Четверг, 16 Августа, 2018
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)


Почему мы выросли разными
Виктор Бирюков, Александр Черницкий

Есть животрепещущая тема, которую удивительным образом игнорируют и социальная психология, и социальная философия. Речь о своеобразной бифуркации русского мира, о его расслоении на две огромные части.

По­че­му од­ни лю­ди рус­ской куль­ту­ры (не­за­ви­си­мо от на­ци­о­наль­нос­ти) не­до­воль­ны Ро­ди­ной и в об­ра­зец ей пос­то­ян­но ста­вят да­ле­кие стра­ны? По­че­му дру­гие лю­ди – той же са­мой куль­ту­ры – вся­чес­ки Ро­ди­ну обе­ля­ют и по­чи­та­ют ее об­раз­цом для да­ле­ких стран? Иной раз столь раз­лич­ные взгля­ды па­ра­док­саль­ным об­ра­зом сли­ва­ют­ся: «Еду я на ро­ди­ну, пусть кри­чат – уро­ди­на, а она нам нра­вит­ся, спя­щая кра­са­ви­ца»1.

Уро­ди­на или кра­са­ви­ца – that is the question. Стран­ное ведь де­ло, а? Но­си­ли оди­на­ко­вые ок­тяб­ря­тс­кие звез­доч­ки, пи­о­не­рс­кие галс­ту­ки, ком­со­мольс­кие знач­ки, за­час­тую еще и пар­тий­ные би­ле­ты, а так ра­зош­лись в оцен­ке сво­ей стра­ны, что ока­за­лись по про­ти­во­по­лож­ные сто­ро­ны ин­тел­лек­ту­аль­ной бар­ри­ка­ды. Как слу­чил­ся этот мен­таль­ный раз­лом, что ста­ло его при­чи­ной?

Пре­дуп­реж­да­ем, что объ­ек­тив­ные по­ро­ки Оте­че­ст­ва нам впол­не из­ве­ст­ны: ду­ра­ки, до­ро­ги, кор­руп­ция, мо­но­по­лии, го­ло­во­тя­п­ство, чи­но­по­чи­та­ние, низ­кая про­из­во­ди­тель­ность, не­у­ва­же­ние к за­ко­нам и тех­рег­ла­мен­там, экс­тен­сив­ное (не­ра­чи­тель­ное) от­но­ше­ние к прост­ра­н­ству. Но пос­мот­ри­те, как раз­де­лил­ся на­род на две час­ти: на­зо­вем их ус­лов­но рос­си­е­фи­ла­ми и рос­си­е­фо­ба­ми.

Од­ни го­то­вы ми­рить­ся с род­ны­ми по­ро­ка­ми, в то вре­мя как дру­гие за те же по­ро­ки Ро­ди­ну не­на­ви­дят: мол, это на­ша стра­на – и мы ее с вос­тор­гом-та­ки добь­ем. Об­раз­чик до­би­ва­ния – про­тес­ты про­тив стро­и­тель­ства че­го бы то ни бы­ло, ко­то­рые на­зо­вем «ван­да­лиз­мом на­о­бо­рот». Ах, но­вое жилье зас­ло­ня­ет моск­ви­чам солн­це (ди­о­ге­ны-то расп­ло­ди­лись), ста­рые раз­ва­лю­хи сно­сить не мо­ги (ис­то­ри­чес­кие ре­лик­вии), прок­лад­ка ско­ро­ст­ных трасс на­но­сит не­вос­пол­ни­мый урон по­лу­ми­фи­чес­ким ле­сам, под­го­тов­ка к Олим­пийс­ким иг­рам унич­то­жа­ет чрез­вы­чай­но цен­ные хи­жи­ны в Со­чи, за­во­ды на­до зак­ры­вать – они пор­тят ок­ру­жа­ю­щую сре­ду. И т.д., и т.п.

