Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Если раньше (25-30 лет тому назад) на славянских языках (их более 150-ти) во всём мире разговаривало более 400 млн. человек, в том числе на русском – 200 млн. (для сравнения укажем: на английском  в современном мире разговаривает более 700 млн., а на китайском 1,2 млрд. человек),  то их число теперь убавилось на все 10-15%. На последнем рубеже веков приверженцев православия, как главной веры славян,  насчитывалось свыше 220 млн. (3,6% общей численности населения мира), соответственно католиков - 968 (17,5%), протестантов – 466 (5,6%),  иудеев 14 млн. (0,2%), а, скажем,  исламистов – 1,2 млрд. (19,6%). Теперь (2016г.) в мире, в том числе в славянских странах, православных стало меньше, католиков и протестантов осталось столько же, а иудеев и исламистов – больше. При явном снижении численности и доли православных характерным для этих стран в последние десятилетия стало также усиление позиций протестных сектантских христианских вер (староверов, баптистов,  евангелистов, адвентистов и т.д.), общий численный состав которых (275 млн. или 4,6%) в современном мире превышает численность всех  ортодоксальных православных. В интегрированном виде вековую склонность к ментальной медлительности, доминированию противоборствующих тенденций и внутреннему противодействию энергичному росту славян как мировой цивилизации наглядно характеризуют следующие поучительные данные. Для увеличения численности населения на 1 млрд. человек человеческому роду первый раз потребовалось более 6 тыс. лет  (4200 гг.  до н.э. – 1820 гг. н.э.), второй раз – 107 лет (1821-1927 гг.), третий раз – 33 года (1928-1960 гг.), четвёртый раз – 14 лет (1961-1974 гг.), пятый раз -13 лет (1975-1987 гг.), шестой раз - 12 лет (1988-1999 гг.), седьмой раз - тоже 12 лет (2001-2011 гг.). В восьмой раз уставшее человечество увеличит свою численность на 1 млрд. человек уже только через 18 лет (2012-2029 гг.), а при достижении 14 млрд., что по предположению некоторых учёных должно случиться в 2135 г. (С.П.Капица), оно вообще прекратит свой рост. Факт, конечно, весьма спорный, если его прямо не связывать с апокалипсисом и не знать, что за всю историю рода человеческого на земле до настоящего времени родилось и проживало, включая нынешние 7,5 млрд., более 110 млрд. человек и едва ли не каждый из них являлся невольным слушателем этой мифической гипотезы, конца, впрочем, как и начала которой, как не было, так и нет!

И поэтому не случайно, а закономерно, что в результате этих противоборств и хронически порождаемых конфликтов и взаимных обид и  притязаний, (ныне, в частности, между Россией и Украиной или Польшей и Россией),  престиж славян (и прежде всего престиж России) и их доля в мировых делах и мировой экономике, как свидетельствуют приводимые далее данные (табл. 3-5, рис. 1-2), стали понижаться. На фоне заметных успехов других продвинутых ныне народов и цивилизаций (и не только ансамбля западных стран или Индии и Китая, но и целого ряда стран исламского мира, в частности Индонезии или Ирана) сегодня не только Россия, но практически и все другие страны славянского мира, за исключением, быть может, Польши, Чехии и Словакии, в том числе по причинам ментальной замкнутости и самоизоляции, номинируются как  страны упущенных возможностей, а отчасти и страны – изгои.

Как видим, при внешнем относительно высоком уровне концентрированного проживания и однородного этнического поведения общая карта современного расселения славян едва ли не самая пёстрая за всю историю их существования. Не в этом ли хроническом и растущем рассеянии славян,  почти вечной внутривидовой их обособленности и  разобщённости, их своеобразной замкнутости  и склонности к латентному образу жизни на фоне изображения обычаев и традиций общинного рода - главная причина  зыбкости и неустойчивости Славянского  мира, его едва ли не самая отличительная черта?

Признавая эти свойства характерными не  на пустом же месте, славянам, особенно русскоязычным славянам, на протяжении  своей жизни не раз приходилось (приходиться и в наш век) выслушивать о себе самые горькие и нелицеприятные, но, увы, во многом правдоподобные суждения, которые, на наш взгляд, пожалуй, в наиболее обнажённой и ранимой форме высказал известный русский писатель и правовед  И.С.Шмелёв (1873-1950 гг.), которого трудно было заподозрить в нелюбви к своему народу. Вот это обжигающее душу каждого честного человека и не единожды цитируемое, но всегда стираемое официозом из памяти, по мнению многих миллионов его соотечественников, адекватное суждение: «Русские – народ, который ненавидит волю, обожествляет рабство, любит оковы на своих руках и ногах, любит кровавых своих деспотов, не чувствует никакой красоты, грязный физически и морально, столетиями живёт в темноте, мракобесии, и пальцем не пошевелит к чему-то человеческому, но готовый всегда неволить, угнетать всех и всея, весь мир. Это не народ, а историческое проклятие человечества». Впрочем, в России подобные категорические суждения высказывали и многие другие именитые противники славянофилов, в частности П. Чаадаев, А. Герцен, Ф. Достоевский, А. Толстой, Н. Гумилёв. Или всё это не так, одна обида на тюремную судьбу, которая постигла автора (и миллионы его сокамерных единомышленников, включая, скажем, того же достопамятного А.И.Солженицына)? И Славянский мир – это нечто другое, более глубинное, это сегодня и то, и другое и ещё нечто третье, некое единство и противоположность в одном флаконе,  как это на разные лады толкует  нынешняя разночинная пропаганда, некая феноменология  отрицания отрицанием и вечной борьбы противоположностей - вот вопрос, который на протяжении веков, не имеет однозначного понимания и ответа?

