вол­не сов­ре­мен­ных им ми­ро­вых над­ло­мов и кри­зи­сов. Бо­лее то­го, мно­гие ве­ли­кие ин­тег­ра­ци­он­ные идеи не раз воз­рож­да­лись из пеп­ла ис­то­рии и каж­дый раз, мо­дер­ни­зи­ру­ясь, всту­па­ли в но­вые цик­лы раз­ви­тия имен­но в ус­ло­ви­ях оче­ред­ной кри­ти­чес­кой конъ­ю­нк­ту­ры, опи­ра­ясь на собствен­ные тра­ди­ции и ис­то­ри­чес­кую па­мять сво­их но­си­те­лей - на­ро­дов и ци­ви­ли­за­ций (см. фе­ери­чес­кий взлёт древ­ней­ших эко­но­мик Япо­нии, Ки­тая, Ин­дии, etc).

Ве­ли­кая идея един­ства на­ро­дов Ев­ра­зии не раз воз­рож­да­лась на беск­рай­них прос­то­рах меж­ду Ат­лан­ти­чес­ким и Ти­хим оке­а­на­ми со вре­мён пер­си­дс­ких и эл­ли­нис­ти­чес­ких ди­нас­тий, ди­нас­тий чин­ги­зи­дов и ти­му­ри­дов, со вре­мён Пет­ра Ве­ли­ко­го в неп­ре­рыв­ных по­пыт­ках за­пол­не­ния это­го ге­ог­ра­фи­чес­ко­го прост­ра­н­ства жиз­нес­по­соб­ной над­на­ци­о­наль­ной сис­те­мой про­из­во­дя­щих цент­ров, тор­го­вых и куль­тур­ных ком­му­ни­ка­ций.

Дос­та­точ­но оки­нуть неп­ре­ду­беж­ден­ным взгля­дом кар­ту ми­ра, что­бы убе­дить­ся, что ны­не опять это ги­га­н­тское ев­ра­зийс­кое прост­ра­н­ство зи­я­ет не­кой ло­ги­чес­ки не­пос­ти­жи­мой «ды­рой» меж­ду чет­ко оп­ре­де­лив­ши­ми­ся и вза­и­мо­дей­ству­ю­щи­ми Ат­лан­ти­чес­ким и Ти­хо­оке­а­нс­ким аре­а­ла­ми. Древ­няя, тра­ди­ци­он­ная сеть су­хо­пут­ных «шёл­ко­вых пу­тей» поч­ти пол­ностью ус­ту­пи­ла мес­то не ме­нее тра­ди­ци­он­ной се­ти морс­ких «шел­ко­вых пу­тей», до­пол­нен­ных ны­не сов­ре­мен­ной сетью воз­душ­ных пе­ре­во­зок и па­у­ти­ной Ин­тер­не­та. Дос­та­точ­но об­ра­тить вни­ма­ние на то, что ны­неш­ние объ­е­мы пе­ре­во­зок по Транс­си­бу сос­тав­ля­ют все­го 1% (!) по от­но­ше­нию к морс­ким пе­ре­воз­кам меж­ду Ти­хо­оке­а­нс­ким и Ат­лан­ти­чес­ким цент­ра­ми ми­ро­во­го хо­зяй­ства.

Раз­ру­ха и кри­зи­сы в го­су­да­р­ствен­ных сис­те­мах на­чи­на­ют­ся, как из­ве­ст­но, с «раз­ру­хи в го­ло­вах», но, по­хо­же, что ею и за­кан­чи­ва­ют­ся. Во вся­ком слу­чае, за­кон­чат­ся, ес­ли уро­ки кри­зи­сов и идей­ных ша­та­ний рас­чис­тят, на­ко­нец, поч­ву для но­во­го ис­то­ри­чес­ко­го вит­ка воз­рож­де­ния и ре­а­ли­за­ции ве­ли­кой ев­ра­зийс­кой идеи, ко­то­рая глу­бо­ко уко­ре­ни­лась в ис­то­ри­чес­кой па­мя­ти на­ро­дов.

Вет­хая ев­ро­це­нт­ри­с­тская идея Кар­ла Ве­ли­ко­го, до сих пор ви­та­ю­щая в умах ар­хи­тек­то­ров «ев­ро­ин­тег­ра­ции», идея, веч­но нап­рав­лен­ная сво­им аг­рес­сив­ным ост­ри­ем на Вос­ток («Дранг нах Ос­тен»), пе­ре­жи­ва­ет се­год­ня не луч­шие вре­ме­на. И тем не ме­нее за­пад­но­ев­ро­пейс­кие и эпи­го­н­ству­ю­щие по от­но­ше­нию к ним пост­со­ве­тс­кие «ев­ро­ин­тег­ра­то­ры» де­ла­ют всё воз­мож­ное, что­бы сму­тить этой иде­ей ис­то­ри­чес­кую па­мять на­ро­дов ев­ра­зийс­ко­го прост­ра­н­ства.