Зна­ко­мая нам оп­по­зи­ци­он­ная жур­на­ли­ст­ка приз­на­лась: «Власть по оп­ре­де­ле­нию пло­ха, и мы долж­ны встре­чать в шты­ки все, что бы она ни де­ла­ла». Пред­ла­га­ем в этой див­ной фра­зе за­ме­нить «власть» на «Рос­сия», и вы пой­ме­те ав­то­ров этих строк, чи­та­тель. Кста­ти, толь­ко что – 1 мая 2012 го­да – зна­ко­мая по­э­тес­са Эве­ли­на Ра­ки­тс­кая прис­ла­ла нам по элект­рон­ке иро­нич­ное сти­хот­во­ре­ние «По­лез­ный со­вет» (ими­та­ция под Гри­го­рия Ос­те­ра» с его «Вред­ны­ми со­ве­та­ми»). При­ве­дем па­ру строф:

Есть ре­цепт прос­той и вер­ный
что­бы быть при­ят­ным всем:
нуж­но всё, что толь­ко ви­дишь,
обя­за­тель­но ру­гать.

...Не­ту ху­же, чем Рос­сия,
На пла­не­те го­су­дарств!
Ес­ли ду­ма­ешь ина­че –
зна­чит, скры­тый ком­му­нист.

Про­тест ра­ди про­тес­та. То би­ли в ба­ра­ба­ны, тре­буя уп­рос­тить ре­ги­ст­ра­ция пар­тий, – те­перь во­пят, что по­лу­чи­лось уж че­рес­чур прос­то. Боль­ше се­ми лет ны­ли про изб­ра­ние гу­бер­на­то­ров – ока­зы­ва­ет­ся, нуж­ны ка­кие-то иные вы­бо­ры. Раз­ве что об сте­ны не би­лись, вы­ма­ли­вая «об­ще­ст­вен­ное» ТВ, – но и с его соз­да­ни­ем не сог­лас­ны. Нам не хо­чет­ся да­вать здесь нрав­ствен­ных оце­нок: лю­бить или не лю­бить свою стра­ну – лич­ное де­ло каж­до­го. Бо­лее то­го, у нас нет го­то­во­го от­ве­та на вы­не­сен­ный в за­го­ло­вок воп­рос «По­че­му мы вы­рос­ли раз­ны­ми»: важ­но его хо­тя бы сфор­му­ли­ро­вать. Поп­ро­бу­ем на­ме­тить рус­ла воз­мож­ных от­ве­тов, а по­иск ис­ти­ны про­дол­жит­ся, воз­мож­но, еще дол­го.

Итак, пер­вый, са­мый пря­мой путь к рос­си­е­фо­бии. Под­рос­ток едет учить­ся на За­пад и там вдруг осоз­на­ет, что Ро­ди­на отс­та­ла нав­сег­да – и по пот­ре­би­тельс­ко­му изо­би­лию, и по ком­фор­ту сре­ды оби­та­ния. Итог – под­рос­ток стра­ст­но влюб­ля­ет­ся в чу­жой мир. Вот прон­зи­тель­но иск­рен­ний рас­сказ Ким Чен На­ма (стар­ше­го сы­на по­кой­но­го се­ве­ро­ко­рейс­ко­го ли­де­ра Ким Чен Ира): «Я... из-за мно­го­лет­ней уче­бы за гра­ни­цей прев­ра­тил­ся в ка­пи­та­лис­ти­чес­ко­го пар­ня, и отец пос­ле это­го сок­ра­тил вре­мя, на ко­то­рое по­сы­лал дру­гих сво­их де­тей в за­ру­беж­ные шко­лы»2.


1 ДДТ, Юрий Шевчук. Текст песни «Родина» // Lyricsworld.Ru. Тексты песен, аккорды. – 1993.
2 Петр Шмелев. Сын Ким Чен Ира хоронит КНДР // Pravda.Ru. – 19 января 2012.



НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2018 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1034 гостей онлайн