Как разрешается и как правильно разрешать этот вопрос сегодня? На наш взгляд, правильное разрешение этого вопроса возможно при предъявлении фактических доказательств о существовании этого мира и невозможно иначе. Одними  из самых убедительных  среди таких доказательств являются доказательства факта существования и развития солидарной экономики Славянского мира, формирующей его основу основ, его общий фундамент. В частности, фундаментальные оценки, характеризующие историческое развитие и современное положение Славянского мира в общемировом контексте,  в том числе раздельно положение в современном мировом пространстве двух разных групп формирующих его стран – стран  титульного (коренного) и стран  не титульного (некоренного) происхождения и проживания славян. В прошлом такие доказательства подменялись общими рассуждениями и идеологическими аргументами и лишь в незначительном объёме подтверждались конкретными фактами и достоверными сравнительными оценками.

 

***

Представлять развитие Славянского мира вне других цивилизаций и далее мировой экономики, равно как и развитие мировой экономики без Славянского мира - это значит представлять часть без органически взаимосвязанного единого целого, т.е. не полно и, возможно, всегда в немалой мере искаженно. Тем более, если это делать вне ретроспективы, где причинная взаимосвязь факторных показателей такого сложного явления полноценно, без потерь для понимания и оценки целого. только и может быть установлена. При этом для обеспечения полноты сравнения следует исходить из рассмотрения экономики этого мира не только в собственном национальном, но и в западноевропейском её понимании, что не присуще многим ранее выполненным исследованиям на эту тему. «Хозяйство есть трудовая деятельность,- писал С.Н.Булгаков. – Признак хозяйства не национальность, а – трудовое воспроизведение или завоевание жизненных благ, материальных или духовных, в противоположность даровому их получению… Мир как хозяйство – это мир как объект труда, а постольку и как продукт труда»1.

Экономика Славянского мира,  ее основная часть и своего рода, базис – это, разумеется, и прежде всего, экономика Русского мира и далее самой России, называемая еще – отечественной экономикой. Однако, особенно сегодня (при этом не столько в формальном понимании, сколько по самой сути) экономика Славянского мира – это далеко не экономика Русского мира. А экономика Русского мира  – это далеко не только экономика самой России, ныне Российской Федерации. Значительная часть  этой экономики по разным причинам (ныне, в первую очередь, в силу произошедшего разрушения СССР, распада Югославии, Чехословакии; в далёкие времена – первого славянского государства Само (623 год новой эры, ныне территория Моравии), Великого княжества Литовского, Киевской Руси, в новые времена – Австро-Венгрии, Российской империи, Речи Посполитой), впрочем, как и экономики любой другой многоукладной страны с разнонаправленными векторами исторического развития находится (по другим причинам находилась и в прошлом) за ее пределами, прежде всего в государствах однородного славянского мира – на Балканах, в Польше, Белоруссии, Приднестровье, Украине.

Представляющая ментально единое целое, но состоящая из различных насильственно расчлененных частей, существующих обособленно в пространстве и во времени, такой экономикой сегодня и предстает экономика Славянского и далее  Русского мира.

И именно в таком широком смысле и полноценном, а не как теперь, кратно, а подчас и многократно усеченном и приниженном виде Славянский и далее Русский мир, их роль и место, авторитет и значение, как раз и должны бы позиционироваться в современном мире.

Между тем в нынешних (и не только в зарубежных, но и в многочисленных славянских)  исследованиях  такое полноценное видение Славянского и особенно Русского мира по разным (прежде всего политическим) причинам, в том числе из-за не признаваемого миром присоединения к России Крыма,  и применения санкций, подвергается ревизии и отвергается, что искажает реальное представление о соотношении экономических сил в современном мире, подрывает доверие к славянской исторической науке и наносит немалый урон не только российской, но и всей славянской экономической  практике.


1 Булгаков С.Н. Сочинения в 2 т. Т. 1. Философия хозяйства. Трагедия философии. М., 1993. С. 86, 87.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS