Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма


А вот немного из замечательного эссе «Как мы вообще выжили!? (детям последних советских десятилетий посвящается)»:

«Если вы были ребёнком в 50-е, 60-е, 70-е или 80-е, оглядываясь назад, трудно поверить, что нам удалось дожить до сегодняшнего дня… Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не могло прийти в голову кататься на велике в шлеме. Ужас!

Часами мы мастерили тележки и самокаты из досок и подшипников со свалки, а когда впервые неслись с горы, вспоминали, что забыли приделать тормоза. После того, как мы въезжали в колючие кусты несколько раз, мы разбирались с этой проблемой.

Мы уходили из дома утром и играли весь день, возвращаясь тогда, когда зажигались уличные фонари, там, где они были. Целый день никто не мог узнать, где мы. Мобильных телефонов не было! Трудно представить. Мы резали руки и ноги, ломали кости и выбивали зубы, и никто ни на кого не подавал в суд. Бывало всякое. Виноваты были только мы и никто другой. Помните? Мы дрались до крови и ходили в синяках, привыкая не обращать на это внимания.

Мы ели пирожные, мороженое, пили лимонад, но никто от этого не толстел, потому что мы всё время носились и играли. Из одной бутылки пили несколько человек, и никто от этого не умер. У нас не было игровых приставок, компьютеров, 165 каналов спутникового телевидения, компакт дисков, сотовых телефонов, интернета, мы неслись смотреть мультфильм всей толпой в ближайший дом, ведь видиков тоже не было!

Зато у нас были друзья! Мы выходили из дома и находили их. Мы катались на великах, пускали спички по весенним ручьям, сидели на лавочке, на заборе или в школьном дворе и болтали, о чем хотели. Когда нам был кто-то нужен, мы стучались в дверь, звонили в звонок или просто заходили и виделись с ними. Помните? Без спросу! Сами! Одни в этом жестоком и опасном мире! Без охраны! Как мы вообще выжили?

Мы придумывали игры с палками и консервными банками, мы воровали яблоки в садах и ели вишни с косточками, и косточки не прорастали у нас в животе. Каждый хоть раз записался на футбол, хоккей или волейбол, но не все попали в команду. Те, кто не попали, научились справляться с разочарованием…

Наши поступки были нашими собственными. Мы были готовы к последствиям. Прятаться было не за кого. Понятия о том, что можно откупиться от ментов или откосить от армии, практически не существовало. Родители тех лет обычно принимали сторону закона, можете себе представить!?

Это поколение породило огромное количество людей, которые могут рисковать, решать проблемы и создавать нечто, чего до этого не было, просто не существовало. У нас была свобода выбора, право на риск и неудачу, ответственность, и мы как-то просто научились пользоваться всем этим.

А ещё все сидели в ванной, причем на опущенном стульчаке, причём в темноте — и светил там только красный фонарь... Догадались? Обычное дело — печатали фотографии. Вся наша жизнь на этих чёрно-белых фотографиях, отпечатанных собственными руками, а не бездушным дядькой из «Кодак»...

Ну, вы же помните, что такое фиксаж?

Девчонки, а вы помните резиночки? Удивительно, но ни один мальчишка на свете не знает правила этой игры! … Были кожаные ремни, которые надевали друг на друга и играли в лошадок, белые гольфы, в которых ходили в детский сад мальчики и девочки… Мамы спокойно отпускали детей гулять, не боясь, что их украдут. И без всяких цивилизационных наворотов из нас вырастили достойное поколение".

Стоит задуматься тем, кто огульно обвиняет жизнь детей в СССР как эпоху подавления личности и муштру. Как видно, детской свободы и самодеятельности в этот период было по крайней мере не меньше, чем в наш XXI оцифрованный век либерализма.

Для полноценного развития тела совсем не обязательны дорогостоящие снаряды и специальные помещения. У нас было всё: вес собственного тела, деревья, ветки и дворовые скамейки. Стоит задуматься тем, кто огульно обвиняет жизнь детей в СССР как эпоху подавления личности и муштру. Как видно, детской свободы и самодеятельности в этот период было, пожалуй, больше, чем в наш XXI оцифрованный век прямого надзора и тотального электронного подглядывания.