Бо­лее то­го, за про­шед­шее вре­мя кор­рум­пи­ро­ван­ные по­ли­ти­ко-оли­гар­хи­чес­кие эли­ты во мно­гих пост­со­ве­тс­ких стра­нах ухит­ри­лись под­сесть на «дол­го­вую иг­лу» МВФ и дру­гих фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций, поз­во­лив опу­тать се­бя сом­ни­тель­ны­ми и об­ре­ме­ни­тель­ны­ми обя­за­тель­ства­ми пе­ред во­ен­но-по­ли­ти­чес­ки­ми струк­ту­ра­ми «Ев­ро-Ат­лан­ти­ки».

Од­на­ко по ме­ре на­рас­та­ния сис­тем­но­го кри­зи­са за­пад­ной «Ат­лан­ти­ды» их хват­ка на­ча­ла сла­беть, а прив­ле­ка­тель­ность их идей в гла­зах на­се­ле­ния - па­дать. Так, у нас в Мол­до­ве за три го­да дра­ма­ти­чес­ко­го прав­ле­ния мест­ных «ев­ро­ин­тег­ра­то­ров» рей­тинг прив­ле­ка­тель­нос­ти Ев­ро­со­ю­за (а тем бо­лее НА­ТО) сполз с вы­со­кой от­мет­ки по­ряд­ка двух тре­тей до ме­нее по­ло­ви­ны (!) от ко­ли­че­ст­ва на­се­ле­ния.

Лю­ди на­чи­на­ют по­ни­мать, что ин­тег­ри­ру­ю­щий по­тен­ци­ал сов­ре­мен­ной За­пад­ной Ев­ро­пы ис­чер­пан, что у ев­ро­пейс­ко­го че­ло­ве­ка нас­ту­пил «кри­зис нес­ва­ре­ния», что ник­то и ни­ко­го боль­ше в Ев­ро­со­юз, тем бо­лее в Шен­ге­нс­кую зо­ну не про­пус­тит. Что цель «ев­ро­ин­тег­ра­то­ров» сов­сем иная – соз­дать бу­фер, или «са­ни­тар­ный кор­дон», меж­ду Ев­ро­со­ю­зом и бу­ду­щим Ев­ра­зийс­ким со­ю­зом, сде­лать всё воз­мож­ное и не­воз­мож­ное, что­бы не до­пус­тить вов­ле­че­ния стран быв­шей Рос­сийс­кой им­пе­рии в ор­би­ту но­во­го ин­тег­ра­ци­он­но­го про­ек­та для Ев­ра­зии…

Ес­те­ст­вен­но, од­ной об­щей прив­ле­ка­тель­ностью ев­ра­зийс­ко­го про­ек­та не обой­тись, не­об­хо­ди­мо ока­зать про­ду­ман­ную, эше­ло­ни­ро­ван­ную и действен­ную под­де­рж­ку всем тем бо­га­тым креп­кой ис­то­ри­чес­кой па­мятью умам на прост­ра­н­ствах быв­ше­го СССР, для ко­то­рых ве­ли­кая ев­ра­зийс­кая идея предс­тав­ля­ет­ся жиз­нен­ной не­об­хо­ди­мостью на пу­ти к об­ре­те­нию на­ши­ми на­ро­да­ми сво­е­го на­ци­о­наль­но­го ли­ца и сво­е­го дос­той­но­го мес­та в ми­ре. Для лю­дей, мыс­ля­щих по­доб­ным об­ра­зом, воп­рос этот сто­ит так: «Ев­ро­со­ю­зу, где нас не хо­тят, не вы­жить без Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за, в ко­то­ром нам – са­мое мес­то».

Та­ко­ва ло­ги­ка ис­то­рии, и тех, кто от­ка­зы­ва­ет­ся от опы­та и па­мя­ти сво­их пред­ков, ждет бе­зот­рад­ная участь «лиш­них лю­дей» и «лиш­них эко­но­мик», ибо для то­го, что­бы от­во­е­вать, вос­ста­но­вить над­ле­жа­щее и дос­той­ное мес­то в ми­ро­вой ге­о­сис­те­ме, не­об­хо­ди­мо, преж­де все­го, из­ба­вить­ся от пси­хо­ло­ги­чес­ко­го комп­лек­са «лиш­не­го». Глав­ное – не упус­тить вре­мя, не скомп­ро­ме­ти­ро­вать (в ко­то­рый раз!) эту ве­ли­кую идею но­во­го ин­тег­ра­ци­он­но­го про­ек­та для Ев­ра­зии – за­ме­ча­тель­ный и уни­каль­ный про­дукт сов­ме­ст­но­го ге­ро­и­чес­ко­го опы­та мно­гих де­сят­ков на­ро­дов.

Источник: fondsk.ru

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 474 гостей онлайн