В 1996 году в работе под названием «Столкновение цивилизаций и образование нового миропорядка» Хантингтон разделил мир на 8 различных цивилизаций. Подчеркивалось, что исламская и китайская цивилизации являются наиболее перспективными в будущем, при этом, по его прогнозам, к 2025 году Запад опередит эти цивилизации в своем развитии.
Этот подход автоматически выводит на первый план для Запада конкуренцию цивилизаций. И как происходит этот процесс – теперь мы можем отчетливо наблюдать в ходе событий, возникающих в различных частях света. В этой связи вольно или невольно возникает следующая точка зрения: Запад разрабатывает специальные планы, чтобы удерживать различные цивилизации от развития.
Выбор данной стратегии создает чрезвычайную напряженность в межцивилизационных отношениях. Одним из характерных признаков является расхождение во взглядах между ведущими аналитиками Запада относительно содержания процесса, называемого «арабской весной». Теперь комментаторы испытывают беспокойство в связи с возможным тупиком в развитии геополитических событий в мировом масштабе. В этой связи они задаются вопросом: какое свойство на самом деле лежит в основе «арабской весны»?
Вероятность такого драматического события, в которое может обернуться межцивилизационная борьба, вызывает тревогу, связанную с будущим человечества. При этом ощущение того, что эта борьба может превратиться в межцивилизационный диалог, является совсем слабым. Тогда естественно возникает следующий вопрос: в каком направлении развивается мир?
Будущее человечества: какая модель развития предпочтительна?
В настоящее время определенного ответа на этот вопрос нет. Борьба цивилизаций в глобальном масштабе становится все более интенсивной на Ближнем и Дальнем Востоке. Достаточно опасным с этой точки зрения становится евразийский регион. И все эти геополитические зоны объединяет один общий элемент – неопределенность.
Разногласия, возникающие главным образом в мусульманских государствах на Ближнем Востоке, постепенно охватывают социальные слои в более широком масштабе. При этом международное сообщество не видит объективного и эффективного пути решения возникающих проблем. К примеру, в Сирии мы наблюдаем колоссальную гуманитарную трагедию, однако крупные государства по-прежнему не отступают от своих геополитических интересов.
Постепенно нарастающая информационная война, связанная с ядерной программой Ирана, фактически столкнула некоторые государства. Сегодня вопрос о решении этой проблемы военным путем обсуждается даже на высоком уровне. О многом заставляет задуматься представление данной проблемы с точки зрения цивилизационных ценностей Запада и Ирана. Израиль в этом вопросе полагает, что Иран представляет угрозу для мира как мусульманское государство. Тегеран же угрожает «стереть с карты мира сионистский режим» и рассматривает вопрос в форме конфликта исламской и христианской цивилизаций.
Приблизительно такая же картина наблюдается сейчас на Дальнем Востоке. Китай – государство, владеющее особой культурной системой и цивилизационными ценностями, что постепенно создает напряженность в геополитической ситуации в этом регионе. Американский флот уже сейчас подтянул туда значительные силы. Западные эксперты размышляют над сценариями, по которым может произойти конфронтация китайской цивилизации с Западом.
В целом рассматриваемый процесс подтверждает, что человечество движется в опасном направлении. Продолжение борьбы между различными цивилизациями представляет угрозу глобального масштаба. В случае продолжения динамики данных процессов будущее человечества выглядит «размытым».
Одна из мудростей Древнего Востока гласит: «Чтобы спасти себя, нужно спасти мир». Спасение какой бы то ни было цивилизации связано со спасением мира. Искореняя представителей других культур, Запад сам бросает себя в порочный круг. Мир к уничтожению ведут те, кто «допускают сделать другим то, чего не пожелают себе» (Конфуций).
Источник:inosmi.ru