Эпоха вторая: последняя треть XX — первое десятилетие XXI века

Двор уже не деревянный, а коробка из пяти- — девятитиэтажек. Детская площадка, сделанная заводчанами-шефами из водопроводных труб, металлического листа и других металлоизделий. Всё покрашено — точнее, раскрашено-размалёвано красками с качеством и цветом, которые были, а не которыми хочется, но всё это делалось с душой.

Сохранилась до настоящего времени детская площадка на улице Новаторов — в народе это место города получило устойчивое название «Куба».

Уверен, что эту площадку в целом надо сохранить уже как историко-архитектурный заповедник детского досуга второй половины XX века, то есть времён СССР.

Эпоха третья: второе десятилетие XXI века и будущее

Детские площадки профессионального дизайна, сделанные на основе новых конструкционных материалов; со снарядами, обеспечивающими все виды детской двигательной активности, хорошо вписанные с эстетической точки зрения в дворовую или садово-парковую среду. Вот современные детские игровые площадки в Лядском садике и парке Победы.

Но! С точки зрения среды детского обитания есть провал, который связан с современной культурой. Ментальность современных родителей, запуганных рисками, а также материальная обеспеченность их, приводящая к окружению детей нянями, боннами, гувернантками и даже охранниками, сделала детскую жизнь тотально поднадзорной. В школе за ними следят учителя, дома репетиторы, вне школы и дома — руководители секций, а в пути — водитель машины (будь то папа, мама, бабушка или кто-то ещё).

В Интернете я нашёл замечание, автор которого назвался Инессой Кимовной: «Когда читаешь воспоминания из детства, непременно вспоминаешь и своё... У нас было хорошее детство, очень общественное, нас не боялись отпускать на улицу, поэтому было много друзей, о которых до сей поры вспоминаешь с теплом и любовью. Немного жаль нынешних малышей, которые многого лишены — с одной стороны, у них есть всё, но мало общения со сверстниками без вмешательства взрослых, слишком много опеки» («Игры нашего детства. Иллюстрированная ностальгия»).

Счастливое детство невозможно без свободы, самодеятельности, полёта и риска. Невозможна детская самодеятельность — основа детской субкультуры под чьим-то не прерывающимся руководством и непрерывным наблюдением всевидящим глазом (человеческим или электронным) всегда и везде.

Конец истории детской городской субкультуры

Скажу теперь о происходящем на наших глазах конце истории детской городской субкультуры. Для понимания п достаточно сравнить главное в первой и третьей эпохах.

В первую эпоху практически все игры и вся жизнь детей зарождались в условиях их свободного творчества вместе со сверстниками вне диктата и надзора взрослых.

В третью эпоху, наоборот, практически все игры и способы досуга созданы взрослыми и внедрены радениями взрослых в детскую жизнь, вместо вытесненной самодеятельной детской культуры. Часто внедрены грубо и насильственно психотропными средствами рекламы.

Другими словами, за внешним глянцем разнообразной жизни современных детей кроется разрушенная детская культура с её самобытностью, спонтанностью, самоуправлением и самоорганизацией.

Если высказаться предельно ясно, то ситуация сложилась такая: была ниша уникальной преемственной самостоятельной детской культуры, которую взрослые заняли своими инородными для детей продуктами, созданными часто ради коммерческого успеха тех же взрослых. Словом, дети стали средством коммерческой выгоды, а не «цветами жизни».

Где искать самобытную детскую культуру? Конечно, как всегда, в глубинке — в малых городах, посёлках, деревнях.

***

К сожалению, история культуры — это история не только приобретений, но и безвозвратных потерь. Невозможно вернуть описанную среду обитания детей, благоприятную для их самодеятельности и самоорганизации вне всевидящих глаз и ушей взрослых. Но это часть истории культуры в целом, и память о ней надо сохранить, пока она не забыта.

А некоторым родителям стоит остановиться в рвении надзирать всё и вся в детской жизни.

Источник: kazan-journal.ru

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS